СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (апрель 2025 года) 


Якименко О. Н. Патриотическое воспитание как средство формирования активной жизненной позиции обучающихся с умственной отсталостью

Автор: Якименко Оксана Николаевна, учитель  ГБОУ школа №676 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 33 года, высшая квалификационная категория.

Любовь к родному краю, культуре, речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

 

Нравственность и патриотизм – сегодня актуальная тема для нашего общества. Каким образом пробудить и воспитать в ребенке с нарушением интеллекта чувство любви к Родине, нравственные качества?  Проблема нравственного и патриотического воспитания детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно такими деятелями науки, как Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, К. C. Лебединская, В. В. Лебединский и т д.

 Особенности развития детей с нарушением интеллекта затрудняют процесс их воспитания. Нельзя заставить обучающихся любить окружающую природу, людей, Родину. Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное.

Учителя, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются со многими трудностями при формировании их гражданской позиции. Процесс осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности.

 

Ребенок с УО(ИН) с большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.

 

Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания у детей с УО(ИН) в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе.

Но наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности работы с ним. Просто работа идет долго и маленькими шашками.

 

У учеников с УО(ИН) с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка с УО(ИН) могут быть воспитаны, и для этого необходима специальная и кропотливая работа. 

 

Для этого мы в работе используем наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя (это с удовольствием делают дети младших классов).

 

Обеспечить активность детей на уроках: домоводства, рисование, окружающего социального мира и т д.

Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.

Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать. Важна тактичность учителя в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.

Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся с УО (ИН), формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Семья. Родной город, Страна.

Все основные виды деятельности школьника с УО (ИН): учение, труд, общественная работа, спорт, игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения.

 

Для успешного формирования активной гражданской позиции необходимо: систематическое проведение тематических мероприятий на протяжении всего учебного года, тщательный отбор материала (особенно его регионального компонента), заинтересованность детей и родителей.

 

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных ребенку с особыми образовательными потребностями, значит мы победили!

 

На примере своего класса, в котором обучаются дети с УО (ИН) вариант 2, могу сказать, мы двигаемся очень маленькими шагами к пониманию Родины.

В нашем классе тоже есть герой Великой Отечественной Войны, прадедушка нашего ученика.

 Мустаев Иван Гаврилович, был призван в декабре 1941 и окончил в декабре 1945 года. Награждён орденом Красной звезды, имеет награды за оборону Сталинграда и взятие Кенисберга.

 Мы уже начали готовимся к Дню победы, изготавливаем открытки для Ветеранов.

«С Днём Победы!»

Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма через выполнение открытки, используя различные материалы.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями создания открытки.
  • Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей, слуховое восприятие.

Воспитывать интерес к декоративно прикладному искусству.

Оборудование: 

  • образцы поздравительной открытки;
  • у обучающихся: заготовки поздравительной открытки цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик, кисточки, баночки с водой, трафареты;
  • классная доска оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

 

 

Действие учителя

Действие ученика

I. Организационный момент.

 

- Здравствуйте ребята.

Я держу в ладонях солнце,

И дарю его друзьям,

Улыбнитесь – это просто

Лучик солнца – это вам!

 Я желаю вам всем, творческого успеха!

- Ребята,  слушайте меня внимательно, думайте, говорите внятно.

 

Мотивация учащихся

 

Чтоб работа закипела

Приготовьте все для дела

Будем клеить, мастерить-

Все должно в порядке быть.

Скоро наступит долгожданный праздник – день Победы.

Ребята, кто знает, когда празднуется этот замечательный праздник?

Мы будем поздравлять ветеранов. Наши дети по традиции будут участвовать в праздничном концерте, посвященном 9 мая.

-Ребята, сегодня у нас творческий воспитательский час. А результатом творческой деятельности будет создание праздничной открытки.

Посмотрите на доску.

На доске картины о Великой Отечественной войне.

 - 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

- Сегодня на уроке об этих страницах в истории расскажут произведения искусства. Просмотр картин.

Ребята, ответьте на вопрос.

-Какие качества необходимы творческому человеку?

-Хорошо, давайте проверим вашу смекалку.

Что за комната такая?

И большая, и сверкает,

В ней всего так много есть:

Краски, кисти, штук по шесть,

И большое полотно,

Разрисовано оно.

-Что это, ребята? (Мастерская художника)

 

 

 

 

 

На картине нарисованы солдаты. Они защищали нашу страну.

 

 

Ответы детей.

(смекалка, воображение, фантазия)

 

 (с помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа.)

II. Сообщение темы и цели урока.

 

- Мы подошли к теме нашего занятия.

- Мы сегодня все МАСТЕРА.

Мы создадим открытки на ПРАЗДНИК 9 Мая и потом подарим их ветеранам, когда они придут к нам на праздничный концерт.

- У вас на парте лежат предметы.

- Посмотрите внимательно и скажите, что это за предметы.

-Перечислите их.

- Правильно, все предметы посвящены 9 мая.

- Из этих предметов мы составим открытку. 

 Это символы Победы.

 

 

 

 

Ответы детей.

Это предметы для открытки.

Рамка из красного картона, серый картон,

георгиевская лента, гофрированная зелёная и красная бумага, шаблоны лепестка и листка, фотография открытки.

III. Практическое задание.

9 МАЯ — светлый и радостный праздник. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом.

 

-Ребята, подумайте, как лучше разместить предметы на открытке.

-Сегодня вы будете немного и дизайнерами. Элементы и изображения на открытке можно будет расположить, так как вам больше нравится. Проявите фантазию. А из получившихся работ сделаем выставку на доске, а потом и в школе.

Выбор оптимального варианта открытки. 

Выбор художественных материалов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

-Прочитаем, что нам понадобится. Табличка на доске.

Нам понадобятся:

Готовый эскиз

Гуашь, кисть,

Ножницы,

Шаблоны,

Клей.

Инструктаж: Табличка на доске.

С ножницами не шути,

Зря в руках их не верти.

И держа за острый край

Другу их передавай.

Лишь окончена работа

Ножницам нужна забота.

Надо их закрыть

И на место положить.

Ребята, работать будем аккуратно. Желаю удачи.

(По ходу работы дети поучают необходимые рекомендации)

Самостоятельная работа.

Педагог контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащимся предлагается воспользоваться шаблонами, приготовленными учителем.

 

 

 

 

 

Делают упражнения

Аккуратно садятся за парты.

Читают на доске.

 

 

 

 

Работа выполняется индивидуально и парами

 

IV. Подведение итогов

 

Подведем итог занятия.

-Что мы делали на занятии?

- Какое практическое задание выполняли?

- Молодцы! Все сегодня работали просто, замечательно.

 Давайте, сами оценим свою работу.

Ответы детей

Создавали открытку к 9 Мая.

Оценивание  детьми своей работы.

Рефлексия

Если вам понравилось занятие, и у вас все получилось, прикрепите звездочку на доску, если не понравилось или было неинтересно - кружок. Спасибо!