Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года)
Автор: Сысоева Влада Николаевна, ГБОУ начальная школа - детский сад №662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 12 лет, высшая квалификационная категория.
Актуальность темы: в настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: «Что делать?»- и учителя отправляют учеников к логопеду, поэтому в последнее время в школьном воспитании актуальными стали вопросы предоставления логопедической помощи детям с речевыми недостатками при изучении иностранного языка. Особенно это касается детей младшего школьного возраста.
Школа, в которой я работаю, имеет статус общеобразовательной, но так как наше учреждение является комплексным, сад-школа, а сад набирает группы для детей-речевиков, детей-глазников и детей с запоздалым развитием, поэтому выпускники - воспитанники сада имеют первоочередное право зачисления в первый класс нашей школы. Отсюда возникают и особенности организации учебного процесса в смешанных классах.
Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся при переходе ребят из сада в школу: у будущих учащихся (с речевыми недостатками), как правило, отмечается недостаточное развитие фонематического слуха, частичная задержка формирования навыков звукового, буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя родной речи.
У большинства детей младшего школьного возраста (после сада) недостатки произношения звуков устранены (с ними работают педагоги-специалисты), но все-таки чаще всего у них сохраняются в речи нарушения структуры слов, что создает сложности в овладении звуковым анализом и синтезом. Рядом с несформированностью некоторых компонентов речевой системы у детей с речевыми нарушениями наблюдаются своеобразные ошибки в постановке синонимических и антонимических отношений. На фоне относительно развернутой речи у таких детей определяются недостатки в употреблении лексики, в основном используются существительные, глаголы и прилагательные; у ребят неимоверно плохой почерк, сложно выделить в нем элементы; слова «скачут»; возникает явная проблема с элементарными знаками препинания (точками) и заглавными буквами (после точки, имена).
Все эти особенности такой категории детей нам необходимо учитывать, особенно с появлением в расписании школьников предмета иностранный язык, ведь правильно организованное обучение детей с речевыми недостатками иностранному языку, а именно английскому, способствует развитию жизненной компетентности.
В самом начале овладения английским языком многое зависит от фонетической правильности речи ребенка. Дети лучше будут усваивать фонетику иностранного языка тогда, когда они уже освоили правильное звукопроизношение родного языка.
В том случае, когда школьник не может овладеть правильным звукопроизношением, мы проводим с ним индивидуальную работу, выполняя определенные фонетические упражнения. И здесь уместны, и нужны консультации - занятия с учителем – логопедом. При работе с учениками с указанными недостатками важно, чтобы учитель иностранного языка и учитель – логопед сотрудничали, дополняя работу друг друга, а в итоге работа велась в комплексе: логопед – учитель – родители. Без сотрудничества учителей с родителями успех в коррекции недостижим.
Нашей школе повезло, учитель-логопед – есть! В связи с особенностями развития речи некоторых наших учеников, уже начиная с первого класса, учитель – логопед нашей школы Бараношникова Светлана Владимировна, Почетный работник образования России, профессионал своего дела, очень опытный педагог, начинает системный отбор учеников с речевыми нарушениями. Учитель-логопед проводит диагностику дисграфии и дислексии (дислексия – это стойкие нарушения детьми при чтении, неправильное соотнесение звуковых фонем и обозначений этих звуков; дисграфия – это проблема, связанная с проблемами написания слов и текстов).
Таким образом, организовывается работа по устранению указанных психоневрологических нарушений. К слову сказать, занятия с учителем – логопедом, у нас предусмотрены с 1 по 4-ый (выпускной) классы. Например, к началу 2021 учебного года первоклассников с речевыми недостатками составляло 38 %, и уже к концу года (данные собраны в мае 2022г.) количество таких учащихся составляет - 7%. То есть основная масса младших школьников готова к качественному усвоению владением письма и чтения по иностранному языку, как школьного предмета.
Дислексия и дисграфия у младших школьников – это особенности развития ЦНС, а также особенности структуры задних отделов левого полушария головного мозга. Как правило, эти нарушения не предполагают медикаментозного лечения. Но эти недуги широко распространены! Нельзя оставлять проблему без внимания, так как она тормозит усвоение школьной программы, угнетает эмоциональное состояние «двоечника»: он может стать объектом насмешек со стороны одноклассников из-за плохой успеваемости.
Начиная изучать английский язык, учащиеся с речевыми нарушениями встречаются с таким трудностями, как неумение различать иноязычные звуки на слух:
1) в произношении,
2) в чтении,
3) в говорении,
4) в письме.
Поэтому работа по формированию правильных навыков и умений по иностранному языку включает:
Мы корректно применяем нужные упражнения, учитывая виды дисграфии-дислексии, а именно :
1. акустическая – ученик не способен правильно воспринимать звуки, из-за этого страдает письмо;
2. моторная - неправильные движения руки во время письма;
3. оптическая – является самой важной проблемой в современном мире! Младшие школьники не могут правильно выводить буквы: замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов; замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв; пропуски, недописывание элементов букв; зеркальное изображение букв.
Стоит сказать, что обычная наработка навыков является изнурительной и не всегда продуктивной. Поэтому важно использовать нестандартные подходы, а именно игровую деятельность.
Цели использования игровых заданий:
1. Формирование определенных навыков.
2. Развитие речевых умений.
3. Умение общаться.
4. Развитие необходимых психических функций.
5. Познание в сфере становления языка.
6. Запоминание речевого материала.
Работа по преодолению оптической дисграфии.
1. Упражнение “Большой-маленький”- на развитие восприятия величины предметов. Задание: Прочитай слова.
2. Упражнение “Буквы перевертыши” - дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Эти задания выполняются с помощью специальных распечатанных нейрораскрасок. Задание: найти букву и раскрасить ее. Раскраска на нахождение буквы, написанной правильно.
3. Упражнение “Вставь первую букву”. Задание: напиши недостающую букву и перепиши все слово полностью.
Работа с развитием фонематического слуха:
4. Упражнение “Хлопок” – услышь только английское слово (слова одинаковые по произношению). Задание выполняется в быстром темпе. Задание: хлопни в ладоши, когда услышишь английское слово.
5. Упражнение “Переводчик” – переведи слова. Задание: поймай мяч и переведи слово с английского на русский, и наоборот.
Работа на развитие речи.
6. Упражнение “Читай по губам” – узнать слово. Задание: учитель произносит губами, без голоса, слова (по теме), ученики должны узнать и назвать слово по движению губ.
7. Упражнение “Перепиши слова в алфавитном порядке” Задание: написать слова по алфавиту, пишем вслух (обязательно), затем читаем слова.
8. Упражнение “Найди тайное слово” – определение темы урока с помощью решения кроссворда. Задание: на доске картинки, ученику необходимо назвать, что изображено на картинке, и записать это слово в кроссворд, буквы не должны выходить за пределы квадрата - одно из правил для того, чтобы учить учащихся писать правильно.
Для школьников с речевыми нарушениями почерк вызывает определенную сложность. Обычно они пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно.
9. Упражнение “Игрa в слова” – по определенной теме (в конце каждой темы). Задание: найди и обведи слова в филворде. Коррекция оптических нарушений эффективно осуществляется с помощью таких заданий, нужно напрягать не только мозг, но и глаза.
Итоговые задания: уже несколько лет, к концу второго и третьего класса в нашей школе проводятся выставки работ учеников по предмету “английский язык”, организованных в два этапа, в виде проектных работ.
1 этап – обучению чтению и письму на уровне наглядного моделирования буквы английского алфавита, причем работаем с буквой, которая давалась труднее всего “вредные буквы” (эти задания выполняют учащиеся 2х классов).
2 этап – обучение письму и чтению на уровне наглядного моделирования английского слова (эти задания выполняют ученики 3их классов).
Сначала корректируем оптические нарушения на фоне “буквы”: развиваются тактильные ощущения; учимся слышать букву, узнавать ее, писать, осязать.
Далее, корректируем фонетическое восприятие на уровне английского “слова”: повторяем фонетический состав, считаем буквы и звуки, пишем слово, называем буквы по порядку, возможно, находим ошибки.
Цели: закрепление графического образа “буквы”; фонетическое восприятие на уровне “слова”; развитие фонематического анализа; развитие речи; развитие мелкой моторики; конструктивного праксиса; воображения; профилактика оптических нарушений письма. Таким образом, последовательная, систематическая работа по предупреждению ошибок во время обучения детей с речевыми недостатками создает благоприятные условия для нормального овладения английским языком. Тем самым в дальнейшем будет обеспечено наиболее гармоничное развитие каждого ребенка и его реализация в современном обществе, где владение иностранным языком (в частности, английским) является не только престижным, но и необходимым условием в дальнейшей учебе и работе.
Литература