Кронштадтская школьная лига Выпуск №31 (декабрь 2024 года)
Автор: Хворостянова Оксана Николаевна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», педагог-организатор учебного курса, педагогический стаж 13 лет, первая квалификационная категория
Целенаправленное формирование у подрастающего поколения информационной грамотности и цифровой компетентности является сегодня одним из главных факторов, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации [1]. Понятие цифровой компетентности сегодня включено в концепции развития систем образования практически любой страны в мире [2].
Разумное встраивание цифровых образовательных ресурсов и инструментов во внеурчную деятельность современных детей выступает не только как значимый мотивационный фактор познавательного развития («эффект интриги», «точка удивления»), но и средство развития информационной культуры обучающихся. Накопление позитивного опыта решения различного рода задач с использованием ИКТ препятствует формированию стереотипа восприятия компьютерной техники и мобильных устройств лишь как средства развлечения. [3]
В последнее время распространенным способом проведения досуга в молодёжной среде стал квиз-игры. Неоспоримыми преимуществами квиз-игр являются наличие атмосферы соревновательности и увлеченности, максимально полное вовлечение учащихся в образовательный процесс, активизация и интенсификация их учебной деятельности, формирование и совершенствование навыков коллективного поиска верного решения в процессе продуктивного диалога в режиме эмоционально насыщенных интеракций и совместной деятельности, формирование у обучающихся лидерских качеств. Образовательные квиз-технологии являются одним из эффективных средств использования педагогом инновационных технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Сегодня перед научным сообществом стоит очень непростая задача, а именно: включить окрыленного возможностями цифровых технологий человека в историческую эстафету развития художественной и этической культуры цивилизации. [4]
Ценность квиз-игры заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение.
Квиз-игры – это не просто развлечение, а эффективный инструмент для закрепления знаний и развития у учащихся различных навыков. Современные цифровые технологии открывают перед педагогами широкие возможности для создания интерактивных и увлекательных квизов, которые легко адаптировать под различные возрастные группы и темы.
Преимущества использования цифровых технологий для создания квизов:
- Интерактивность: возможность добавлять изображения, видео, аудио, что делает квиз более живым и запоминающимся.
- Повышение мотивации: игровой формат делает обучение более привлекательным для учащихся, повышая их мотивацию к изучению материала.
- Многообразие форматов: от классических вопросов с вариантами ответов до более сложных заданий, требующих творческого мышления.
- Немедленная обратная связь: участники сразу видят результаты, что повышает их вовлеченность.
- Возможность адаптации: квизы легко редактировать и дополнять новыми материалами.
- Развитие различных навыков: квизы помогают развивать не только знания по предмету, но и такие навыки, как быстрота реакции, логическое мышление, умение работать в команде.
- Геймификация: использование игровых элементов (баллы, рейтинги, достижения) делает процесс обучения более увлекательным.
- Индивидуализация обучения: цифровые платформы позволяют создавать квизы, адаптированные под уровень знаний каждого ученика.
Какие цифровые инструменты можно использовать для создания квизов?
Выбор цифрового инструмента или ресурса должен определяться не только его техническими характеристиками, но и педагогической целесообразностью – возможностью помочь в решении конкретной образовательной задачи.
Существует множество онлайн-сервисов и программ, позволяющих создавать квизы различной сложности:
- Google Forms: Простой и удобный инструмент для создания опросов и тестов.
- Kahoot!: Популярная платформа для проведения игровых викторин в режиме реального времени.
- Quizizz: Еще одна платформа для создания интерактивных квизов с возможностью адаптации под уровень знаний каждого ученика.
- Socrative: Универсальный инструмент для проведения опросов, тестов и других интерактивных заданий.
- Microsoft Forms: Аналог Google Forms с интеграцией в экосистему Microsoft.
Как создать эффективный квиз? Этапы создания квиза:
Идеи для использования квизов во внеурочной деятельности:
- проведение тематических вечеринок: квизы на знание фильмов, музыки, истории.
- организация интеллектуальных игр: турниры между классами или командами.
- закрепление учебного материала: квизы по пройденным темам.
- развитие творческих способностей: квизы с открытыми вопросами, требующими оригинальных ответов.
Создание квизов с использованием цифровых технологий – это отличный способ сделать обучение более интересным и эффективным. Квизы помогают не только проверить знания учащихся, но и развить их критическое мышление, креативность и другие важные навыки.
Список литературы:
1. Глухов А. П., Бычкова М.Н., Гужова И. В. и др. Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / Науч. ред. А. П. Глухов. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 106 с.
2. Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование [Электронный ресурс] // Режим доступа: [https://sedec.skolkovo.ru/downloads/documents/ SEDEC/research-4d.pdf] – 2020.
3.https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-tehnologiy-v-razvitii-kriticheskogo-myshleniya
4. Лысак И. В. Новые образовательные технологии как средство преодо- ления цифрового разрыва // Современные наукоемкие технологии. – 2017. –№ 7.