Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года)
Автор: Хамайко Людмила Ивановна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык), стаж работы 35 лет, первая квалификационная категория.
Согласно ФГОС основного общего образования одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности: чтением, письмом, говорением и аудированием.
Одним из важных аспектов обучения иностранному языку является обучение иноязычной лексике. Лексика - первый кирпичик в изучении языка. Данный аспект является проблемным, особенно в основной школе, так как чаще всего у обучающихся отсутствует мотивация к запоминанию и усвоению лексических единиц.
Стоить отметить, что обучение лексике не должно осуществляться в обособленности от остальных аспектов языка – грамматики и фонетики. Подросткам неинтересно машинально заучивать предлагаемую лексику, не опираясь на реальные ситуации живого общения.
Владение иностранным языком на уровне интеллигентного человека предполагает знание 4,5 тыс. слов. Для того чтобы читать и понимать тексты нужно около 2,5 тыс. слов. При этом без 75% слов можно понять смысл прочитанного. Только четверть информации переходит в долговременную память. Для того чтобы информация попала в долговременную память, ее нужно повторить минимум 5 раз подряд.(1)
Рисунок 1. Уровни владения языком - Количество слов
Основными этапами работы с лексикой являются соблюдение трех этапов – ознакомление, тренировка и выход в речь (речевая практика). Соблюдение порядка данных этапов обеспечивает эффективность обучения лексическим единицам.
Первый этап работы содержит в себе ознакомление обучающихся с новой лексикой. Семантизация - выявление смысла, значения языковой единицы. Традиционно выделяют шесть способов семантизации:
1.Наглядность.
2.Введение слова при помощи пар синонимов и антонимов.
3.Введение слов со знанием основным способов словообразования.
4.Прямой перевод слова
5.Самостоятельное использование словарей.
6.Языковая догадка.
После того, как педагог ознакомил обучающихся с новой лексической единицей, он переходит к следующему этапу усвоения новой лексики – это этап тренировки, которая реализуется при помощи упражнений. Все лексические упражнения можно разделить на две группы:
1) Направленные на запоминание слова
2) Направленные на сочетание слов смыслового характера
Наращивание словарного запаса является одной из составляющих развития лексического навыка. Стандартное заучивание слова и его значений, как правило, не приносит хороших результатов, поэтому в методике преподавания иностранного языка становится популярными способы беспереводной семантизации, способствующие росту заинтересованности учащихся. Для усвоения конкретных понятий используют иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы и т. д. Усвоить абстрактные понятия позволяют использование монолингвальных словарей, а также, работа с разными видами группировки лексики: 1) тематической, 2) лексико-семантической, 3) словообразовательными гнёздами. 4) ассоциативно-семантическими и функционально-семантическими полями.
Стоит отметить, что работа с группами языковых явлений эффективна при обучении абстрактным и конкретным понятиям. К универсальным техникам запоминания также можно отнести создание ментальных карт, использование приемов мнемоники, жестов и мимики. Работа с контекстом, как отмечалось выше, особенно важна при развитии лексического навыка. Сознательное запоминание языковых явлений в контексте более эффективно, чем заучивание изолированных слов. Наиболее популярными при тренировке изученной лексики на данном этапе являются условно-коммуникативные упражнения, связанные с наличием заданной речевой ситуации. (1)
1. Лексические упражнения, направленные на запоминание слова:
2. Лексические упражнения, направленные на сочетание слов смыслового характера:
Повысить интерес обучающихся на этапе развития лексических навыков позволяют игровые методы. Игровой подход можно использовать в любом возрасте, адаптировав содержание и форму занятий под возрастные особенности каждой конкретной группы.
Игровые тренажеры – разновидность электронных дидактических игр, в ходе которых происходит закрепление материала по изучаемой теме. Вот некоторые примеры использования игровых тренажеров:
Использование игровых методик приносит положительные результаты в процессе изучения языка.
Третьим этапом работы над лексикой является применение, где требуется использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме, а также понимать текст при аудировании и чтении. Основным типом упражнений выступают предложенные группировки слов, которые помогут обучающимся выстроить свое будущее высказывание. Они могут сами группировать слова и подбирать их по пунктам плана или по определенной теме, либо следовать наводящим вопросам и составлять ответ по ним – это умение, которое направлено на подготовленную речь. Также важным умением, которое формируется у обучающихся – это спонтанная, неподготовленная речь, на формирование которой тоже даются упражнения. Для данных упражнений педагог предоставляет различные ситуации и высказывания, на которые ученики отвечают. Таким образом, чтобы сформировать лексический навык у обучающихся необходима системная работа не только с активным и пассивным словарем, формированием знаний об особенностях лексических единиц, но и поэтапная проработка вводимого материала с помощью упражнений.(2)
Можно прийти к выводу, что лексические навыки являются базовыми при изучении иностранного языка. Важно помнить, что их формирование и развитие происходит наиболее успешно в условиях грамотной комбинации современных техник и приемов, позволяющих заинтересовать и мотивировать обучающихся к освоению лексики и создать комфортную психологическую атмосферу на занятии.
Список источников