Кронштадтская школьная лига Выпуск №27(январь 2022 года) » Эффективные практики
Автор: Шабанова Ирина Александровна, преподаватель, концертмейстер, СПб ГБУ ДО «Детская музыкальная школа №8 Кронштадтского района» имени Г.П. Вишневской, стаж работы 38 лет, высшая квалификационная категория
Автор: Ларюшина Ирина Алексеевна, преподаватель, СПб ГБУ ДО «Детская музыкальная школа №8 Кронштадтского района» имени Г.П. Вишневской, стаж работы 39 лет, высшая квалификационная категория
Звучит запись музыки из сюиты «Пер Гюнт» - «Утро»
1 ведущая: Страна живописных причудливых фьордов, неприступных скал, глубоких горных ущелий – суровая и чудесная Норвегия… «Жизнь ведет здесь вечную борьбу со скалами и побеждает. На горных скалах возникают постройки и держаться, как выносливые горные сосны, которые вросли корнями в трещину скалы и растут, питаясь бог весь чем. Кто любит жизнь и иногда боится мысли, что смерть победит ее, пусть приходит сюда, и среди этих камней он увидит, что значит жажда жизни»,- так писал о своей родине норвежский поэт Арне Гарборг.
2 ведущая: В Норвегии живут сильные, мужественные и деятельные люди, упорные в труде, готовые на подвиги. В тяжелой работе, в постоянной борьбе с природой проходит их жизнь. И они покоряют природу, заставляют ее служить себе. Они не бояться вступать с ней в самые ожесточенные схватки. Ведь именно Норвегия породила отважных путешественников, поразивших весь мир: Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена, Тура Хейердала.
1 ведущая: Народное поэтическое творчество, многочисленные легенды, созданные еще в очень далекие времена, раскрывают сказочный, своеобразный мир, населенный великанами, троллями, гномами… Необыкновенные жители гор ревниво оберегают свое достояние, но люди проникают всюду, открывая заветные тайны. У этих волшебных существ смельчаки подслушали самые красивые напевы, выучились чудесным наигрышам, составляющим отличительную особенность норвежского народного искусства. Так прекрасная и своеобразная музыка Норвегии рождает о себе сказки, и сама рождается из них.
2 ведущая:
«Могучий дух обитает в горах,
И голос его свободный
Звучит с колыбели в наших сердцах
И в чуткой душе народной…
Он – песни знакомой мотив родной.
Он – повесть, и он же – сказанье,
Он горе смягчает в груди больной,
Он счастью дает сиянье,
Он – память о прошлом, он – сила любви,
Он – честь и геройство в нашей крови,
Он в самом далеком скитанье
Звезды путеводной сиянье!», - писал Генрик Ибсен.
1 ведущая: Замечательное искусство Норвегии, его красота и самобытность долго оставались неизвестными, пока не появились большие художники, подарившие миру неисчислимые духовные сокровища своего народа. Один из этих художников – выдающийся композитор, пианист, дирижер и общественный деятель ЭДВАРД ГРИГ.
2 ведущая: На небольшом полуострове в юго-западной части Норвегии раскинулся старинный город Берген, основанный еще в Х1 веке, один из крупнейших торговых центров Западной Европы. В Бергене родились знаменитый скрипач Уле Булль, которого называли «северным Паганини»; основатель современной датской литературы драматург Людвиг Хольберг; замечательный композитор, гордость норвежского искусства, Эдвард Григ.
1 ведущая: В 18 веке шотландский купец Александр Грейг покинул родину и поселился в Норвегии. Здесь его фамилию стали писать по-другому – «Григ». Он женился на норвежке, и дети его выросли в Норвегии. Внук купца Грейга Александр Григ, английский консул в Бергене, превосходно знал историю Норвегии, любил природу и людей, был неплохим музыкантом, играл на рояле и скрипке. Жена его, Гесина-Юдит Григ, отличалась разносторонними талантами: она пела, писала стихи, превосходно играла на рояле.
2 ведущая: В доме Григов часто собирались друзья и знакомые, устраивались музыкальные вечера, домашние спектакли… Гесина Григ занималась не только домашним музицированием, она часто выступала в концертах, исполняя произведения Моцарта, Бетховена, Шопена. Музыкальной одаренностью отличались дочери Ингебьорг и Элизабет, а старший сын Йон занимался у знаменитого русского виолончелиста К.Ю. Давыдова, став в родном Бергене прекрасным виолончелистом и музыкальным критиком. Младший же сын впоследствии стал известен всему миру. Это был четвертый ребенок Григов, родившийся 15 июня 1843 года – ЭДВАРД ГРИГ.
1 ведущая: Когда приходят гости и начинает звучать музыка, маленький Эдвард забирается в самый дальний уголок гостиной и слушает, слушает… Звучат разные инструменты, но ему больше всего нравится рояль. Эдварду только пять лет, и его не учат музыке, но на рояле он уже пробует играть. Когда никто его не слышит, он осторожно приподнимает крышку, нажимает клавиши, прислушивается… Ему нравиться каждый звук, а еще больше - если сыграть сразу несколько, например, аккорд из трех, четырех звуков или даже двумя руками комбинацию из пяти звуков, расположенных по терциям- сложный, красивый нонаккорд. Когда мальчику это удается, радости его нет границ. Ведь подобрать нонаккорд вовсе не так легко!
2 ведущая: Эдвард увлекается не только музыкой. Он с удовольствием слушает сказки, древние предания, которые рассказывает ему мать. Гесина Григ знает их великое множество и любит рассказывать сыну, а он готов слушать ее без конца. Особенно нравятся мальчику старинные скандинавские саги о могучих викингах на боевых кораблях, покоряющих неведомые страны; о вдохновенных скальдах – народных певцах, сказителях, слагающих в их честь хвалебные песни.
1 ведущая: Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. «Я и не подозревал о предстоящих мне с самого начала разочарованиях,- много лет спустя писал в своих воспоминаниях композитор. - Но скоро я открыл, что не люблю упражнений. А мать была строга. Неумолимо строга. Наверное, ее материнское сердце радовалось тому, что я мог быстро схватывать и то, и другое в силу своей музыкальности, но она ничем не обнаруживала этого. Напротив, с ней нельзя было шутить и проводить время за фортепиано фантазируя, а не разучивая заданное. Когда же я принимался за гаммы и упражнения… мать способна была контролировать меня, даже не находясь в комнате. Так, однажды я услыхал грозный окрик из кухни, где она готовила обед: «Стыдно, Эдвард! Фа диез, фа диез, а не фа!» - Я был совершенно подавлен ее превосходством». Итак, вместо того чтобы, как раньше, находить красивые аккорды, вслушиваться в звуки, подбирать услышанные мелодии, мальчику приходилось подолгу играть упражнения и гаммы. Правда, хотя это было не очень интересно, дело шло успешно. Эдвард любил мать и старался заслужить ее похвалу.
2 ведущая: Эдвард учился в школе, где царила казенная система обучения, зубрежка, муштра. Мечтательный ребенок не мог привыкнуть к суровости и холодности норвежской школьной жизни. Он хотел знать очень много. Все интересовало его: и родная история, и жизнь чужих стран, и обычаи других народов. Но учитель истории и географии ничего подобного не рассказывал, а от учеников требовал только твердо выучивать бесчисленные даты, названия, цифры, имена… На математику у мальчика сложился своеобразный взгляд. Язык цифр казался ему слишком сухим, ничего не выражающим. Неисправимый фантазер, он считал, что числа только мешают разобраться в сути задачи. Однажды, когда в классе дали задачу на умножение, Эдвард выполнил задание первым, но при решении выкинул все нули. Так, казалось ему, яснее становится содержание задачи. Понятно, что учитель не похвалил за это!
1 ведущая: Как-то раз Эдвард принес в школу тетрадку нот. На обложке крупными буквами было написано: «Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига, ор. 1». Свою тетрадь он хотел показать своему товарищу, но случайно ее увидел кто-то из учителей. Он поднял мальчика на смех, позвал еще одного учителя «полюбоваться на маленького мошенника, возомнившего себя композитором». «В следующий раз принеси лучше в приличном виде свой словарь, а эту ерунду оставь дома!» - крикнул учитель.
2 ведущая: Но был один предмет, в котором мальчик по праву считался первым и не имел соперников. Старый учитель пения чех Шедивый гордился своим учеником. Однажды на уроке преподаватель спросил, кому известно имя композитора, написавшего Реквием. Из всех учеников класса только Эдвард смог назвать Моцарта, так как давно знал и любил произведения этого великого композитора. Его музыку прекрасно исполняла Гесина Григ, любовь к Моцарту она внушила и своему сыну.
1 ведущая: В его жизнь все больше входила музыка. Эдвард мог часами просиживать за роялем, забывая обо всем. Больше всего он любил взять какую-нибудь простую мелодию и без конца изменять ее, как будто наряжая скромную красавицу в блестящие наряды. У простенькой мелодии оказывалось очень много возможностей: она могла передавать и шум волн в бурную осеннюю ночь, и вой зимней метели, и спокойное журчание ручья, и веселый девичий хоровод… Несмотря на то, что музыка занимала все большее место в жизни мальчика, он еще не мечтал быть профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым.
2 ведущая: Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды, летним утром 1858 года, к даче консула Александра Грига прискакал всадник на арабском коне. Это бы знаменитый Уле Булль – скрипач и композитор, приехавший погостить к своему старому другу. В эту пору Буль уже пользовался мировой славой, концертируя в Европе и Америке. Он знакомил весь мир с искусством родной страны, исполняя собственные обработки норвежских народных песен и танцев. Живя в Париже, он брал уроки у гениального итальянского скрипача Паганини. Вернувшись на родину, в 1850 году Булль решил организовать Национальный театр в Бергене. Начинание его было горячо поддержано, и в 1850 году театр был основан. С 1852 года работу в нем возглавил великий норвежский писатель и драматург Генрик Ибсен.
2 ведущая: И вот замечательный музыкант Уле Булль сидел в гостиной Григов и с увлечением рассказывал о себе, о театре, о дальнейших планах... Узнав, что сын Григов очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль. Результат прослушивания оказался неожиданным и для Эдварда, и для родителей. Когда Григ окончил играть, Уле Булль подошел к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом». «Все смотрели на меня с такой любовью,- писал Григ впоследствии,- что я почувствовал, будто добрая фея гладила мою щеку. А мои родители! Ни малейшего возражения. Насколько я им и Уле Буллю обязан, стало мне ясно лишь значительно позже.» Итак, судьба Эдварда была решена. Он отправляется в Лейпциг, чтобы стать музыкантом.
1 ведущая: Лейпциг… Этот старинный немецкий город известен большой культурой и музыкальными традициями. Лейпцигский университет- один из лучших в Европе. Многочисленные типографии города создали ему славу крупнейшего центра книгопечатания и книготорговли. Стены знаменитой церкви Святого Фомы хранят воспоминания о канторе, служившем здесь больше четверти века (1723-1750 годы), - Иоганне-Себастьяне Бахе. Лейпциг - родина великого Моцарта, Рихарда Вагнера, немецкого композитора, смелого реформатора оперы. Здесь Роберт Шуман, выдающийся композитор и музыкально-общественный деятель издавал еженедельную «Новую музыкальную газету». В средневековом здании «Гевандхаузе» (нем. «Дом одежды») проводились концерты симфонического оркестра. До наших дней сохранилась мировая слава оркестра «Гевандхауза» - носителя высоких художественных традиций.
2 ведущая: В 1835 году новым руководителем оркестра становится известный композитор и дирижер Феликс Мендельсон-Бартольди. В 1843 году Мендельсон основывает первую в Германии консерваторию, в которой преподают лучшие музыканты того времени. Консерватория приобретает мировую известность: «Он учился в Лейпциге» - служит лучшей рекомендацией. Поэтому Булль сказал Григу, что он должен ехать учиться в Лейпциг. Вступительные экзамены Эдвард выдержал успешно и был принят в консерваторию. Занимался он у знаменитого пианиста Игнаца Мошелеса, строго и взыскательного педагога. Его исполнение всегда отличалось удивительной точностью, характерностью, благородством, без погони за внешними эффектами. Однажды, когда Эдвард сыграл один из его этюдов, Мошелес обратился к присутствовавшим в классе ученикам: «Вот это я называю музыкально сыгранным». «Какова была радость! Этот день показался мне залитым солнцем», - вспоминал Григ.
1 ведущая: О своих занятиях гармонией с профессором Рихтером Григ писал: «Я исходил из ошибочного предположения, что раз мои композиции звучат красиво, значит, главная задача решена. А для Рихтера главное было в соблюдении правил, подчиняясь установленным законам». Другой преподаватель гармонии, Паппериц, давал больше свободы. Пользуясь этим, Эдвард старался вставлять в свои работы как можно больше хроматизмов. Подчас это делало неисполнимым произведения для хора. Поэтому увлечение хроматизмами закончилось.
2 ведущая: Весной 1862 года Григ окончил консерваторию. Выпускной экзамен проходил в «Гевандхаузе», в торжественной обстановке. Григ играл свои миниатюры, очень волновался. Но экзамен прошел блестяще. Его пьесы понравились и публике, и профессорам консерватории. Хвалили за «продуманную и полную выразительности манеру исполнения». Григ получил диплом композитора и пианиста. Закончились годы пребывания молодого музыканта в консерватории. Теперь Григ возвращался на родину полный надежд, готовый к борьбе за культуру, за расцвет скандинавского искусства.
1 ведущая: Зимний сезон 1862/63 года порадовал бергенских любителей музыки: состоялся первый концерт из произведений Эдварда Грига. Успех был очень велик. Вернувшись после долгого отсутствия, Григ показал землякам, чему научился в Лейпциге. В программе концерта – четыре экзаменационные пьесы, «Поэтические картинки», консерваторский струнный квартет, первые песни…
«Листок из альбома», исполняют дети
«Поэтическая картинка» Соч. 3, исполняют дети
2 ведущая: Летом 1864 года Григ встречается с Уле Буллем. Прославленный скрипач живет на собственной вилле недалеко от Бергена. Они много музицируют. Иногда к ним присоединяется старший брат Эдварда – Йен со своей виолончелью, и тогда они играют трио. Часто Булль исполняет импровизации на темы народных песен. Но ходить на прогулки с Уле Буллем Григ любит чуть ли не больше, чем музицировать с ним. Почти каждый день они отправляются в горы. Суровая норвежская природа открывает перед ними свои красоты. Обрывистый, изрезанный берег фьорда, поросший лесом, бурные речки, ущелья, высокие скалы – все притягивает к себе путников, рождает в их душе музыкальные картины. Не обходят путники и деревень, любят вечерами посидеть среди крестьян, послушать их песни, полюбоваться плясками…
1 ведущая: Случалось им попадать и на праздники, на крестьянские свадьбы. Какая чудесная музыка там звучит! Обязательно свадебное шествие – марш, веселый и вместе с тем торжественный. Ритм свадебных маршей очень четкий, подчеркнутый. Народные гармонии построены на неизменных глухо звучащих басах, острых синкопах, трелях, имитирующих пение птиц… Через много лет Григ, вспоминая свои прогулки, беседы с крестьянами, их музыку, писал: «Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство».
Необычайная жажда творчества овладела Григом. Одно за другим создаются произведения, знаменующие новый творческий этап в жизни композитор: четыре изящные «Юморески» соч.6 для фортепиано, вскоре была написана и фортепианная соната ми минор.
Звучит «Юмореска» соч.6 №2
2 ведущая: в конце 1865 года Григ отправился в Рим – классической стране музыки. Он давно мечтал об Италии - колыбели оперного искусства. В Риме произошла знаменательная встреча: в «Скандинавском клубе» Григ познакомился с прославленным писателем Генриком Ибсеном.
В 1866 году Григ приехал в Кристианию (ныне столицу Норвегии Осло), где решил дать настоящий норвежский концерт, чтобы приобрести известность, общественное положение. И публика, и пресса были в восторге. «Это хорошее начало придало мне мужества, веры в будущее», - вспоминал Григ. Вскоре филармоническое общество Кристиании пригласило Грига на должность дирижера, появились и приглашения давать уроки. Теперь молодой музыкант мог считать себя материально обеспеченным и смог жениться на своей кузине Нине Хагеруп. Нина жила в Копенгагене, у не был чудесный голос, и она мечтала о сцене, о том, чтобы знакомить публику с сочинениями современных композиторов. Нина превосходно исполняла песни и романсы Грига. «Я полюбил молодую девушку с чудесным голосом и столь же чудесным исполнительским талантом… Она стала для меня единственной настоящей исполнительницей моих песен»,- рассказывал много лет спустя композитор своему биографу.
1 ведущая: Началась самая замечательная пора в жизни композитора – расцвет таланта, наступление творческой зрелости. Появляются новые романсы и первая тетрадь «Лирических пьес», и сборник норвежских танцев, в которых отразились впечатления Грига от скитаний по родной стране.
«Норвежский танец» соч. 35 №2, исполняют дети
2 ведущая: Самое крупное произведение этого периода – Концерт для фортепиано с оркестром – светлый, солнечный, вдохновенный гимн родной природе.
1 часть начинается бурным пассажем, охватывающим весь диапазон рояля характерным норвежским оборотом. Его сменяет задумчивая, спокойная мелодия, скромно звучащая в среднем регистре. Она ширится, становится все более взволнованной. Внезапно ее сменяет задорный ритм народного наигрыша, затем звучит простая задушевная песня. В каденции солиста прежняя скромная тема теперь звучит восторженно радостно, воспринимается как романтический апофеоз. 2 часть переносит совсем в другой мир. Здесь образы северной природы, воспоминания о давно минувшем. Нежное медлительно изливающееся Адажио, которое напоминает слова Теннисона: «Сумрачен, правдив и нежен Север…». 3 часть – заключительное Аллегро, праздничное, ликующее, как народная пляска …
Звучит «Концерт для фортепиано с оркестром» ля минор 1 часть.
1 ведущая: В декабре 1868 года Григ получил письмо от великого музыканта, признанного главой музыкальной Европы, Ференца Листа. Оставив концертную деятельность. Лист внимательно следил за музыкальной жизнью всего мира. Горячо приветствовал новое, молодое, талантливое в искусстве. Он страстно пропагандировал сочинения русских композиторов, внимательно следил за деятельностью композиторов Могучей кучки.
«Милостивый государь! - писал Лист Григу,- Я счастлив выразить Вам ту глубокую и искреннюю радость, которую доставило мне знакомство с музыкой Вашей фортепианной сонаты. Сочинение это свидетельствует о сильном, вдумчивом, богатом фантазией и мыслью композиторском таланте. Вы должны только следовать своим естественным путем, и тогда, безусловно, достигнете высокой степени в искусстве…»
Звучит «Соната для фортепиано» ми минор ор. 7
2 ведущая: Встреча Эдварда Грига с прославленным музыкантом Ференцом Листом произошла лишь в 1870 году в Риме. Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный концерт ля минор. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Посмотрев партитуру, Лист спросил: - Вы мне его сыграете?
- Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю.
- Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем. – С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте. Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард выдохнул: - Великолепно! Непостижимо…
- Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, -добродушно улыбнулся Лист
1 ведущая: Вдохновленный великим композитором, Григ возвращается в Кристианию с новыми силами. В январе 1874 года Григ получил письмо от Генриха Ибсена, в котором знаменитый норвежский писатель и драматург предлагал композитору написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Образ героя драмы писатель взял из норвежского фольклора, придав сказочному норвежцу Перу черты современного ему человека.
Из музыки к драме Григ составил две сюиты, ставшие едва ли не самыми известными произведениями Э. Грига.
В каждой сюите четыре номера: в первой - «Утро», «Смерть Осе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля». Во второй сюите – «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта» и гордость норвежской музыки нежная и трогательная «Песня Сольвейг».
«Песня Сольвейг», исполняют преподаватели
2 ведущая: Высоко в горах, в местечке со сказочным названием Тролльхауген (холм троллей) – между двух заливов спокойного моря – выросла вилла. В ней как два героя какой-нибудь норвежской сказки, жили Эдвард и Нина Григ. Оба любили родные края и готовы были без конца бродить в горах, окружающих их приют; оба были музыкантами Норвегии. Жена известного американского музыковеда Генри Финка, посетившая с мужем Тролльхауген, вспоминала: «Мы увидели прелестный сад, полный роз и исландских маков. Госпожа Григ встретила нас очень сердечно. С чарующей улыбкой, сразу же завоевавшей наши сердца… Появился и сам композитор, и мы разговорились как старые друзья… После ужина он играл, а она пела… Мы были глубоко тронуты выразительным, чувственным обаянием их исполнения…»
«Первая роза», исполняют дети
1 ведущая: С юных лет Григ мог сочинять только в полном одиночестве, поэтому композитор построил себе небольшой домик для работы. Он стоял внизу у фьорда, довольно далеко от виллы. Никто не мешает здесь Григу, а природа даже помогает тому, кто так вдохновенно воспевает ее. Чудесные мелодии пели Григу ветер, проносивший ароматы горных пастбищ, ласково шумевшие волны фьорда, птицы, щебетавшие в ветвях.
Как – то раз все эти звуки слышались ему особенно ясно. Он сел за рояль… Скоро на бумаге появились нотные строчки. Это был Ноктюрн – ночная песня. Голоса природы звучат в нем: и пение птиц, и шелест листвы, и затаенная таинственная тишина ночи, и волны, набегавшие на берег и с ласковым рокотом катившиеся в море… Но прежде всего это, была песнь вдохновенного поэта.
«Ноктюрн» ор. 54 №4, исполняют дети
2 ведущая: Григ очень любил детей. Когда-то и у него была дочь Александра, белокурая, зеленоглазая малышка. Но прожила она совсем недолго – чуть больше года. Больше детей у Григов не было. Но будучи человеком с открытой и чистой душой, его восприятие окружающего мира было по-детски светлым и трогательным. Как все дети, он любил легенды, сказания. Хотя Григ никогда не писал музыку специально для детей, как Шуман и Чайковский, можно взять любой сборник фортепианных пьес Грига, и там обязательно окажутся пьесы, написанные как будто специально для детей: простые, изящные, выразительные, и нетрудные для исполнения. Например, первая тетрадь «Лирических пьес». В сборнике простые пьески: спокойная Ариетта; Танец маленьких, прозрачных, освещенных луной эльфов; капризный и задумчивый Вальс…
«Вальс» соч. 12 №2, исполняют дети
1 ведущая: В другом сборнике – Марш вороньей свадьбы, Менуэт бабушки, шуточный Йольстерский танец…
«Танец из Йольстера» соч.17, исполняют дети
Но ближе всего детям Пьесы-картинки: музыкальные портреты – Маленькая девочка, Мальчик-пастух, играющий на свирели, Кобольд – проказливый лесной дух, скачущий по скалам, пляшущий на горных полянах. Маленькие картинки: Ручеек, весело и ласково журчащий; Птичка, поющая в густой листве; Бабочка, порхающая над цветами…
«Кобольд» ор.71 №3, исполняют дети
2 ведущая: Есть у Грига и большие музыкальные картины: «Вечер в горах», «Летний вечер», «Шествие гномов» … Где-то далеко-далеко послышалась стремительная поступь марша, звучит необычная таинственная тема, как будто лесная нечисть стремительно пролетает мимо, не видя препятствий… Но вот наступает тишина в лесу, только разносится чье-то спокойное пение, да листва шуршит иногда от пробежавшего ветерка… И снова летят гномы…
Звучит запись «Шествие гномов»
1 ведущая: Зиму 1888 года Григ с женой проводит в Лейпциге. Сюда съезжаются музыканты со всей Европы. Они встречаются на концертах, репетициях, на дружеских вечерах, слушают новые произведения, спорят… Однажды у видного скрипача Бродского, профессора Лейпцигской консерватории, собрались известные композиторы и исполнители. Присутствовал здесь и Чайковский, приехавший в Лейпциг дирижировать своими симфоническими произведениями. Григ очень любил музыку Чайковского, Он знал все его произведения, изучал их, слушал их снова и снова. Их представили друг другу… Позднее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский писал: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то скромной и убогой, но для души северянина несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик… Не удивительно, что Грига все любят, что он везде популярен и что как в Германии, Скандинавии, так и в Париже, Лондоне, Москве и повсюду имя его встречается беспрестанно на всех концертных программах…»
2 ведущая: Эдвард Григ! Имя это известно всему миру. Прославленный композитор, обаятельный пианист, прекрасный дирижер. Концертов Грига с нетерпением ожидают в Лондоне и Париже, Берлине и Лейпциге, Праге и Мюнхене. Во время концертов Грига в Вене о нем писали: «Григ – настоящий Орфей за фортепиано. Он в полном смысле слова очаровывал своих слушателей… В его стиле игры есть что-то сверхъестественное, воздушное. Его игра тем более очаровывала, что он очень умно выбирал и ставил в программу самые известные произведения, большей частью из третьей тетради «Лирических пьес»: «На родине», «Бабочка», «Одинокий странник», «Весной» и т. д
«Весной» соч. 43№6, исполняют дети
1 ведущая: Исполнение Грига не поражало виртуозным блеском, силой звучания. Главное его обаяние заключалось в удивительной простоте и непринужденности высказывания, лирической задушевности, и особенной прозрачности, и ясности. Тонкость и выразительность фразировки и педализации, точность и острота ритма, красота звука – все эти отличительные черты игры Грига запоминались надолго. Это делает музыку Эдварда Грига понятной и любимой всеми… Композитор, всю жизнь посвятивший своей родине, подъему и расцвету национального искусства, всегда будет жить в сердцах, всех любящих музыку…
2 ведущая: В России всегда любили и высоко ценили норвежского музыканта. Не один Чайковский приветствовал его своеобразный талант. В статье «Эдвард Григ», напечатанной в «Русской музыкальной газете», говорилось: «Имя Грига должно стоять в ряду имен славнейших музыкальных творцов…»
1 ведущая: Самое поэтическое определение норвежскому музыканту дал русский музыковед Николай Финдейзен: «Эдвард Григ, как маленький тролль норвежских сказок, собрал в царстве своего творчества неисчислимые художественные богатства своего народа, ковал из них дивные миниатюрные изделия и дарил их людям; и не только дарил, но и делал их своим искусством счастливыми, более добрыми и сердечными. Григ был именно таким романтиком- троллем, но троллем царственным; он сделал сказку действительностью или, лучше, заставил людей поверить в эту сказку, так как его гений умел отворять сердца слушающих его людей…»
Звучит Финал «Концерта для фортепиано с оркестром» ор.16