СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №27(январь 2022 года) » Эффективные практики


Чагдурова Н.Н. Ученические социологические исследования как возможный способ интеграции формального, неформального и информального образования (на примере школьного предмета «Обществознание»)

Автор: Чагдурова Наиля Накиповна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель, стаж работы 16 лет.

Школьный курс «Обществознание» представляет собой учебный предмет, ядром которого  является  совокупность педагогически отобранных научных знаний   о  человеке  и обществе. Курс  построен  из  ряда общественных наук: социологии, экономической теории,  политологии, правоведения,  культурологии,  психологии,  философии.  Все это, несомненно, определяет специфику данного  предмета его интегративность.

 

Комплексность  школьного предмета  «Обществознание» имеет  свои преимущества   и недостатки. Во-первых, по мере развития общества  увеличивается скорость общественных изменений.  В связи  с этим  в  предмете появляются новые явления  и  процессы,  которые не всегда находят  отражение  в учебном пособии, и соответственно   увеличивается  объем  требований  к  современному   подрастающему поколению.

 

Во-вторых,  активизация   познавательной  деятельности учащихся возможна   через организацию внеурочной   деятельности.  В частности, проведение  ученических  социологических   исследований по актуальным проблемам социальной  действительности.

 

В-третьих, обществознание - это уникальный  по своему содержанию предмет, который аккумулирует  в себе  информацию, необходимую  для  процесса  социализации человека, обретению им комплекса необходимых компетентностей.

 

Учитывая указанные моменты, понимаем, что традиционные подходы к организации образовательного процесса, которые шли под лозунгом  «Образование на всю жизнь» иногда не соответствуют реалиям и оказываются неэффективными в развивающемся современном мире. Возрастают требования к работнику, который должен стремиться постоянно, обновлять  свои профессиональные компетенции, уметь работать с различными  источниками информации, быть мобильным, коммуникабельным, целеустремленным иными словами расти  и развиваться.

 

Современные  тенденции таковы, что в качестве одного из главных элементов новой модели организации системы образования выступает модель непрерывного обучения с установкой «LonglifeLearning» («обучение в течение всей жизни»).[1]


Таким образам, постоянное расширение объема зна­ний, быстрое изменение  имеющихся сведений, необходимость ориентиро­ваться во все возрастающем потоке ин­формации заставляют нас искать ис­точник новых знаний непосредственно либо внутри системы образования и образо­вательных процессов,  либо в окружающей социальной действительности.

 

В связи с вышеизложенным  происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО вводит специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование.[2]

Остановимся на рассмотрении основных признаков представленных форма получения образования.

 

Формальное образование имеет свои особенности: организованно, иерархично, структурировано при завершении данного образования предусматривается получение соответствующего документа, который дает право на продолжение образования.     Неформальное образование систематизировано,   целенаправленно, вне образовательного учреждения  и не предусматривает документа после завершения. Неформальное обучение менее структурированное обучение, и может быть реализовано   в разных пространствах, формах  обучение дома, на работе и т.д. через ежедневное взаимодействие и взаимосвязи с членами социума. Для многих учащихся это включает освоение языка, усвоение культурных норм, форм поведения. Неформальное обучение для молодежи означает множество мест помимо школы. Иные особенности имеет  информальное образование   оно индивидуально, часто возникает спонтанно, исходит из реалий социальной    действительности, направлено на удовлетворение потребностей, может возникать в процессе вовлечения человека в социальные связи и отношения, а также  не предусматривается выдача соответствующего документа.

 

По нашему мнению, учитывая реалии   настоящего времени, наиболее предпочтительной будет являться позиция по процессу интеграции  представленных форм получения образования. Благодаря чему усилятся возможности образования, и повысится его  качество, Образование приобретет законченный, сформированный, целостный и  систематизированный вид.

 

Одним из возможных вариантов  интеграции формального, неформального и информального  образования может служить использование ученического социологического исследования (УСИ)  на уроках  школьного предмета  «Обществознание».

 

Под ученическим   социо­логическим исследованием (УСИ) следует понимать  - относительно самостоятельное изуче­ние учащимися общественных   отношений (прошлого, настоящего и будущего) средствами социологической науки в условиях совместной деятельности учи­теля и учащихся  как  равноправных  субъектов образовательного   процесса.

 

Использование  УСИ     может быть   представлено   следующим образом:

Учитель, образовательная  организация  -->    ученик  -->    общество, природа.

Представленная схема подчеркивает взаимосвязь  участников образовательного процесса в ходе, которого осуществляется социализация подрастающего поколения, актуализация, обновление  и практическое применение полученных знаний, участие в различных видах деятельности формирование компетенция необходимых для самореализации человека в обществе. Учитывая потребность в постоянном обновлении информации, несоответствие материла учебного пособия современной социальной действительности  возникает необходимость в создании новых знаний. Одним из вариантов может являться использование УСИ  в курсе Обществознания.    

Структура  ученического  социологического исследования пред­ставляет собой совокупность двух блоков, основанных на ролевых характеристиках и действиях учителя и учащихся в ходе исследования. Она включает в себя алгоритм поэтапных действий учи­теля и учащихся в ходе проведения ученического  со­циологического исследования.

 

I блок — деятельность учителя

Учитель:

  • знакомит школьников с построением исследования, с методами социологии;
  • выявляет наиболее значимые для уча­щихся элементы содержания обществовед­ческого курса и устанавливает их соответ­ствие с базисной программой и учебно-вос­питательными задачами курса;
  • организует их изучение методами со­циологии (опрос, интервью, интерпретация социологической информации и др.);
  • формирует исследовательскую группу из числа учащихся, проявивших интерес и способности к исследованию какой-либо из поднятых проблем;
  • знакомит учащихся с методикой прове­дения УСИ (проводит инструктаж);
  • подводит итоги первоначального озна­комления с темой на основе сбора эмпиричес­кого материала по готовым или составленным учениками анкетам, помогает в его анализе;
  • проводит учебное занятие с привлечением материалов проведенного ученическо­го исследования (дискуссионное изучение темы);
  • оценивает самостоятельную работу участников исследовательской группы.

 

II блок — деятельность учащихся

Учащиеся:

  • знакомятся со структурой и с методами научного исследования;
  • участвуют в совместном поиске тем для исследования, содержание которых отвеча­ет их познавательным интересам и ценност­ным ориентациям;
  • объединяются в группы для исследова­ния интересующей их проблемы;
  • планируют самостоятельную исследо­вательскую работу по избранной проблеме;
  • организуют и проводят исследование в соответствии с разработанной ими програм­мой;
  • подводят итоги проведенного исследо­вания (делают выводы и обобщения) и фор­мулируют наиболее острые вопросы для дальнейшего дискуссионного обсуждения всем классом на учебном занятии или во внеучебное время;
  • участвуют в дискуссионном изучении темы;
  • выполняют контрольную работу по изу­ченной теме в целях проверки приобретен­ных знаний и умений, а также готовят пись­менный отчет о проведенном исследовании (для участников исследовательской группы).  Рефлексия

 

В качестве использования на уроках  материалов УСИ приведем    примеры.

Тема «Образовательная миграция (на материалах Республики  Бурятия)». Приведем выдержки из  плана – конспекта урока.

 

«.. Подготовительный этап. Предварительно   формируются две группы, которые осуществляют УСИ:

  • задание для  первой группы: определите цель и задачи,  составьте вопросы, и  проведите интервьюирование среди учащихся 10 - 11 классов по теме «Образовательные предпочтения гимназистов». Результаты оформите в виде презентации PowerPoint.
  • задание  для  второй  группы: определите цель и задачи,  составьте вопросы  и  проведите интервьюирование выпускников образовательного учреждения (выход на сайт «одноклассники» и проведение    Интернет – интервьюирования или  интервьюирование близких родственников выпускников)  на тему  «Мученик  науки». Результаты оформите  в  виде  презентации  PowerPoint.
  •  

Результаты УСИ  Интернет - УСИ опроса  можно   увидеть   в Приложениях.

 

Урок  вызвал большой  интерес  у учащихся, так   как  они будущие  абитуриенты и перед ними  стоит выбор  вуза, профессии.

 

Данные о поступлении выпускников 11 классов   в высшие учебные заведения

Год выпуска

Всего выпускников

Вузы

Подготови

тельные курсы

За пределы республ.

Города

За рубежом 

1998

76

65

5

5

Новосибирск-  2

Иркутск -1

Томск- 2

-

2000

88

70

6

9

Санкт-Петербург- 1

Новосибирск-2

Томск-1

Иркутск-4

Якутск- 1

-

2001

84

70

3

16

Москва – 1

Новосибирск-9,

 Томск-3

Екатеринбург – 1

Владивосток - 1

Израиль-1

2002

96

88

-

15

Иркутск- 3

Москва-1

Новосибирск- 7

Томск- 3

Екатеринбург- 1

-

2003

95

79

5

23

Москва- 3

Томск- 1

Новосибирск-9

Екатеринбург-1

Иркутск-7

2- Китай,

Монголия 

2004

101

97

3

37

Москва-3

Новосибирск-12

Екатеринбург-2

Томск-8

Санкт - Петербург-2

Иркутск-10

-

2005

121

5

2

61

Москва-17

Новосибирск-9

Томск-8

Иркутск-13

Екатеринбург-1

Чита -2

Рязань- 1

Ярославль-1

9-Китай,

Монголия, Германия

2006

 

125

125

-

49

Москва-10

Санкт - Петербург-4

Томск-8

Новосибирск-4

Иркутск-13

Воронеж, Саратов, Минск, Екатеринбург-8

 

Китай -2

2007

82

82

-

28

Москва-6

Санкт-Петербург-2

Новосибирск-3

Иркутск-12

Томск-3

2- Китай,

Монголия

 

Вывод, который   был озвучен  на уроке,  заключался в следующем:

- к сожалению, в Дальневосточном Федеральном округе вузы  не дают необходимого уровня  знаний, который  востребован  на  общероссийском   и  мировом  рынке труда. Вследствие чего, выпускники школ города отдают предпочтение вузам Центральной России,  либо предпочитают  получать образование за границей. Как показывает практика, реализация УСИ вызывает  огромный познавательный  интерес   учащихся. Происходит приобретение  на основе  личного опыта социальной практики,   усвоение норм  и ценностей данного   общества,  а также, что немаловажно,   формирование информационной,  коммуникативной компетенций.

 

Таким образом, использование УСИ  имеет  познавательное значение, так как учащиеся изучают самостоятельно современные процессы и явления, выявляют противоречия, учатся ориентироваться в реальных жизненных ситуациях; практическое значение заключается в возможности находить способы  и пути решения конкретных жизненных ситуаций(обращение в органы власти , подача заявления, сбор и порядок регистрации и оформления документов, приобретение вещей , предметов одежды и т.д.);нормативно-ценностное значение УСИ заключается в определении границ своего поведения  с точки   моральных, этических  и правовых  норм.

 

Благодаря использованию ученического социологического исследования в школьном курсе «Обществознание» формируется сознание подрастающего поколения, процесс его социализации, учащиеся приобретают навыки грамотно и рационально осуществлять отбор поступающей социальной информации. Осуществляется процесс интеграции всех форм образования  тем самым подтверждается мысль  «Образования через всю жизнь».

 

Источники

[1] Гаврилова, И. В. Формальная, неформальная и информальная модели образования / И. В. Гаврилова, Л. А. Запруднова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1197-1200. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 04.11.2021)

[2] Гаврилова, И. В. Формальная, неформальная и информальная модели образования / И. В. Гаврилова, Л. А. Запруднова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1197-1200. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 04.11.2021).