СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №27(январь 2022 года) " Эффективные практики"

Хворостянова О. Н. Использование квест-технологии при организации внеурочной деятельности

Автор:Хворостянова Оксана Николаевна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», педагог-организатор учебного курса, педагогический стаж 11 летпервая квалификационная категория.

На сегодняшний момент происходят изменения в образовательной системе. Связано это со стремительным научно-техническим и социальным развитием в мире и обществе. Такое развитие способствует у будущих поколений новых компетенций и когнитивных функций восприятия и переработки информации. В то же время эти процессы сегодня несовместимым сформировавшимися в последнее время образовательными нормами и методами традиционной передачи информации от старшего поколения к младшему. Именно поэтому возникает необходимость в совершенствовании существующих и поиску новых методов и технологий обучения.

Эффективным способом решения данной задачи становятся нестандартные подходы к организации и проведению занятий – применение квест-технологий.

Современные цифровые технологии открывают перед педагогами широкие возможности для создания интерактивных и увлекательных квестов, которые сделают учебно-воспитательный процесс более интересным и эффективным.

Квест обладает большими возможностями по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала обучающихся, развитию коммуникативных навыков, дает возможность проявлять смекалку и эрудицию. Разнообразные по содержанию и форме задания квеста открывают простор для творчества обучающихся и организаторов игры. В процессе воспитанники оживлены, увлечены разгадыванием заданий.

Квесты могут быть проведены в разных пространствах, в качестве площадки для проведения игры могут служить различные культурные объекты, такие как библиотеки, музеи, парки. Широкое применение квест- технология может найти во внеурочной работе, которая является составной частью просветительского процесса в образовательном учреждении [1].

Само слово «квест» происходит от англ. «quest» – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т.е. означает целенаправленный поиск; наряду с этим смыслом применяется для обозначения определенного типа игр [2].

Образовательные квесты основываются на системно-деятельностном и личностном подходах при сочетании технологий проблемного, проектного обучения.

Квест-технологии реализуют образовательные задачи, с помощью различных инструментов: сюжета, ролевой игры, интересными и нестандартными вопросами или заданиями, связанные с поиском или обнаружением мест, предметов, людей, информации. При организации квеста используются различные ресурсы: территориальные, лабораторные или информационные и другие [3]. Квест-технологии способны развивать не только знания по предмету, но и такие навыки, как быстрота реакции, логическое мышление, умение работать в команде., поэтому реализовывать их лучше во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность должна проводиться при благоприятных условиях для развития и отдыха детей, и способствовать творческой самореализация личности, формированию коллективных и организаторских компетенций в процессе совместной деятельности детей в игре. В эффективном решении этих вопросов может быть применена квест-технология.

Положительное применение квест-технологий проявляется также в его воспитательной и развивающей ценности. Помимо этого, квест-технологии содержат в себе элементы сюжетно-ролевой или имитационной игры, тренинга, самообучения, творческого представления полученной информации, дискуссии, следовательно, более легко развивают метапредметные компетенции обучающихся.

Квест-технологии очень удобны при работе, как со старшими школьниками, так и с младшими. Старшие школьники в такой работе чаще всего могут использоваться ранее полученные знания из различных учебных предметов, при этом систематизировать, анализировать или синтезировать информацию для ответов на нестандартные вопросы или задания, которыми должен быть в большом количестве «напичкан» квест. Младшие школьники могут, наоборот, получить совершенно новые знания в рамках такой игры и начать воспринимать изучаемые предметы в рамках общей картины мира, что в последующем может сократить непонимание значимости изучения некоторых школьных предметов.

Процесс проведения образовательного квеста можно условно разделить на несколько этапов: подготовительный, начальный, ролевой, творческий, заключительный и аналитический [4]. Каждый этап имеет важную роль в исполнении и подготовке.

На подготовительном этапе учителю необходимо поставить определённые цели и задачи квеста. Четко сформулируйте, какие знания, умения и навыки вы хотите развить или проверить в ходе проведения квест-игры. Также важно разработать план проведения квеста, определить правила и проверить квест на наличие ошибок и неоднозначностей. На этом же этапе выбирается место для проведения, определяется количество игроков, а также нужное количество помощников в организации квеста. Обязательно нужно назначить дату проведения, лучше анонсировать квест заранее, чтобы вызвать интерес.

На начальном этапе квеста обучающие знакомятся с правилами, темой и материалами квеста. При необходимости на этом этапе происходит деление обучающих на команды [4]. Деятельность педагога становится мотивирующей. Необходимо погрузить обучающих в игровую историю, донести особенности и правила будущих заданий и оказать информационное и методическое сопровождение.

Важно четко проговорить правила квеста, а также правила поведения во время всей игры, ограничения по времени для выполнения отдельных заданий или всего квеста. Иначе в дальнейшем могут возникнуть спорные ситуации, ошибки в подсчетах штрафных и поощрительных баллов.

Ролевой этап характеризуется индивидуальной работой в командах, которая направлена на общий результат. Участники квеста одновременно в соответствии с выбранными ролями выполняют предоставленные им задания. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели [4].

В каждом образовательном квесте должен быть творческий этап. Он нужен для развития творческих способностей, креативности и воображения обучающихся. Данный этап можно включать в начале, в конце квеста, а также и в моменты индивидуальной работы обучающихся. Примерами творческой работы становятся задания на создание различных направлений: песня, эмблема, девиз, будущий продукт или технология и т.д.

На заключительном этапе подводятся итоги действий команд и участников, подсчитываются баллы или очки, которые получила каждая команда или участник во время игры. Оценивается вклад каждого ученика в достижение командного результата и личного. Совместно с обучающимися педагог заслушивает отчеты групп о проделанной работе и оценивает работу детей, проговаривает сильные и слабые моменты выполнения заданий.

Аналитический этап очень важен для организаторов квеста. В первую очередь для подведения рефлексии действий участников и совей подготовки к данному виду работ. На нем происходит обсуждение с обучающими по целям и задачам квеста, устанавливается обратная связь, делаются выводы и формулируются предложения для дальнейших квестов или форм работы.

Квест-это активная форма деятельности, построенная на коммуникационном взаимодействии между игроками на каждом его этапе. Не общаясь с другими членами команды, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует работать в команде и служит хорошим способом сплотить коллектив.

В современном образовательном процессе квест-технология становится все более актуальной, так как способствует развитию аналитических способностей, способствует развитию познавательного интереса к изучаемому предмету, в ходе решения игровых поисковых задач, интегрируется содержание различных образовательных областей. Также применение квест- технологии стимулирует умственное, эмоциональное и нравственное развитие обучающихся в рамках образовательного процесса.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения 01.10.2021).

  2. Игумнова Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования [Текст]: / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования,2016. – № 6. – С. 313.

  3. Танова А.Г. Квест как форма образовательной деятельности / А.Г. Танова, Л. И. Евсеева // Гуманитарная образовательная среда технического вуза [Текст]:: Материалы международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 11–13 мая 2016 года / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2016. – С. 354-355.

  4. Серых Л.В. Квест-творческая интеллектуально-логическая игра [Электронный ресурс] / Л.В. Серых // Universum: психология и образование, 2016. – №5 (23). – С.3.