Кронштадтская школьная лига Выпуск №30 (декабрь 2023 года)
Автор: Хворостянова Оксана Николаевна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», педагог-организатор учебного курса, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория.
Современное образовательное пространство невозможно модернизировать в новых условиях без применения передовых образовательных технологий. Социальное проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности.
Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.
К таким качествам можно отнести:
1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
2) Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.
3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это - неверно». Обучающиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.[1]
Сегодня перед образованием поставлена задача - не просто вооружить молодых людей знаниями, умениями и навыками по основным наукам, но и обеспечить способность жить и развиваться в современном сверхсложном обществе, достигать социально - значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Необходимость и актуальность формирования социальной компетентности учащихся определялось следующим:
1. Запросы современного общества. Социальная компетентность учащихся приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, с возрастающим уровнем запросов, которые предъявляет подростку общество.
2. Низкая социальная активность. Исследования показывают, что в настоящее время дети не владеют социально приемлемыми способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, у них отсутствует социальный опыт, в результате имеет место быть низкая социальная активность.
Социальная компетентность – это, прежде всего, социальная активность, мотивация желание жить в обществе. Формами и методами формирования социальной компетентности учащихся являются: активное участие в творческой деятельности, проведение акций патриотической направленности; участие в благотворительной деятельности; тренинги социальной компетентности: дискуссии, анализ социальных ситуаций, решение ситуационных задач, ролевые и деловые игры.[2]
Сегодня в отдельную категорию проектов выделяют социальное проектирование. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями (не столько целями, сколько именно условиями) для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и навыки учащихся: видение проблемы, ее значимости и актуальности для себя и для социума; освоение позитивных способов общения и взаимопомощи; понимание значимости каждого участника проекта и объективная оценка своего личного вклада в коллективное дело; осознание значимости реализации проекта.
Социальное проектирование помогает решить многие психологические проблемы становления личности подростка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноправного субъекта общества. Через социальное проектирование формируется социальная компетентность кадета. Такая деятельность помогает осваивать и усваивать такую составляющую правового государства, как права человека. И если ребенок знает права человека и умеет ими пользоваться, то, значит, он социально компетентен.[3]
Вот уже несколько лет ребята Кронштадтского морского кадетского военного корпуса, активисты волонтерского движения «Остров добрых дел» занимаются разработкой и реализацией социально – значимых проектов. Основной целью волонтерского движения является формирование у подрастающего поколения философии гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали.
Особая роль в развитии волонтёрства принадлежит подрастающему поколению. От доброй энергии и целеустремленности детей во многом зависит настоящее и будущее нашего города, района и страны в целом. Важнейшей из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности, уважении к старшим поколениям, внесшим вклад в развитие и защиту общества и государства. [4]
Волонтерская деятельность начала развиваться в Кронштадтском кадетском корпусе относительно недавно, но число кадет, стремящихся пополнить ряды товарищей, с каждым проведенным мероприятием растет. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Изначально заниматься добровольчеством изъявили желание ребята 8-11 классов, однако сейчас вовлечены и мальчишки младших курсов. Это не может не радовать. Ребята, обучающиеся в кадетских корпусах должны не только обладать строевой выучкой, но и быть всесторонне развиты. Прививать и взращивать с детских лет такие человеческие качества, как умение сопереживать, желание помогать другим, быть участливым - это приоритетная задача в организации работы педагога-организатора.
В настоящий момент кадеты КМКВК участвуют в следующих социально значимых мероприятиях:
Подводя итоги можно сказать, что опыт организации работы над социальными проектами в Кронштадтском кадетском корпусе позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:
Нужно отметить важность и нужность волонтерского движения как одного из направлений организации воспитательной работы в образовательных учреждениях и успешной социализации обучающихся. Благодаря социальной компетентности кадеты приобретают знания, опыт, желание действовать в области межличностных отношений, что немаловажно и актуально для их будущей профессии.
Список использованных источников и литературы