СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №30 (декабрь 2023 года)


Субарнова М.П. Особенности подготовки к написанию сочинения и изложения в девятых классах по русскому языку (заметки эксперта)

Автор: Субарнова Маргарита Петровна, ГБОУ СОШ №425 им.академика П.Л.Капица Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы, стаж работы 21 год, высшая квалификационная категория.

Содержание экзаменационной работы ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении; адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости (компрессии);
  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).

 

Перед учителем стоит сложная задача настроить учеников на экзамен подготовить их не только теоретически, практически, но и психологически.

 

Основная цель подготовки к сжатому изложению  – научить каждого ребёнка правильно и грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень точности и лаконичности связной речи учащихся.

 

Подготовку к сжатому изложению учитель может начинать уже с 5 –го класса, предлагая учащимся следующие технологии работы над предложением или текстом:

 

- перефразируйте сложное предложение так, чтобы получилось простое:

 

«Самое дорогое, что есть у человека, это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое – это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут». (Самое дорогое – это Время, составляющее нашу жизнь.)

 

Или: «Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка  еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью».  (Ценность времени – в его быстротечности)

 

-  устраните повторы и объедините предложения, использовав известные вам средства их связи.

 

   «В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противостоять безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы  к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».

 

- замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

 

1.Не менее щедра была и наша чистопрудная осень.  Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип.

2. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина.

3. Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу.

 

- сократите  предложения.

 

Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

 

С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны, - и не только с любовью, но и с тонкой чуткостью, с бережностью и с пониманием.

 

Добрые люди понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.

 

Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга, ни тяжкого всплеска воды.

 

Михаил Михайлович Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Кащеева цепь», «Календарь природы», «Золотой луг», «Лесная капель», «Осударева дорога»…

 

Всё человечество Каштанка делила на две неравные части – на хозяев и заказчиков.

 

     Выбор сжатого изложения в качестве итогового экзамена понятен: с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбрать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой современной жизни. А сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. Этот вид работы помогает осуществить общий подход к оценке предметных и метапредметных компетенций и проверить следующие виды компетенций:

 

-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

 

-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 

-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

 

      Задания каждой части экзаменационной работы проверяют сформированность у выпускников различных видов речевой деятельности (слушание, чтение, письмо).

 

     Сжатое изложение требует не просто мобилизации памяти школьников и внимания к нормам правописания, но и умения отбирать существенную информацию, структурировать содержание текста, воспринимаемого на слух: ученик должен выполнить информационную обработку текста. При этом он должен продемонстрировать не только репродуктивные, но и продуктивные навыки: умение отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы связно и кратко передать прослушанную информацию. Для успешного решения этой задачи нужны определенные условия:

 

-способность аудирования, то есть адекватного восприятия информации исходного текста, так как, если текст учеником не понят, он не может определить, что в нем главное, а что второстепенное, следовательно, сокращение элементов текста будет носить случайный характер;

 

- владение приемами сокращения (компрессии) текста;

 

-умение письменно передавать воспринятую информацию.

 

            При работе над изложением на экзамене выпускник следует правилам написания, которые он усвоил за годы обучения, поэтому технология написания должна быть доведена до автоматизма.     Важная проблема при ПОДГОТОВКЕ учеников к изложению является способность правильно определять тему и идею. Большинство детей не могут правильно это сделать сразу, поэтому, готовя их на протяжении нескольких лет к такому виду изложения, словесник должен учить их грамотно задавать вопросы к тексту. Часто ученики не могут ответить на вопрос «О чем этот текст?» Этот вид работы активизирует внимание учащихся при прослушивании.

 

      Большую роль при подготовке к изложению играет словарная работа. Из-за малого объёма чтения дети плохо усваивают даже специально вводимую на уроках развития речи лексику. Слова должны закрепиться в сознании, то есть быть полезным, активным участником речевой коммуникации. Для достижения этого нужно учить видеть слово в контексте. Именно контекст проявляет дополнительные оттенки значения или значение, особенности сочетаемости слова. Учителю необходимо обращать внимание учащихся на яркие слова и выражения, которые автор использует в тексте:

  • -почему автор выбрал именно их?
  • -какой колорит они придали тексту?
  • -попробуйте заменить эти слова нейтральными?
  • -подберите синонимы к слову.

 

Таким  образом у выпускников вырабатывается внимание к слову, формируется ценностное отношение к нему, способствует развитию умения опознавать слова в незнакомых текстах и определять их значение с учетом контекста. Изложение формирует навыки разных видов речевой деятельности: воспринимать текст на слух

 

      Учитель при обучении сжатому изложению должен формировать следующие коммуникативно-речевые умения: вычленять главную информацию,  сокращать текст разными способами, равильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства для обобщенной передачи содержания.

 

Исходя из этого, сжатое изложение должно отвечать следующим МЕТОДИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ:

  • сохранение последовательности в развитии событий;
  • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
  • установление           смысловой     и          грамматической       связи   между предложениями;
  • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

 

В процессе обучения сжатому изложению формируются следующие КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ:

  • -умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  • -умение сокращать текст разными способами;
  • -умение правильно и логично излагать свои мысли;
  • -умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

 

       Поэтому лучше начинать работу над текстом, который можно увидеть и прочитать.

Текст, воспринимаемый визуально, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нем достаточно легко отрабатываются различные приемы компрессии. Эту работу лучше начинать с 5-го класса. Но можно и в 9-ом, если есть электив по подготовке к экзаменам. 

 

Итак, главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

 

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ 9 КЛАССА 

 

Для написания сжатого изложения:

  1. во время первого чтения необходимо воспринять текст в целом; при этом важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею: с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить функциональный стиль и тип речи, зафиксировать ключевые слова ( чтобы не отвлекаться, можно слушать с закрытыми словами);
  2. если это описание, постарайтесь вслед за автором представить предмет описания, мысленно увидеть картину, «фотографию», о которой идет речь. Если текст повествует о чем-либо, во время чтения постарайтесь уловить последовательность событий, действий, запомните эту последовательность. Если это рассуждение, постарайтесь уловить логику, последовательность, определить тезис, аргументы, вывод. Во всех случаях необходимо почувствовать особенности стиля автора, чтобы частично передать их в своей работе. (Во время написания изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или информации о тексте);
  3. главное: во время первого чтения не надо пытаться записывать чтото за учителем, так как могут получиться невразумительные записи;
  4. после первого прочтения лучше набросать на черновике план, записать к нему запомнившиеся ключевые слова. План может состоять из ключевых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголовков (план не надо переписывать в чистовик, он нужен только для предварительной работы для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности, структуры, для правильного членения текста на абзацы;
  5. количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста (не менее 3). Каждая микротема выражает законченную мысль, суждение, имеет некий центр, который выражается ключевыми словами. Если внимательно слушать, можно уловить интонационное членение на микротемы: между ними паузы более длительные, чем между предложениями;
  6. в плане оставляйте свободные строки, чтобы вносить туда дополнения, поправки при втором чтении текста;
  7. во время второго чтения работайте с планом: вносите уточнения, добавляйте пропущенные детали, записывайте даты, имена собственные, кроме тех, которые записаны на доске; отмечайте особенности авторского стиля, характерные слова и выражения, которые использует автор. Полезно записать первое и последнее предложения;
  8. по ходу работы с черновиком подчеркивайте слова, в написании которых сомневаетесь. После окончания работы с черновиком перечитайте, что у вас получилось, отредактируйте, обоснуйте для себя выбор знаков препинания, уточните, какие слова вызывают затруднение. Затем возьмите словарь и проверьте себя ( выделите для этого минут 10-15, когда работа уже написана на черновике). Пользуйтесь сокращениями:  «!» - обратить внимание; «?»-уточнить;
  9. если не поняли какого-либо слова или выражения, постарайтесь обойтись без него, передайте смысл другими словами; если сомневаетесь в пунктуации, перестройте предложение.

          

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Развитие речи. Инновационная технология обучения. 5-9классы. Автор-составитель  Дюжева О.А. Волгоград-2013, изд-во «Учитель».
  2. Русский язык. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников. 9-11 классы. Авторы- составители: Шампур В.П., Пташкина В.Н. Волгоград-2012, изд-во «Учитель»
  3. Русский язык. Подготовка к ГИА- 2013. 9 класс. Под редакцией Сениной Н.А. Ростов-на-Дону-2012. Изд-во «Легион»
  4. Русский язык. Типовые тестовые задания. 9 класс- ГИА. Составитель Егорова Н.В. ООО «Вако», 2010
  5. Контрольно – измерительные варианты ГИА разных выпусков ФИПИ с 2011-2013 года
  6. Л.И.Пучкова. Русский язык. Методическое пособие для подготовки. Изд-во «Экзамен», 2012.