СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (февраль 2025 года) 

 

Шлендова М.А. Школьный Музей - центр патриотического воспитания гражданина, защитника своего Отечества

Автор: Шлендова Майя Александровна, заведующая школьным музеем, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 58 лет, без категории.

1.Школьный музей — это форма дополнительного образования, развивающая творчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность сохранения исторической памяти.

В середине ХХ века Министерство Просвещения спускает предписание для всех ОУ страны, где рекомендует в  школьные программы включать мероприятия послеурочного времени. Это были первые шаги по развитию внеклассной, внешкольной деятельности ОУ через работу предметных кружков по интересам с определением главных ценностных  ориентиров. 

          

2.Необходимость подготовки кадров педагогов по изучению родного края.

В 1980-х гг. в Академии Постпедагогического Образования в Ленинграде открываются курсы подготовки педагогов по изучению родного края. Одним из преподавателей на курсах был историк, писатель, автор учебников по истории Санкт-Петербурга за период от XVIII-XIX вв. до наших дней, методист кафедры «Краеведение» - А.В. Даринский. Его учебники «История СПБ XVIII-XIX вв.», изданные в Санкт-Петербурге были очень хорошим методическим пособием для педагогов, работающих с учащимися по изучению истории родного края.

Благодаря курсам переподготовки педагогов при Ленинградской Академии Переподготовки учителей и лично Даринского А.В. я смогла подготовить авторские проекты по изучению истории родного края северо-западного региона. Мною изданы учебные пособия по истории города-крепости Кронштадт, пособия для учащихся «Дневник школьника» 4-8-х классов «События, факты, люди». Малая энциклопедия «Они родились в Кронштадте» о знаменитых кронштадтцах, журнал стихов «Я помню войну». Этими пособиями до сих пор пользуются педагоги. 

А изданы эти книги при поддержке кафедры «Краеведение» Академии постпедагогического образования (1998 – программа «Мой родной город», 1999 год – программа  «Экскурсовод», одобрены администрацией Кронштадта в 2004-2006 гг. 

 

3.Новые задачи по патриотическому и нравственному воспитанию.

Какие задачи поставлены перед ОУ в XXI веке? В малых группах дети получают навыки   творческой   работы.   Руководители, наставники поощряют лучших воспитанников, отмечая их трудолюбие, честность, ответственность, уважительное отношение к старшим, бескорыстие, любовь к своей малой Родине и гордость за успехи своей Великой Отчизны. 

Такие задачи поставлены перед ОУ России и в ХХI веке, так как в программах по истории России, соответствующих  ФГОС не предусмотрены часы на изучение регионального компонента. В этой ситуации внеурочная деятельность должна была обеспечить реализацию данного пробела по изучению истории края. 

В  2022   году  из  Министерства  Образования  дано  предписание  всем образовательным   учреждениям   страны   активизировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи. С этой целью во всех учебных заведениях страны рекомендовано создать условия для организации работы музеев, выставок, залов. 

 

 4. Вопрос о необходимости развития школьных музеев.

Для сохранения исторической памяти в преддверии 80-летия Победы во всех регионах страны рекомендовано развивать молодёжные патриотические объединения. Школьные музеи стали центром борьбы за сохранение исторической правды. Если учреждения образования главной задачей ставят уровень образованности учащихся, то на долю музеев выпадает более важная функция, где первично воспитание, а не образование. Об этом говорил В.В. Путин, выступая на фестивале молодёжи. 

К концу 2024 года музеи должны появиться в каждой школе. Такое поручение дал Президент России Владимир Путин. Сегодня в России действуют 22 тысячи школьных музеев. Их задача - прививать детям любовь к Родине. 

Воспитание — это деятельность, направленная на всестороннее развитие личности. Ф. Достоевский писал: «русская  нация - необыкновенное явление в истории человечества». Чем же наш народ отличается от других людей, живущих на планете? А тем, что многие столетия в нашем народе сохраняются, живут и передаются из поколения в поколение главные ценности гуманных человеческих отношений. 

Куклачёв Ю. Д. - писатель, телеведущий, заслуженный актёр делится своими мыслями о нравственных ценностях нашего общества. 

«У нас раньше, в советское время, идёшь бывало по улице, видишь плакат: «ЧЕСТЬ.СОВЕСТЬ». Эти слова - важнейшая часть нашего бытия. А какие добрые фильмы показывали! Нравственность, моральные ценности закладываются с детства. Многодетные семейные коллективы — это же наша главная национальная традиция. Кто-то "очень умный" предложил убрать из программ ВОСПИТАНИЕ. Пусть этим семья занимается. Но это же - предательство! Общество, мы все вместе должны воспитывать молодое поколение в духе преданности народным традициям, учить верности своему Отечеству, на примерах наших героев».

Ф.М. Достоевский - истинный патриот любил Россию, верил в нее.

«Да, мы веруем, что русская нация — необыкновенное явление в истории всего человечества. Характер русского народа до того не похож на характеры всех европейских народов,  что европейцы до сих пор не понимают его. Русский человек со всеми уживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы». 

Эти слова великого мыслителя XIX века сегодня особенно актуальны и многократно звучат из уст руководителя нашей страны, президента В.В. Путина: «Школьные музеи – это, прежде всего, воспитательное и образовательное пространство. Они чаще всего посвящены истории, культуре родного края, его достопримечательностям, подвигам земляков. Они выполняют важную государственную задачу: воспитывают настоящих патриотов, прививая детям любовь к своей большой и малой Родине».

Чтобы решить важную государственную задачу - воспитать патриота необходимо: 

-во-первых,  создать  условия для  формирования у  подростков     региональной и гражданской   идентичности,   обеспечивая развитие интеллектуальных, учебных умений, творческих способностей для самореализации и формирования личности;

- во-вторых, определить возможности города, района, образовательного учреждения в необходимости активного включения учащихся в поисковую, исследовательскую, краеведческую, проектную, экскурсионную деятельность, связанную с историей родного края и историей большой страны.

 

5. Создание музея «Остров Котлин», его задачи и возможности.

В 422 школе Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга музей появился в 2002 году по инициативе учителя истории Шлендовой М.А. при активной поддержке директора школы Кирейшиной Л.А. и педагогического коллектива. Работа в музее «Остров Котлин» призвана научить обучающегося трудиться в команде, подбирать материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего  труда. Школьный музей даёт  возможность  попробовать  свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций: экскурсовод, краевед, архивариус, исследователь, оформитель, актёр, сценарист, художник, фотограф, — всё это обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.

 

Возможности музея школы.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

С 2001 года учащиеся под руководством учителя истории начали поисково-исследовательскую работу по сбору материалов. В результате этой работы накопилось много полезных, нужных материалов об истории крепости, о культуре и быте народов, населяющих наш край.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания. Музей осуществляет связь времен, даёт нам уникальную возможность  сделать своими союзниками в учебно-воспитательном процессе тех людей, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя свидетельства своего существования в виде памятников материальной и духовной

культуры.

Участие детей в поисковой работе, изучении и описании музейных предметов, создание экспозиций, проведение  экскурсий, конференций — это полезная практика. 

 

6. Способы организации работы музея (из личного опыта).

В 1961 году я пришла работать в школу №424, которая располагалась в здании бывшей казармы Морского ведомства на ул. Коммунистической. Школа была большая, в каждой параллели по 4 класса. Моя должность называлась: старшая пионервожатая. Работа по организации мероприятий для разных возрастных групп, которые представляли собой пионерские, октябрятские и комсомольские отряды, по форме напоминающие боевые объединения детей со своим Уставом, правилами, законами. Здесь в форме игр, творческих занятий, культурно-массовых мероприятий, конкурсов давалась чёткая установка: добросовестно учись, честно трудись, участвуй в общественной жизни. «Ищи, твори, пробуй!»; «Лучше  меньше,   да   лучше!  Делай  как  мы-  делай  лучше  нас»  — это  речовки пионеров 60-70-х гг.

В 1962 году мы со старшими ребятами 424 школы начали создавать музей. Сначала организовали выставку к 9 мая в1963 г. «Из семейных фондов». А к 20-летию Победы торжественно открыли первый зала музея. Экспозиция была посвящена героям Балтики. На базе музея работала школа экскурсоводов. В 1964 - 1965 уч.году открыли второй зал. Музей просуществовал 9 лет,  был закрыт в связи с переездом школы по новому адресу. А его уникальные экспонаты пропали, разошлись в неизвестном направлении. Лично для меня, моих близких людей, ребят-краеведов это была большая потеря и духовное разочарование.

В 2001 году я перешла работать учителем истории в 422 школу и сразу начала создавать новый музей. Первая выставка открыта  в 2002 году, а в 2004 году школьный музей официально зарегистрирован. 

Четыре года потребовалось нам, чтобы из нескольких разрозненных выставок создать музейную экспозицию, охватывающую огромный пласт истории города-крепости. Школьный музей даёт  возможность  детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Выполняя разные роли: экскурсовод, исследователь, оформитель, оператор, актёр, художник, фотограф, краевед, - ребята получают новые знания, учатся работать в коллективе, обогащают свой жизненный опыт, приучаются к ответственности и дисциплине.  

 

7. Музейные технологии сегодня более разнообразны:

7.1. Подготовка и проведение экскурсий. 

7.2. Игры-квесты.

7.3. Выставки.

7.4. Работа в архивах музеев. 

7.5. Пополнение экспозиции.

7.6. Проектная деятельность. Сотрудничество: (совместные проекты- учитель-ученик; ученик-ученик; учитель-ученик-родители). Интересно сотрудничество детей и взрослых, где взрослому может принадлежать частичная роль организатора или консультанта. 

7.7. Участие во всероссийских и международных конкурсах даёт возможность расширить музейное пространство школьного музея. Ребята из актива музея «Остров Котлин» за последние 5  лет (2020-2025 гг.) выходили победителями Музея Победы. Активно участвовали в форумах, конференциях, слётах и съездах на площадке музея Победы в Москве и отмечены Дипломами победителей.

Творческая и активная работа в школьных музеях создаётся с помощью разнообразных форм проведения массовых мероприятий, где организаторами являются краеведы старших классов, а участниками - актив музея, а также учителя, родители, общественные организации. Такое единение главный фактор успешности работы школьных музеев и в образовательном, и воспитательном процессе.  Материалы о работе музея размещаются на сайте музея, во ВКонтакте, WhatsApp и на сайте школы.

Школьный музей в развитии патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. Здесь ребенок является не только объектом, воспринимающим определенную информации, но и участником исторического поиска и исследования.

 

*Демонстрационные материалы к данной статье можно посмотреть и скачать по ссылке.