Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (Июль 2025 года)
Автор: Филюта Нина Константиновна, ГБУ ДО ДМЦ «Юный моряк» Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог дополнительного образования, стаж работы 28 лет, высшая квалификационная категория
Патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства - целенаправленный процесс. На основе активной художественно-творческой деятельности формируются эстетические и патриотические чувства, сознание и поведение. Занимаясь изобразительным искусством, дети учатся чувствовать, думать, эмоционально сопереживать, образно познавать окружающий мир, то есть развиваются духовно.
В образовательной программе изостудии «Сотворчество» - целый блок тем, ориентированных на память поколений и непререкаемые ценности. Эти занятия воспитывают уважение к историческому прошлому нашей страны. Учащиеся обращаются к теме семейных реликвий: рассматривают старые фотографии, письма, дневники, медали, чудом сохранившиеся старинные игрушки. За каждым из этих предметов – будь то фронтовое письмо, патефонная пластинка, плюшевый мишка или вышитый руками прабабушки платок - история не просто отдельной семьи, а целой страны. Из этих артефактов мы собираем небольшие композиции и рисуем натюрморты. В фонде нашей студии хранятся графические работы Маши Дроздовой (8 лет) и Насти Крыловой (9 лет), детально изображающие семейные реликвии –фронтовые письма, открытки, записные книжки, бабушкины бусы. Серафим Павлов (9 лет) назвал свою работу «Разбирая семейный архив»: в центре композиции – руки ребёнка, держащие фотографию прапрадеда – в фуражке и кителе. Его прапрадед был героем Первой Мировой.
Другой интересный и нескучный способ приобщения к исторической памяти – игра в старинное фотоателье. Рассмотрев чёрно-белые фотографии столетней давности, дети сначала мысленно «примеряют» на себя образы из далёкого прошлого, а затем переодеваются в ретронаряды (либо в стилистически похожие) и тоже оказываются запечатленными на фотографиях – конечно же, чёрно-белых.
Продолжая тему, учащиеся создают большие композиции по мотивам фотографий из семейных альбомов. Так Матвей Михайленко (10 лет) изобразил свою прабабушку – совсем ещё юную - с бабушкой, которая на момент съёмки - семьдесят лет назад - крохотная девочка. Стоит заметить, что на фото, ставшем отправной точкой для рисунка, нет покосившегося деревенского дома, забора, деревьев и лохматой собаки, - их Матвей «додумал» сам. Десятилетняя Ева Макарова нарисовала композицию по мотивам ещё более старой фотографии, также обнаруженной в семейном альбоме. На ней - проводы прапрадеда на Первую Мировую войну, с которой он, к сожалению, не вернётся. Прапрабабушка в платке и простой ситцевой кофточке пронзительно грустно глядит и с фотографии, и с детского рисунка. Эти работы участвовали в художественном проекте «Память поколений», выставлялись в детской библиотеке, побеждали на Международном конкурсе «Комната моей мечты».
В течение многих лет студийцы увлечённо рисуют на тему героических подвигов советского народа в годы Великой Отечественной войны. Необычайно выразительна работа Софьи Фатеевой (11 лет) «Война началась». Рисунок Лейлы Овсянниковой (10 лет) «Защитим Родину!» по силе эмоционального воздействия не уступает известным плакатам профессиональных художников. Среди наиболее ярких работ о людях на войне - «В атаку!» и «Портрет солдата» Алексея Захаренко (9 лет), - в дальнейшем мальчик всерьёз увлёкся изучением военной истории.
Для более глубокого и всестороннего погружения в тему используются - в синтезе – разнообразные формы учебно-воспитательной работы: беседы, диспуты, экскурсии, викторины, мастер-классы, коллективные просмотры художественных фильмов и документальной кинохроники. Организуются встречи с участниками далёких событий - свидетелями, очевидцами. Услышать рассказы пожилых людей - ветеранов Балтийского флота, жителей блокадного Ленинграда, включая тех, на чью долю выпало страшное блокадное детство - значит узнать правду о войне из первых уст. Для нынешнего поколения это бесценно. Начинающие художники оригинально интерпретируют эти встречи в своих рисунках. Так на работе Георгия Кузьмина (9 лет) «Портрет ветерана», выполненной чёрной тушью, мы видим увешанного медалями старика, тяжёлые военные воспоминания которого как будто «оживают» на стенах его квартиры.
Блокада Ленинграда - одна из самых страшных и трагических страниц Великой Отечественной войны. Тема трагичная, сложная, невероятно трудная для понимания, не говоря уже о полноценном творческом осмыслении этого материала. Важно позволить современным детям увидеть блокаду глазами блокадного ребёнка, для чего мы обращаемся к подлинным блокадным рисункам ленинградских детей, - они сохранились в коллекциях музеев и семейных архивах, их авторы - самые юные жители непокорённого города. Мальчик по имени Геня Дюдяков, которому в 1942 году было восемь лет, рисовал самолёты с огромными красными звёздами на фюзеляжах. Толя М. изобразил разрушенный дом и людей, везущих по заснеженному городу санки с телами близких, умерших от голода. Вова Паршаев, - а ему всего семь, - нарисовал сказку «Репка», но от обычных детских иллюстраций его рисунок отличает присутствие летящих по небу военных самолётов. Второклассница И.Шульман в 1943 году нарисовала салют в честь прорыва блокады Ленинграда и ликующих на улицах города людей.
Среди используемых на занятиях методов особенно важен эмоциональный. Полноценное художественное воспитание невозможно без обращения к детским ассоциациям, образам, впечатлениям. Эмоционально «разбудить» ребёнка помогают произведения искусства. Через искусство всегда легче прочувствовать человека или событие. Искусство заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы. Зрительно воспринимаемые образы – живописные, графические, скульптурные – фиксируются в памяти человека, формируют его сознание. Говоря о ленинградской блокаде, нельзя не вспомнить о художниках осаждённого города. Они отразили в своих работах боль, мужество и стойкость ленинградцев. Их картины – не только исторические документы, но и пронзительные свидетельства силы человеческого духа.
Серия литографий Алексея Пахомова «Ленинград в дни блокады» (1942–1944) - дети, играющие среди развалин, женщина, которая из последних сил тащит ведро с водой по заснеженной улице. Полные боли и надежды блокадные зарисовки Веры Милютиной - «Блокадный хлеб», «В госпитале». Проникновенные городские пейзажи Вячеслава Пакулина и Владимира Гринберга (умер в январе 1942-го).
На занятиях мы говорим о подвиге известного художника-мозаичиста Владимира Фролова, который, несмотря на холод и голод, закончил работу над серией мозаик для московского метро (умер от истощения в феврале 1942 года). Вспоминаем о блокадном творчестве Анны Остроумовой - Лебедевой, - именно она оформит пригласительный билет на первое исполнение Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. Обращаемся к рисункам и фотографиям художника Бориса Смирнова: в годы войны он отвечал за маскировку объектов и кораблей Балтийского флота.
Художественные произведения о блокаде – это не просто искусство, а «живая память». Они учат стойкости, состраданию и вере в жизнь даже в самых страшных условиях. Эти рисунки, гравюры, картины, плакаты, иллюстрации сохранили для нас нашу историю, и они дают педагогу бесценную возможность рассказать о ней детям - бережно и мудро. Эта «насмотренность» позволяет детям лучше понять и осмыслить материал, чтобы создавать собственные произведения на тему далёких исторических событий.
Рисунки студийцев с успехом участвуют в выставочных проектах, посвящённых памятным датам ленинградской блокады. На крупных городских выставках, посвящённых 80-летию со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, были показаны рисунки Любы Дмитриевой (9 лет) «Страшная зима 1942 года», Виктории Шурпатовой (10 лет) «В январе 1942-го», Насти Карпуниной (10 лет) «Портрет Ольги Берггольц», Максима Григорьева (10 лет) «Люди на войне».
Мирру Кокошникову (11 лет) тронули трагические строки Зинаиды Шишовой:
«…А в нашей шестикомнатной квартире
Жильцов осталось трое – я да ты
Да ветер, дующий из темноты…»
Мирра изобразила мрачную комнату, где при тусклом свете коптилки замерли блокадные мальчик и девочка.
«Но есть на карте наших пребываний
Такие острова и островки,
Где минные поля воспоминаний
Раскинулись пространствами тоски…» - эти строки принадлежат поэту, переводчику, жителю блокадного Ленинграда Татьяне Гнедич. По мотивам этих стихов учащаяся нашей изостудии Мария Дроздова (13 лет) нарисовала невероятный женский портрет на фоне полуразрушенного и скованного морозом города.
Вспоминая блокаду Ленинграда, соприкасаясь с этой важной исторической темой на протяжении нескольких лет, погружаясь в неё через разные формы и виды деятельности, ребёнок с этими знаниями и впечатлениями растет и вырастает. Интерес, уважение, трепетное отношение к памяти предков остаётся с ним навсегда.