Кронштадтская школьная лига Выпуск №26(2021 год) » Авторский цифровой методический контент
Автор: Холопова Ирина Николаевна,ГБУ ДО ДДТ «Град чудес» Кронштадтского района Санкт-Петербурга, методист, стаж работы 27 лет, первая квалификационная категория.
Цифровой методический материал предназначен для педагогов дополнительного образования социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности, педагогов ОДОД, учителей-предметников по истории и обществознания образовательных учреждений. Тематическая викторина-презентация может быть использована педагогами для закрепления знаний исторических фактов.
Познавательный интерес для овладения учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней формируется при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе. равной задачей педагога всегда было и остаётся воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
Историческая наука является одной из форм исторического познания общества, она возникла в XVIII в. как следствие утверждения в европейской мысли рационалистической научной парадигмы. Развитие потребности общества в самосознании на основе комплекса социальных и культурных трансформаций привело к появлению научного исторического знания, которое характеризовалось обращением к реальным фактам, стремлением осмыслить причинно-следственные связи и сущность исторических явлений, выработкой специальных методов анализа исторических источников.
Знание основ истории России способствует способам выработки и формулирования ценностного отношения к историческому прошлому.
Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающий ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время совершения событий, можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.
Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая летоисчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий (год, месяц, число), определять какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по исторических событий. Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Именно поэтому для контроля знаний мною выбрана дидактическая интерактивная игра – викторина. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Учащийся воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
В целях преодоления утомляемости учащихся в предложенной разработке тщательно продумана вариативность заданий.
Инструкция по практическому использованию и применению интерактиной викторины:
Викторина содержит 5 тематических вопросов по 4 категориям: почему мы так говорим, откуда эти строки, исторические деятели, исторические события.
1. «Почему мы так говорим».
В этой серии вопросов предложены фразеологизмы разного рода, иначе их называют фразеологическими оборотами. Это такие фразы, которые по составу слов своих не соответствуют истинным словам, но при этом солидарны по смыслу. Абсолютно каждый человек употребляет в общении с другими людьми фразеологизмы. Откуда же родом фразеологизмы? Как они появились? Вероятно, что фразеологизмы, они же афоризмы, крылатые выражения начали существовать с тех времен, как появилась человеческая речь.
Мы часто используем фразеологические обороты в повседневной речи, порой даже, не замечая — ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства.
Задача состоит в том, чтобы объяснить происхождение того или иного оборота.
Например:
Вопрос: Объясните значение выражения, расскажите об истории его возникновения «Казанская сирота»
Ответ: После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил некоторых татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой — притворяться бедняком.
2. «Откуда эти строки».
Здесь приведены отрывки из произведений известных авторов. Нужно назвать автора, произведение и историческое событие, которому посвящены эти поэтические строки.
Например:
Вопрос: Швед, русский — колет, рубит, режет;
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье стон —
И смерть и ад со всех сторон.
Ответ: А. С. Пушкин, поэма «Полтава», Полтавская битва, 1709 год
3. «Исторические деятели».
Без знания личности изучение истории не может быть полным. Исторические личности – это люди, оставившие значительный след в истории. Дается общая информация о предстоящей узнаванию личности. Учащиеся, изучив материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня узнаваемости.
Например:
1. В 1547 году русским царем стал Иван IV Грозный. Назовите фамилию.
Ответ: Фамилии на Руси стали даваться знатным людям лишь с XVI-XVII вв., а остальным – с XVIII в. Поэтому, у царя в то время не могло быть фамилии.
4. «Исторические события».
Обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени; способствовать развитию их временных представлений; помочь усвоению важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра) – одна из задач при изучении истории.
Например:
Вопрос: Во время войны 1812 года в среде русского дворянства возросла потребность в преподавателях этой дисциплины. Какой?
Ответ: Русское дворянство говорило в основном на французском языке, а во время войны говорить на улице по-французски стало небезопасно. Поэтому, срочно пришлось учить родной язык - русский.
Ссылка на разработку
https://drive.google.com/file/d/1f6HZlWkUuaJNSB5syQvvPf6WboVaEnSZ/view?usp=sharing