СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск № 27 (январь 2022 года) Эффективные практики

 

Травкин С. В. Патриотическое воспитание как основа развития творческих способностей кадет

Автор: Травкин Сергей Викторович,

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», воспитатель, стаж работы 11 лет, первая квалификационная категория

Кадетские корпуса имеют богатую историю и славные традиции патриотического воспитания. Патриотическое воспитание кадет является одной из важнейших задач государственной политики, так как предусматривает социальную адаптацию юношей, их самоопределение, включение в социальные процессы.


Основной целью воспитания в кадетском корпусе является становление личности кадета, формирование нравственных, личностных качеств, патриота своей Родины, раскрытие и развитие интеллектуальных, творческих способностей, становление личности, создание комфортных условий для социализации, выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей.


Система воспитания заключается в комплексе мер, в основе которых принцип реализации основных потребностей личности: потребность в безопасности, уважении и признании, общении, самоуважении и самореализации, быть здоровым, потребности в творчестве, духовности. Большое внимание уделяется гражданско-патриотической работе: развитие и формирование чувств патриотизма, преемственности поколений, воспитание активной личности, подготовка подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ. Для осуществления данных целей и задач, ведётся работа по направлениям патриотического воспитания в условиях кадетского образования:


гражданско-правовое направление: формирование правовой культуры, навыков оценки политических событий и общественных процессов, готовности к служению Отечеству;


военно-патриотическое направление: формирование патриотического сознания, способности к защите Родины, изучение русской военной истории и воинских традиций;


духовно-нравственное направление: осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров;


историко-краеведческое направление: мероприятия, направленные на познание истории и культуры, формирование исторической ответственности.


социально-патриотическое направление: мобилизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений;


спортивно-патриотическое направление: развитие морально-волевых качеств, выносливости, мужества, стойкости, дисциплинированности;


Такая работа помогает сформировать личность.


Патриотическое воспитание – сфера творчества. Патриотическое воспитание имеет большое количество форм и методов подготовки и реализации. Множество мероприятий по патриотическому воспитанию включено в план воспитательной работы кадетского корпуса. Первостепенными формами работы по патриотическому воспитанию с кадетами являются: индивидуальные и коллективные беседы, доклады, лекции, собрания, диспуты, митинги, конференции, круглые столы, викторины, экскурсии, встречи с ветеранами, курсантами военных институтов, военнослужащими, привлечение к посещению кружков и секций дополнительного образования, участие в акциях, тематические вечера.


Для 5-6 классов ведущей формой деятельности будет игровая, введение в мир русской культуры, содействие принятию кадетами нравственных ценностей. В этом возрасте обучающиеся наиболее восприимчивы к усвоению ценностей общества, развитию творческих способностей и нравственных норм. На первом этапе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином Отечества.


В 7-9 классах продолжается формирование системы ценностей и культуры поведения кадета, накапливаются ключевые компетентности для самостоятельной жизни в обществе. На втором этапе фундаментом гражданско-патриотического воспитания является формирование уважения к закону, праву, ответственности перед обществом. Работа офицера-воспитателя осуществляется путём коллективно-творческих дел, творческих, исследовательских проектов, посещения экскурсий.


В 10-11 классах углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в обществе, о правах людей, происходит познание основ жизни общества, определяется гражданская позиция кадет, их социально-политическая ориентация. На третьем этапе основной задачей является то, чтобы в процессе общественной деятельности кадет, они повышали готовность и умение защищать права свои и других людей, умели организовывать индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям; вели здоровый образ жизни; понимали свою роль и место в служении Отечеству.


Одним из эффективных средств развития ученического коллектива в школе является коллективная творческая деятельность – способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников.


Неотъемлемой частью воспитательной работы в кадетском корпусе является укрепление традиций, способствующих сплочению коллектива, развитию патриотизма. Участие в общих мероприятиях развивает у кадет творческий подход, сознательность, содействует воспитанию социальной активности, выявляет коммуникативные способности и лидерские качества личности.


С интересом проводятся мероприятия: классные часы и тематические беседы, уроки мужества, посвященные Дням воинской славы; обсуждение книг и фильмов военной тематики; участие в концертах и праздничных мероприятиях в кадетском корпусе, участие в смотре песни и строя; участие в спортивно-массовых мероприятиях и в сдаче норм ГТО; участие в акциях: «Бессмертный полк», «Письмо участникам СВО»; «Герои живут рядом»; участие в конкурсах стихов, рисунков, фотовыставках, в конкурсах чтецов, встречи с участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; участие в параде, посвященному Дню Победы; исследовательские проекты на военно-патриотические темы; экологические десанты у памятников.


Поставленные цели патриотического воспитания могут быть достигнуты только при условии комплексного подхода на постоянной основе. Кадеты с удовольствием встречаются с воинами-интернационалистами, интересуются героями РФ, активно участвуют в поисковой работе, поют Гимн РФ, рассуждают о том, что могут сделать для своего Отечества. Приобщая кадет к истории страны, подвигам народа, офицеры-воспитатели привносят в воспитательную работу элементы, свойственные военным.