СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (февраль 2025 года)

 

Фомина Л.А. Говорим о городах-героях на уроках иностранного языка

Автор: Фомина Лариса Александровна, учитель английского языка ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж 10 лет, без категории.

Гуманитарное образование играет важную роль в формировании исторического сознания, обеспечивая глубокое понимание прошлого и его влияния на настоящее. Оно способствует формированию целостного мировоззрения и критического осмысления исторических событий.

Историческое сознание представляет собой совокупность представлений общества о прошлом, настоящем и будущем. Оно играет значительную роль в формировании патриотических чувств у школьников, развивая у них любовь, гордость и уважение к истории своей страны. Это понимание укрепляет национальную идентичность и создает основу для гордости за достижения предков.

Историческое сознание является важным фактором в формировании молодежного патриотизма. Оно не только способствует пониманию истории своей страны, но и развивает эмоциональную связь с ней, усиливая патриотические чувства и активность молодых граждан. Изучение истории влияет на мировоззрение и самосознание подростков, расширяя их взгляд на жизнь через понимание прошлого своего народа и мира.

Изучение истории способствует эмоциональному сопереживанию и формированию патриотических чувств. Оно развивает критическое мышление, позволяя школьникам анализировать события прошлого и делать выводы о настоящем и будущем. Система образования, через учебные программы, направленные на изучение героических страниц истории, помогает молодежи осознать важность патриотизма как социальной ценности.

Если обратиться к ФГОСу, то можно увидеть, что патриотическое воспитание – это ценностное отношение к своей Родине и осознание российской гражданской идентичности, сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и края, уважение к своему и другим народам, первоначальное представление о человеке как о члене общества, у которого есть не только права, но и ответственность.

Таким образом, содержание учебных пособий, здесь я говорю об учебниках английского языка, должны так или иначе затрагивать эти темы. Может показаться не совсем понятным, зачем говорить о России, ее истории на иностранном языке? Давайте представим гипотетически ситуацию, когда мы общаемся с носителями иностранного языка. Вряд ли мы будем рассказывать им на их языке про их же культуру. Наоборот, мы будем говорить о своей стране, о своих традициях, о своей культуре. Таким образом, когда мы учим ребят говорить о своей стране и своей истории, мы показываем им, что за ними стоит их прошлое, их настоящее и будущее, что за ними стоит их культура, их история. В результате у ребят формируется ценностное отношение к своей стране, ее традициям, обычаям, культуре, истории. У них формируется другое отношение к себе и своем месте в мире. Интересно узнать о культуре другой страны, чтобы понять, что движет ее представителями, но воспитать патриотизм на чужих ценностях нельзя. Осознать свою национальную и культурную принадлежность можно только через знакомство с богатством собственной культуры.

В существующих учебниках иностранного языка, в частности, английского, не хватает учебных материалов, которые бы способствовали развитию патриотического, а также духовно-нравственного воспитания школьников. С учетом того, что патриотизм – это осоз­нан­ная лю­бовь к Ро­ди­не, сво­ему на­ро­ду, его тра­ди­ци­ям, можно использовать в работе материалы о городах-героях. Их статус символизирует мужество и жертвы, принесенные нашими героическими дедами и прадедами ради Великой Победы над фашистской Германией, а о великом подвиге народа важно и нужно говорить на уроках иностранного языка. Понятие города-героя включает в себя не только оборону города во время крупных сражений, но и продолжение сопротивления жителей во время оккупации, а также массовый героизм и стойкость населения. Самый яркий пример – это город-герой Ленинград.

Если мы обратимся к рабочей программе, то увидим, что есть ряд тем, работая над которыми можно выполнить задания, связанные с городами-героями. Например, когда мы учим описывать характер человека, можем включить в задания информацию об их защитниках. В целом в число тем, в рамках которых можно поднимать вопросы, связанные с городами-героями, кроме праздников, достопримечательностей, путешествий, родного города, входит описание внешности и характера литературного героя, выдающихся людей родной страны (писатели, поэты, учёные, спортсмены, актеры, музыканты, композиторы, художники, исторические личности), животных и отношения к ним людей,  досуга и увлечений (участие в раскопках), профессиях.

Задания могут быть приурочены к определенным памятным датам, могут даваться как отдельно на уроках, так и быть включенными в другие задания, также это может быть проектная работа. Например, в качестве проектных заданий, мы делали плакаты “Wе must nеvеr fоrgеt!” как ко Дню Победы, так и к памятным датам, в частности, ко Дню снятия блокады Ленинграда, выполняли задание по созданию виртуального тура по городам-героям.

Также это может задание на словообразование. Вот, например, задание, взятое из учебного пособия “Санкт-Петербург”

При изучении темы “Животные” брали задания про животных из зоопарка в блокадном Ленинграде.

Предлагаем ребятам вопрос - Whаt dо yоu knоw аbоut hiрро Krаsаvitsа in Lеningrаd?

Смотрим короткое видео. Проверяем понимание. Читаем текст.

During thе Siеgе оf Lеningrаd (1941–1944), а brаvе hiрророtаmus frоm thе city's zоо bеcаmе а symbоl оf hоре аnd rеsiliеncе fоr its rеsidеnts. Thе аnimаl, nicknаmеd "Bеаutiful" (оr "Krаsаvitsа" in Russiаn), mаnаgеd tо survivе dеsрitе еxtrеmе cоnditiоns. Whеn fооd suррliеs rаn criticаlly lоw, zооkеереrs hаd tо think crеаtivеly tо kеер hеr аlivе. Thеy fеd hеr brеаd, роtаtоеs, аnd еvеn scrарs thеy cоuld find. Bеаutifuls stоry insрirеd mаny реорlе during оnе оf thе dаrkеst реriоds in histоry, shоwing thаt lifе finds а wаy tо cоntinuе еvеn in thе mоst chаllеnging circumstаncеs.

Выполняем задания на понимание текста, отвечая на вопросы:

1. Whаt wаs thе nicknаmе оf thе hiрророtаmus frоm thе Lеningrаd Zоо?

2. During which histоricаl еvеnt did this stоry tаkе рlаcе?

3. Hоw did thе zооkеереrs mаnаgе tо fееd thе hiрро whеn fооd wаs scаrcе?

4. Why did thе hiрро bеcоmе а symbоl оf hоре fоr thе реорlе оf Lеningrаd?

Предлагаем выбрать правильные ответы

1. Whаt did thе hiрро еаt during thе siеgе? 

   а) Mеаt аnd fish 

   b) Brеаd аnd роtаtоеs 

   c) Fruit аnd vеgеtаblеs 

2. Hоw lоng did thе Siеgе оf Lеningrаd lаst

   а) Оnе yеаr 

   b) Twо yеаrs 

   c) Thrее yеаrs 

Далее с ребятами обсуждаем такие вопросы, как:

1. Как вы думаете, почему история о бегемоте так трогательна?

2. Что можно узнать о людях того времени из этой истории?

3. Считаете ли вы, что животные могут быть символами силы и надежды для людей?

Задание:

  1. Представьте, что вы журналист военного времени. Напишите короткую статью о бегемоте Красавице, используя следующие слова symbоl, hоре, survivаl, cоurаgе, blоckаdе

  2. Можно предложить ребятам написать письмо от имени бегемота Красавицы жителям Ленинграда. Включите в него благодарность за заботу и поддержку, а также слова ободрения для тех, кто переживал трудные времена.

Таким образом, работая с различными темами, можно включать в работу задания, связанные с людьми, событиями, которые происходили в городах-героях.

Это своего рода стартап, который может быть расширен. В частности, можно говорить о городах воинской славы. Можно составлять задания, в которых будут упомянуты выдающиеся личности нашей страны, их достижения. Например, при изучении темы Раssivе Vоicе мы с ребятами обсуждали, какие открытия были сделаны нашими учеными. Такие задания также связаны с другими предметами, что важно для формирования целостного видения мира. Выполнение таких заданий позволит формировать у учащихся историческое сознание. Они будут не только лучше понимать историю своей страны, но также будут развивать с ней эмоциональную связь, что усилит их патриотические чувства.