Кронштадтская школьная лига Выпуск №28 (март 2022 года) » Развитие функциональной грамотности
Автор: Ярцева Диана Олеговна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория.
Автор: Боброва Светлана Владиславовна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы, стаж работы 7 лет, первая квалификационная категория.
Федеральные нормативные документы включают задачу формирования функциональной грамотности. Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская и др.) Читательская грамотность является одним из главных показателей качества современного образования. Между тем, от умения читать и понимать прочитанное зависит успех всего обучения учащегося в школе независимо от учебного предмета.
Каждая школа сталкивается с одной из методических проблем - формированием читательской грамотности. Как посредством изучения учебного материала различных предметов формировать умение читать и понимать прочитанное?
Мы задумались о способах получения улучшения результатов ЧГ на наших предметах и провели серию бинарных занятий английского языка и литературы, которые способствовали формированию читательской грамотности. Сегодня мы расскажем вам о нашем опыте проведения таких занятий.
Большое разнообразие текстов в учебниках английского языка и литературы дают возможность учителям формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом при просмотровом, ознакомительном, изучающем чтении на разных этапах работы с текстом.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Нам знакомы понятия «функциональная грамотность» и «читательская грамотность».
А чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать приобретенные навыки для получения информации из текста: для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.
Учитывая все вышесказанное, цель нашей работы – проанализировать возможности применения технологии критического мышления через чтение и письмо для формирование читательской грамотности.
Для достижения цели необходимо решать следующие задачи при работе с различными видами текста:
- учить понимать смысл прочитанного;
- учить извлекать и анализировать информацию;
- учить умению задавать вопросы и отвечать на них;
- учить находить главную мысль и передать основное содержание прочитанного;
- строить на основании прочитанного простые суждения и размышления.
Основной идеей нашей практики является то, что при изучении иностранного языка можно формировать читательскую грамотность так же, как и при изучении родного языка. При работе с иноязычными текстами формируются те же навыки, что и при чтении текстов на родном языке (читательская зоркость, грамотность, умение формулировать свою речь четко и логично, анализировать и др.).
Формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.
Мы отдали приоритет сплошным текстам как более сложным для восприятия и анализа.
К сплошным текстам относят:
- описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.
Для бинарных занятий мы выбрали двух зарубежных поэтов - Роберта Бернса (1759-1796) и Джорджа Гордона Байрона (1788-1824); двух зарубежных писателей - О. Генри (1862-1910) и Рэя Дугласа Брэдбери (1920-2012), которых учащиеся 7-х классов проходят по литературе школьной программы. Составили тексты биографии с интересными фактами о поэтах и писателях сначала на русском языке - потом перевели на английский.
Проводя бинарные занятия, обучающимся на одном из этапов урока - операционно-деятельностном - была предложена работа с текстами, в конструктивной основе использовали технологию развития критического мышления, которую составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление - размышление».
На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Перед выполнением основных заданий на первых двух бинарных занятиях мы использовали прием «Таблица: верю/не верю», а на других - «Таблица: Знаю, хочу узнать, узнал». Учащимся предлагалось заполнить таблицы до прочтения текстов, затем они приступали к выполнению основных заданий по работе с текстом под нашим руководством. Рассмотрим задания для текстов, выполняемые на разных этапах работы.
К тексту о поэте Роберте Бернсе было предложено выполнить следующие задания: 1) Предтекстовый этап: Ответить на вопросы. 2) Текстовый этап: Расставить абзацы в правильном порядке; прочитать утверждения и ответить: правда или ложь; озаглавить каждый абзац; заполнить fact-файл; придумать заголовок к тексту 3) Послетекстовый этап: одни учащиеся придумывают вопросы, задают их; а другие - выступают в роли поэта: отвечают, используя изученную лексику, потом меняются ролями. Затем обучающемся необходимо построить монологические высказывания опираясь на fact-файл.
К тексту о поэте Джордже Гордоне Байроне были предложены выполнить следующие задания: 1) Предтекстовый этап: Ответить на вопросы. 2) Текстовый этап: Вставить пропущенные предложения в текст; озаглавить каждый абзац; выбрать из двух слов то, которое подходит по контексту; заполнить fact-файл. 3) Послетекстовый этап: Обсудить вопросы в парах.
К тексту о писателе О. Генри нужно было выполнить следующие задания: 1) Предтекстовый этап: Ответить на вопросы. 2) Текстовый этап: Преобразовать слова в скобках в нужные формы; вставить предложенные слова в предложения; озаглавить текст. 3) Послетекстовый этап: придумать три вопроса о писателе, поработать в парах, затем опираясь на вопросы, построить монологические высказывания.
К тексту о писателе Рэе Дугласе Брэдбери обучающиеся выполняли следующие задания: 1) Предтекстовый этап: Ответить на вопросы. 2) Текстовый этап: Дописать предложения (конец предложения); выбрать из трех предложенных вариантов ответ на вопрос. 3) Послетекстовый этап: Обсудить вопросы в парах.
После прочтения текстов и выполнения основных заданий к текстам предлагалось снова вернуться и заполнить таблицу: «верю или не верю» или «знаю, хочу узнать, узнал» и проанализировать, что было знакомо до прочтения текста и что узнали нового. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного представления об изучаемом.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Проведя сравнительный анализ некоторых умений, можно сказать, что систематическая работа по развитию читательских навыков у обучающихся 7 классов дает неоспоримые результаты:
Умения |
7 класс |
|||
1 четверть |
2 четверть |
|||
Владеют (%) |
Не владеют (%) |
Владеют (%) |
Не владеют (%) |
|
Понимать задание на английском языке. |
47% |
53% |
57% |
43% |
Составлять связный текст из разрозненных частей. |
35% |
65% |
46% |
54% |
Находить ответы на вопросы в тексте. |
44% |
56% |
57% |
43% |
Находить в тексте предложенные слова. |
60% |
40% |
72 % |
38% |
Озаглавить текст. |
34% |
66% |
46% |
54%
|
Данная практика помогает формировать читательскую грамотность: уметь читать и понимать прочитанное, формулировать собственную речь, аргументировать свои мысли, делать выводы. Также при работе с текстами развиваются память, внимание, мышление, логика, что необходимо не только при обучении, но и для расширения своих знаний и возможностей, для дальнейшего полноценного участия в социальной жизни, достижения своих целей.
Проверить читательскую грамотность можно по трём параметрам:
1.Нахождение информации.
Найти и извлечь информацию, заданную в явном виде, сформулировать суть основных частей текста, сделать простой вывод на основе прочитанного, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста.
2.Интерпретация текста:
Обобщить информацию, расположенную в различных частях текста, соотнести текст со своим жизненным опытом и др.
3.Рефлексия и оценка
Понять и осмыслить сложный текст, оценить представленную информацию, сформулировать на её основе гипотезы и выводов и т.п.
Задания по работе с текстами направлены на проверку трех групп умений:
1. общая ориентация в тексте;
2. глубокое понимание текста;
3. оценка и применение информации из текста в учебно-практических задачах.
Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
Как показывает опыт, хорошие результаты получаются только в том случае, если работа проводится систематически. Это, конечно, относится и к формированию читательских навыков. Если планомерно и постоянно уделять внимание работе с текстами, то у учащихся постепенно будет формироваться умение читать.
Список источников: