СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года)

 

Ярцева Д.О., Трубарова Е.В. Экскурсионное дело как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Автор: Ярцева Диана Олеговна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория.

Автор: Трубарова Елена Владимировна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 10 лет.

ФГОС требует от нас поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению обучающихся. В связи с внедрением новых информационно-коммуникативные технологий в процесс образования существенно изменился подход к реализации программ дополнительного образования, а в нашем случае это экскурсии, возникли новые возможности, а вместе с этим и новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

 

Виртуальная экскурсия позволяет педагогу интересно организовать образовательный процесс и имеет ряд преимуществ перед традиционной экскурсией: не покидая здания школы можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны. Вместе с тем проведение виртуальных экскурсий педагогами на уроках и во внеурочной деятельности способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала.

 

Экскурсионное дело является одной из ведущих программ внеурочной деятельности в нашей школе, именно поэтому и учителя английского языка не могли обойти стороной эту интересную тему. Также такой великолепный и знаменитый своей историей город Кронштадт практически не имеет доступной информации о себе на английском языке в сети интернет, изложенной в доступной форме для обучающихся. Так и возникла идея сетевого проекта о Кронштадте на английском языке.

 

Цель данного проекта: Развивать бережное отношение к культурному наследию и любовь к родному городу Кронштадту при ознакомлении обучающихся с достопримечательностями с помощью виртуальных онлайн-экскурсий на английском языке в рамках сетевого проекта на платформе Genially.

 

Основная идея проекта заключается в формировании у обучающихся системных знаний по истории и культуре родного города, что способствует развитию бережного отношения к историческим местам, воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине средствами иностранного языка, а также созданные экскурсии послужат путеводителем по нашему городу для туристов.

 

Виртуальные экскурсии позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, отчего значительно повышается познавательная активность обучающихся, они способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы.

 

При реализации проекта хотелось найти новую форму работы, такую, которая будет одинаково интересна и ребятам, и родителям, и нам - учителям. Для нас настоящим открытием стал инструмент Genially для создания интерактивных презентаций онлайн, который значительно расширяет возможности представления учебной информации, позволяет повысить мотивацию обучающихся, расширить кругозор, провести виртуальные экскурсии прямо в школе.

 

Это веб инструмент. То есть для создания презентации не нужны предварительно установленные программы, а только доступ в интернет.

 

Genially позволяет создавать интерактивные образовательные ресурсы:

-дидактические материалы,

-презентации,

-игры,

-интерактивные изображения,

-карты.

 

В личном кабинете предусмотрены готовые шаблоны под различные педагогические задачи. Genially позволяет организовать совместную работу над проектами, что важно для формирования навыков совместной работы учащихся.

 

Результат работы над проектом можно представить непосредственно по ссылке в самом сервисе Genially. Помимо этого, готовым ресурсом можно поделиться в социальных сетях, опубликовать ресурс на любом сайте, в системе обучения (например, Moodle), выгрузить в формате pdf, jpg (для доступа офлайн).

 

В Genially мы создали интерактивную презентацию - проект «Kronshtadt for English learners», которая позволяет отправиться на виртуальные онлайн-экскурсии по Кронштадту.

 

В ресурсе разработана викторина, которая перед началом работы по достопримечательностям в игровой форме проверяет общие знания учащихся о городе.

 

На слайде содержания вы видите несколько разделов. Мы работаем над этим проектом первой год и в процессе будут разработаны разделы: Famous people, World War, Forts and lighthouses. На данный момент разработан первый раздел «Places of interest» - это интерактивный плакат, где все картинки кликабельны и ведут нас на слайд с материалами о достопримечательности города.

 

Давайте на примере одной из достопримечательностей покажем систему работы. Например, Якорная площадь. Сначала учащимся предлагалось отработать новую лексику с помощью двух сервисов quizlet (заполнить слова с переводом, послушать произношение слов, вставить пропущенные буквы слова – обучающиеся полностью отрабатывали лексику в игровых заданиях).

 

После отработки новой лексики можно посмотреть видео, записанное нашими подготовленными учащимися с «Экскурсионного бюро». После ознакомления с новой лексикой и просмотра и прослушивания текста обучающимся предлагается выполнить разные задания по тексту в learning. apps и Google forms.

 

Google forms является самым удобной платформой для создания упражнений и тестов. Плюсом данной платформы является простота проверки созданных заданий.

 

А также можно воспользоваться нашим аудиогидом, созданном на izi.travel в режиме реальной прогулки по городу. Этим аудиогидом также рекомендуем воспользоваться и гостям нашего сегодняшнего мероприятия для прогулки по основным достопримечательностям Кронштадта.

 

Готовый ресурс будет опубликован по ссылке на сайте школы. Воспользовавшись им, вы можете оставить свою запись в нашей Guestbook с отзывом или предложением о проекте.

 

Для того, что обогатить нашу презентацию виртуальными онлайн - экскурсиями в работе приняло участие около 20 обучающихся с 6-10 классы. Детям предлагалось прийти на дополнительные занятия после уроков и проработать материал к записи виртуальный экскурсий. Мы изучали не только языковой материал по теме, но и готовились к публичным выступлениям и говорить на камеру с микрофоном. Очень мешали погодные условия, и некоторые ребята казались скованными на камеру, но после завершения общего фильма, многие ребята предложили переснять отдельные фрагменты в теплые дни.  Отрывок из нашего фильма вы видели на открытии методического городского семинара для учителей иностранного языка.

 

Одно дело, когда ты сам, один увлечен идеей, и совсем по-другому выглядит твоя идея, когда ты увлекаешь за собой своих учеников. У тебя появляются соратники, помощники, воплотители твоих идей, которые помогают, но и сами вносят что-то свое новенькое.

 

Проведя эту работу, хотя как-то не можем называть это работой. Скорее, благодаря нашей общей с ребятами совместной увлеченности, общей цели и идее, мы смогли, привить нашим маленьким Кронштадтцам чувство гордости за то, что они являются жителями такого прекрасного, пусть старинного, но вместе с тем такого современного, благоустроенного города. Города, у которого очень богатое культурное и историческое наследие. И всему этому поспособствовало участие ребят в виртуальных экскурсиях.

 

В будущем мы продолжим работу по этой теме и применим все задания и опыт в данной теме со следующими нашими обучающимися.