СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск № 30 (декабрь 2023 года) Эффективные практики

 

Травкин С. В. Педагогическая поддержка кадет в военно-профессиональном самоопределении на примере Кронштадтского морского кадетского военного корпуса 

Автор: Травкин Сергей Викторович,

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», воспитатель, стаж работы 12 лет

Целью работы в кадетском корпусе является умственное, культурное, физическое и моральное развитие воспитанников, их адаптация к жизни в обществе, подготовка к служению Отечеству. Работа педагогического коллектива в военно-профессиональном самоопределении заключается в том, чтобы в воспитательной работе создать такие психолого-педагогические условия, при которых кадеты осознанно продолжили бы обучение в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.


Военно-профессиональная ориентация в целом – это система мероприятий, направленных на формирование у кадет психологической готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии офицера на основании своих желаний, склонностей, способностей, с учётом потребностей специалистов различного профиля.


Работа, проводимая в кадетском корпусе, направлена на мотивирование кадет к выбору профессии морского офицера, которая бы совпадала с их жизненными ориентирами, интересами и способностями, и в то же время учитывала бы потребность Вооруженных Сил России в квалифицированных военных кадрах. В связи с этим главной задачей в контексте личностно-ориентированного обучения является становление военно-профессиональной направленности кадет.


Военно-профессиональная направленность личности – ведущее психологическое свойство личности военнослужащих, определяющее их отношение к воинскому долгу, своим служебным обязанностям, выбранной профессии.


Педагогическая поддержка профессионального самоопределения кадет сопровождает все сферы жизнедеятельности кадет и проводится системно педагогом-психологом, классным руководителем, офицером-воспитателем. Офицеры-воспитатели обязаны показывать значение изучаемого предмета для военного дела, воспитывать у кадет интерес к военной службе, помогать им в профессиональном самоопределении. Основные формы работы при осуществлении педагогической поддержке – это индивидуальные и групповые беседы, консультации, тренинги, направленные на решение проблемы профессионального самоопределения кадет. Они включены в процесс профориентационной работы, в целом решая профориентационные задачи. Офицеры-воспитатели и классные руководители должны обращать внимание кадет на характеристики той или иной профессии.


Сложившаяся трактовка профессионального самоопределения, как составляющей общего процесса развития личности, подразумевает коммуникацию двух систем. С одной стороны – это личность, как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой – система педагогических условий, благоприятствующая профессиональному самоопределению кадет.


Педагогическими условиями продуктивного развития военно-профессионального самоопределения кадет являются:


1. Диагностика психического и психофизического развития кадет, степени готовности к военно-профессиональной деятельности.


2. Постепенное формирование у кадет отношения к себе, как к, будущему защитнику Отечества.


3. Военно-профессиональная направленность кадет в допрофессиональной военной подготовке, в учебной и во внеурочной деятельности, в воспитательной работе, в патриотическом воспитании.


4. Формирование положительной мотивации через пропаганду привлекательного образа военной службы.


5. Формирование теоретических и практических знаний, умений и навыков военной направленности.


6. Преемственность военно-профессионального самоопределения в различных возрастных периодах.


В системе педагогической работы по формированию интереса к профессии военного, наряду с другими мероприятиями немаловажное значение имеют встречи с выпускниками корпуса, обучающимися в ВУЗах, воинами гарнизона, посещение Дней открытых дверей военных ВУЗов. Такие встречи раскрывают перед обучающимися перспективы профессионального роста и совершенствования своих знаний и умений, повышают престиж избранной профессии, вызывают у них стремление стать такими же знающими и опытными специалистами. Организовываются экскурсии в воинские части и на боевые корабли. Такие экскурсии, как форма профориентационной работы, дают возможность кадетам непосредственно познакомиться с профессией военного в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами. Большой интерес вызывает проведение диспутов, устные журналы, тематические вечера. Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод. Она логично связана с учебным материалом и готовится предварительно. К процессу подготовки профориентационной беседы, как правило, привлекаются сами кадеты при сборе информацию по данному вопросу.


Важными факторами, влияющими на процесс профессионального самоопределения кадет, являются: профессиональная направленность содержания образования; система педагогической поддержки кадет при участии в ней всех субъектов образовательного процесса. Основная цель педагогической поддержки кадет в том, чтобы она способствовала полноценному психическому и личностному развитию кадет. Необходимы различные формы педагогической поддержки кадет: педагогические наблюдение, тренинги, консультирование.


Военно-профессиональное самоопределение – комплексный многоступенчатый процесс осознанного выбора профессии военнослужащего. Кадеты должны чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Недостаточно рекомендовать кадету, какая профессия ему больше подходит; следует создать условия для заинтересованности. Всесторонняя педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения эффективным, сказывающимся на повышении числа выборов кадетами военных профессий и на увеличение их информированности об этих профессий. Подготовка кадет к осознанному выбору профессии военного эффективно обеспечивается в условиях обучения в кадетском корпусе.