Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года)
Автор: Фёдорова Мария Владимировна, ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 17 лет, высшая квалификационная категория.
Ежедневно учитель иностранного языка при подготовке и проведении урока иностранного языка сталкивается с определенными трудностями:
Более того, все мы прекрасно видим, что с каждым годом в классах становится все больше и больше учеников с речевыми трудностями. Ежедневно учитель находится в поиске того инструмента, который позволит эффективно выстроить урок. Эта кропотливая работа обязательно приносит плоды, пусть даже небольшие и иногда мало уловимые другими глазами.
Учащиеся младшего школьного возраста, как известно, не обладают усидчивостью, им сложно долго оставаться сосредоточенными, у них повышенная утомляемость, эмоциональность и возбудимость. Но в то же время стоит отметить, в этом возрасте идет совершенствование работы структуры головного мозга и нервной системы, в процессе чего развиваются познавательные потребности и совершенствуется словесно-логическое суждение, а также изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Мозг ребенка продолжает активно развиваться.
Во втором классе учащиеся начинают изучать иностранный язык. И именно тогда у младших школьников начинают возникать проблемы при изучении иностранного языка. Часто такие трудности проявляются в интерференции родного языка на процесс изучения иностранного на разных уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом).
Среди школьников часто встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз послушать учителя или прочитать страницу учебника. Такие дети быстро запоминают материал и легко его воспроизводят. Но также есть категория учеников, которые забывают материал так же быстро, как и запоминают его. С такими детьми необходимо вести планомерную работу, направленную на длительное запоминание, учить таких детей стратегиям, как этот материал качественно систематизировать и контролировать. Третья группа детей – это такие дети, у которых процесс запоминания идет крайне медленно, но при этом отмечается быстрое забывание учебного материала. Такие ученики требуют определенного подхода при обучении, их необходимо обучать приёмам рационального запоминания.
Как справедливо отмечают многие психологи, часто плохое запоминание связано с переутомлением и однообразием учебной деятельности, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто низкие результаты запоминания зависят не от низкого уровня и объема памяти, а от низкой концентрации внимания. В работе Праведниковой И.И. отмечено, что для «успешного обучения …внимание должно обладать произвольностью, достаточной концентрацией, устойчивостью, распределением и объемом». (2)
Однако существуют специальные психологические приемы, которые могут облегчить процесс запоминания языковых структур, лексических единиц через развитие психических процессов, таких как память, внимание и воображение.
В младшем школьном возрасте стоит делать акцент на развитие воссоздающего воображения, в основе которого лежит «создание образов, соответствующих описанию». В учебной деятельности оно играет важную роль, потому что качественное усвоение учебного материала происходит только через точный воссоздаваемый образ. Беглое чтение текста часто приводит к тому, что восприятие текста и его интерпретация становится неточной и поверхностной, поэтому в начальной школе очень важно использовать сочетание наглядности и словесного описания. Другими словами, чем четче и нагляднее описание, тем прочнее знания.
В статье рассматриваются упражнения и игры, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Благодаря этим играм и упражнениям не только идет формирование фонетического навыка, мы не только работаем над лексическим и грамматическим материалом, формируем и развиваем навыки устной и письменной речи, но самое главное, что в процессе этой деятельности развиваются творческие и мыслительные способности ребенка. Ведь во время такой деятельности учащимся предлагается принять решение как поступить, что сказать, как сделать.
Гимнастика для глаз может быть использована на любом этапе урока и не только в качестве физической разминки для улучшения состояния зрительного аппарата, но и для активизации затылочной доли мозга, которая отвечает за зрительное восприятие, но и отработка и лексических единиц:
Самый обычный простой карандаш может быть использован учителем для активизации затылочной доли ребенка, которая отвечает за зрительное восприятие. Учитель рисует маркером на доске точку и просит детей взять карандаш в руки. Задача ребенка фокусировать взгляд поочередно на кончике карандаша, а потом на точке, нарисованной на доске, при этом головой ребенок не двигает.
«Рисование носом» помогает не только снять глазное напряжение во время урока, но и осуществить контроль знания алфавита или счета. Такое задание можно варьировать в зависимости от уровня подготовки учащихся.
«Пальчиковые упражнения» являются хорошим приемом для развития височных долей мозга, которые отвечают за запоминание услышанного и увиденного. Справедливо отмечено психологами, что развитие речи, мыслительной деятельности находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики. В связи с этим хочется подчеркнуть важность использования пальчиковых упражнений, которые стимулируют развитие психических функций, как память, внимание, мышление.
Так, на уроке английского языка во втором классе при отработке счета можно использовать стихотворение «One. two, three…», где учащимся предлагается в движениях отработать счет:
One, two, three (один, два, три)
Clap, clap, clap (хлоп, хлоп, хлоп)
Listen to the numbers. (Послушай цифры – ладонь прикладываем к уху)
Four, five, six (четыре, пять, шесть)
Tap, tap, tap (стук, стук, стук – кончиком пальца стучим по столу)
Listen to the numbers. (Послушай цифры – ладонь прикладываем к уху)
One, two, three, (один, два, три)
Four, five, six (четыре, пять, шесть)
Clap, clap, clap, (хлоп, хлоп, хлоп)
Tap, tap, tap, (стук, стук, стук – кончиком пальца стучим по столу)
Listen to the numbers. (Послушай цифры – ладонь прикладываем к уху)
При отработке речевых клише детям можно предложить рифмованное речевое клише в движениях с хлопками. Так, например, в 3 классе при отработке вопроса What year are you in at school? – I am in year three at school детям был предложен рифмованный вариант речевого клише (чередование хлопков в ладоши и по коленкам). Во втором классе такой же прием используется при отработке вопросов What is your favourite colour? How old are you? How are you? What colour is it? и т.д.
«Зеркальное рисование» помогает задействовать височные доли мозга, которые отвечают за координацию, а также память услышанного и увиденного. Так, при выполнении творческих заданий на раскрашивание картинки по инструкции, учитель может предложить детям это выполнить, но раскрасить симметрично при помощи двух рук. То же самое задание можно чуть усложнить: детям дать описание фантастического героя, но рисовать необходимо будет двумя руками. Такое задание однозначно вызывает интерес у учащихся, но и улучшает эффективность работы всего головного мозга.
«Зашумленные картинки» направлены на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, а также помогают отработать лексические единицы. Учащимся можно предложить найти определенные спрятанные предметы среди подобных и записать/подчеркнуть рядом слово. Во втором классе подобное задание можно дать при изучении алфавита или счета.
Таким образом, систематическое использование нейропсихологических игр и упражнений на уроках английского языка в младшей школе благотворно влияют на развитие мыслительной деятельности и психических процессов, а также делают урок иностранного языка интересным и динамичным.
Список источников