Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (апрель 2025 года)
Автор: Якименко Оксана Николаевна, учитель ГБОУ школа №676 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 33 года, высшая квалификационная категория.
Любовь к родному краю, культуре, речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Нравственность и патриотизм – сегодня актуальная тема для нашего общества. Каким образом пробудить и воспитать в ребенке с нарушением интеллекта чувство любви к Родине, нравственные качества? Проблема нравственного и патриотического воспитания детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно такими деятелями науки, как Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, К. C. Лебединская, В. В. Лебединский и т д.
Особенности развития детей с нарушением интеллекта затрудняют процесс их воспитания. Нельзя заставить обучающихся любить окружающую природу, людей, Родину. Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное.
Учителя, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются со многими трудностями при формировании их гражданской позиции. Процесс осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности.
Ребенок с УО(ИН) с большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания у детей с УО(ИН) в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе.
Но наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности работы с ним. Просто работа идет долго и маленькими шашками.
У учеников с УО(ИН) с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка с УО(ИН) могут быть воспитаны, и для этого необходима специальная и кропотливая работа.
Для этого мы в работе используем наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя (это с удовольствием делают дети младших классов).
Обеспечить активность детей на уроках: домоводства, рисование, окружающего социального мира и т д.
Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.
Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать. Важна тактичность учителя в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.
Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся с УО (ИН), формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Семья. Родной город, Страна.
Все основные виды деятельности школьника с УО (ИН): учение, труд, общественная работа, спорт, игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения.
Для успешного формирования активной гражданской позиции необходимо: систематическое проведение тематических мероприятий на протяжении всего учебного года, тщательный отбор материала (особенно его регионального компонента), заинтересованность детей и родителей.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных ребенку с особыми образовательными потребностями, значит мы победили!
На примере своего класса, в котором обучаются дети с УО (ИН) вариант 2, могу сказать, мы двигаемся очень маленькими шагами к пониманию Родины.
В нашем классе тоже есть герой Великой Отечественной Войны, прадедушка нашего ученика.
Мустаев Иван Гаврилович, был призван в декабре 1941 и окончил в декабре 1945 года. Награждён орденом Красной звезды, имеет награды за оборону Сталинграда и взятие Кенисберга.
Мы уже начали готовимся к Дню победы, изготавливаем открытки для Ветеранов.
«С Днём Победы!»
Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма через выполнение открытки, используя различные материалы.
Задачи:
Воспитывать интерес к декоративно прикладному искусству.
Оборудование:
|
Действие учителя |
Действие ученика |
I. Организационный момент.
|
- Здравствуйте ребята. Я держу в ладонях солнце, И дарю его друзьям, Улыбнитесь – это просто Лучик солнца – это вам! Я желаю вам всем, творческого успеха! - Ребята, слушайте меня внимательно, думайте, говорите внятно. |
|
Мотивация учащихся
|
Чтоб работа закипела Приготовьте все для дела Будем клеить, мастерить- Все должно в порядке быть. Скоро наступит долгожданный праздник – день Победы. Ребята, кто знает, когда празднуется этот замечательный праздник? Мы будем поздравлять ветеранов. Наши дети по традиции будут участвовать в праздничном концерте, посвященном 9 мая. -Ребята, сегодня у нас творческий воспитательский час. А результатом творческой деятельности будет создание праздничной открытки. Посмотрите на доску. На доске картины о Великой Отечественной войне. - 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. - Сегодня на уроке об этих страницах в истории расскажут произведения искусства. Просмотр картин. Ребята, ответьте на вопрос. -Какие качества необходимы творческому человеку? -Хорошо, давайте проверим вашу смекалку. Что за комната такая? И большая, и сверкает, В ней всего так много есть: Краски, кисти, штук по шесть, И большое полотно, Разрисовано оно. -Что это, ребята? (Мастерская художника) |
На картине нарисованы солдаты. Они защищали нашу страну.
Ответы детей. (смекалка, воображение, фантазия)
(с помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа.) |
II. Сообщение темы и цели урока.
|
- Мы подошли к теме нашего занятия. - Мы сегодня все МАСТЕРА. Мы создадим открытки на ПРАЗДНИК 9 Мая и потом подарим их ветеранам, когда они придут к нам на праздничный концерт. - У вас на парте лежат предметы. - Посмотрите внимательно и скажите, что это за предметы. -Перечислите их. - Правильно, все предметы посвящены 9 мая. - Из этих предметов мы составим открытку. Это символы Победы. |
Ответы детей. Это предметы для открытки. Рамка из красного картона, серый картон, георгиевская лента, гофрированная зелёная и красная бумага, шаблоны лепестка и листка, фотография открытки. |
III. Практическое задание. |
9 МАЯ — светлый и радостный праздник. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом.
-Ребята, подумайте, как лучше разместить предметы на открытке. -Сегодня вы будете немного и дизайнерами. Элементы и изображения на открытке можно будет расположить, так как вам больше нравится. Проявите фантазию. А из получившихся работ сделаем выставку на доске, а потом и в школе. Выбор оптимального варианта открытки. Выбор художественных материалов. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
-Прочитаем, что нам понадобится. Табличка на доске. Нам понадобятся: Готовый эскиз Гуашь, кисть, Ножницы, Шаблоны, Клей. Инструктаж: Табличка на доске. С ножницами не шути, Зря в руках их не верти. И держа за острый край Другу их передавай. Лишь окончена работа Ножницам нужна забота. Надо их закрыть И на место положить. Ребята, работать будем аккуратно. Желаю удачи. (По ходу работы дети поучают необходимые рекомендации) Самостоятельная работа. Педагог контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.
|
Учащимся предлагается воспользоваться шаблонами, приготовленными учителем.
Делают упражнения Аккуратно садятся за парты. Читают на доске.
Работа выполняется индивидуально и парами
|
IV. Подведение итогов
|
Подведем итог занятия. -Что мы делали на занятии? - Какое практическое задание выполняли? - Молодцы! Все сегодня работали просто, замечательно. Давайте, сами оценим свою работу. |
Ответы детей Создавали открытку к 9 Мая. Оценивание детьми своей работы. |
Рефлексия |
Если вам понравилось занятие, и у вас все получилось, прикрепите звездочку на доску, если не понравилось или было неинтересно - кружок. Спасибо! |
|