СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №28 (март 2022 года) » Развитие функциональной грамотности


Ярцева Д.О., Боброва С.В. Практика применения бинарных занятий по формированию функциональной грамотности

Автор: Ярцева Диана Олеговна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория.

Автор: Боброва Светлана Владиславовна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы, стаж работы 7 лет, первая квалификационная категория.

Федеральные нормативные документы включают задачу формирования функциональной грамотности. Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская и др.) Читательская грамотность является одним из главных показателей качества современного образования. Между тем, от умения читать и понимать прочитанное зависит успех всего обучения учащегося в школе независимо от учебного предмета.

 

Каждая школа сталкивается с одной из методических проблем - формированием читательской грамотности. Как посредством изучения учебного материала различных предметов формировать умение читать и понимать прочитанное?

 

Мы задумались о способах получения улучшения результатов ЧГ на наших предметах и провели серию бинарных занятий английского языка и литературы, которые способствовали формированию читательской грамотности. Сегодня мы расскажем вам о нашем опыте проведения таких занятий.

Большое разнообразие текстов в учебниках английского языка и литературы дают возможность учителям формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом при просмотровом, ознакомительном, изучающем чтении на разных этапах работы с текстом.

 

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Нам знакомы понятия «функциональная грамотность» и «читательская грамотность».

 

А чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать приобретенные навыки для получения информации из текста: для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.

 

Учитывая все вышесказанное, цель нашей работы – проанализировать возможности применения технологии критического мышления через чтение и письмо для формирование читательской грамотности.

 

Для достижения цели необходимо решать следующие задачи при работе с различными видами текста:

- учить понимать смысл прочитанного;

- учить извлекать и анализировать информацию;

- учить умению задавать вопросы и отвечать на них;

- учить находить главную мысль и передать основное содержание прочитанного;

- строить на основании прочитанного простые суждения и размышления.

 

Основной идеей нашей практики является то, что при изучении иностранного языка можно формировать читательскую грамотность так же, как и при изучении родного языка. При работе с иноязычными текстами формируются те же навыки, что и при чтении текстов на родном языке (читательская зоркость, грамотность, умение формулировать свою речь четко и логично, анализировать и др.). 

 

Формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.

 

Мы отдали приоритет сплошным текстам как более сложным для восприятия и анализа.

 

К сплошным текстам относят:

- описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

 

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

 

Для бинарных занятий мы выбрали двух зарубежных поэтов - Роберта Бернса (1759-1796) и Джорджа Гордона Байрона (1788-1824); двух зарубежных писателей - О. Генри (1862-1910) и Рэя Дугласа Брэдбери (1920-2012), которых учащиеся 7-х классов проходят по литературе школьной программы. Составили тексты биографии с интересными фактами о поэтах и писателях сначала на русском языке -  потом перевели на английский. 

 

Проводя бинарные занятия, обучающимся на одном из этапов урока - операционно-деятельностном - была предложена работа с текстами, в конструктивной основе использовали технологию развития критического мышления, которую составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление - размышление».

 

На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

 

На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся  вступает в контакт с новой информацией.

 

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся  закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

 

Перед выполнением основных заданий на первых двух бинарных занятиях мы использовали прием «Таблица: верю/не верю», а на других - «Таблица: Знаю, хочу узнать, узнал». Учащимся предлагалось заполнить таблицы до прочтения текстов, затем они приступали к выполнению основных заданий по работе с текстом под нашим руководством. Рассмотрим задания для текстов, выполняемые на разных этапах работы.

 

К тексту о поэте Роберте Бернсе было предложено выполнить следующие задания: 1) Предтекстовый этап: Ответить на вопросы. 2) Текстовый этап: Расставить абзацы в правильном порядке; прочитать утверждения и ответить: правда или ложь; озаглавить каждый абзац; заполнить fact-файл; придумать заголовок к тексту 3) Послетекстовый этап: одни учащиеся придумывают вопросы, задают их; а другие - выступают в роли поэта: отвечают, используя изученную лексику, потом меняются ролями. Затем обучающемся необходимо построить монологические высказывания опираясь на fact-файл.

 

К тексту о поэте Джордже Гордоне Байроне были предложены выполнить следующие задания: 1) Предтекстовый этап: Ответить на вопросы. 2) Текстовый этап: Вставить пропущенные предложения в текст; озаглавить каждый абзац; выбрать из двух слов то, которое подходит по контексту; заполнить fact-файл. 3) Послетекстовый этап: Обсудить вопросы в парах.

 

К тексту о писателе О. Генри нужно было выполнить следующие задания: 1) Предтекстовый этап: Ответить на вопросы. 2) Текстовый этап: Преобразовать слова в скобках в нужные формы; вставить предложенные слова в предложения; озаглавить текст. 3) Послетекстовый этап: придумать три вопроса о писателе, поработать в парах, затем опираясь на вопросы, построить монологические высказывания.

 

К тексту о писателе Рэе Дугласе Брэдбери обучающиеся выполняли следующие задания: 1) Предтекстовый этап: Ответить на вопросы. 2) Текстовый этап: Дописать предложения (конец предложения); выбрать из трех предложенных вариантов ответ на вопрос.  3) Послетекстовый этап: Обсудить вопросы в парах.

 

После прочтения текстов и выполнения основных заданий к текстам предлагалось снова вернуться и заполнить таблицу: «верю или не верю» или «знаю, хочу узнать, узнал» и проанализировать, что было знакомо до прочтения текста и что узнали нового. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного представления об изучаемом.

 

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 

Проведя сравнительный анализ некоторых умений, можно сказать, что систематическая работа по развитию читательских навыков у обучающихся 7 классов дает неоспоримые результаты:

Умения

7 класс

1 четверть

2 четверть

Владеют

(%)

Не владеют

(%)

Владеют

(%)

Не владеют

(%)

Понимать задание на английском языке.

47%

53%

57%

43%

Составлять связный текст из разрозненных частей.

35%

65%

46%

54%

Находить ответы на вопросы в тексте.

44%

56%

57%

43%

Находить в тексте предложенные слова.

60%

40%

72 %

38%

Озаглавить текст.

34%

66%

46%

54%

 

 

Данная практика помогает формировать читательскую грамотность: уметь читать и понимать прочитанное, формулировать собственную речь, аргументировать свои мысли, делать выводы. Также при работе с текстами развиваются память, внимание, мышление, логика, что необходимо не только при обучении, но и для расширения своих знаний и возможностей, для дальнейшего полноценного участия в социальной жизни, достижения своих целей.

 

Проверить читательскую грамотность можно по трём параметрам:

1.Нахождение информации.

Найти и извлечь информацию, заданную в явном виде, сформулировать суть основных частей текста, сделать простой вывод на основе прочитанного, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста.

2.Интерпретация текста:

Обобщить информацию, расположенную в различных частях текста, соотнести текст со своим жизненным опытом и др.

3.Рефлексия и оценка

Понять и осмыслить сложный текст, оценить представленную информацию, сформулировать на её основе гипотезы и выводов и т.п.

 

Задания по работе с текстами направлены на проверку трех групп умений:

1. общая ориентация в тексте;

2. глубокое понимание текста;

3. оценка и применение информации из текста в учебно-практических задачах.

 

Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

 

Как показывает опыт, хорошие результаты получаются только в том случае, если работа проводится систематически. Это, конечно, относится и к формированию читательских навыков. Если планомерно и постоянно уделять внимание работе с текстами, то у учащихся постепенно будет формироваться умение читать.

 

Список источников:

  1. Ощепкова Т.В. Приемы обучения различным видам чтения.
    Журнал «Иностранные языки в школе» №3, 2005 год.- С.14-21. 
  2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.:Просвещение, 1991 год.- 287 с.
  3. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс].  - Режим доступа: https://www.slovesnic.ru/attachments/article/303/frrozhdest.pdf?ysclid=l3vmd1dnhh
    Дата обращения: январь 2022 г.