Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (февраль 2025 года)
Автор: Сковородникова Мария Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж 4 года, первая квалификационная категория.
«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности». (В.В. Виноградов).
Речь играет важную роль в жизнь человека. Одним из главных показателей образованности общей культуры человека является культура речи, то есть мы можем сказать, что способность грамотно и чётко выражать свои мысли раскрывает личность говорящего. Культура речи современного человека – это способность грамотно использовать разнообразие языковых средств в различных условиях.
Специальная литература по культуре речи находит свое отражение, начиная с 70-х годов XIX века. До сих пор вопросы развития культурного воспитания речевой дисциплины волнуют современников, ведь бытовая речь имеет прямую зависимость от сценической. Сценическая речь обогащает бытовую, возникает потребность следить за верным изложением и ясным произношением.
Сценическая речь — это мощный инструмент коммуникации, который требует особых навыков и подготовки. Сценическая речь занимает особое место среди видов речи, ведь именно сценическая речь является эталоном культуры речи. Владение голосом является важнейшим средством создания имиджа на публике, убеждая оппонентов в правильности ваших идей. Речь, которая распространяется в массы, как правило, является авторитетной и совершенной по содержанию и форме, сохраняя в себе нормы русской речи. В особенности речевая деятельность является важной частью культуры людей гуманитарной направленности.
Основным способом повышения культуры речи является художественное чтение. Ведь речь, которая произносится спонтанно, имеет явные отличия от речи «читаемой», но несмотря на это, читая текст, человек преследует ту же цель, что и разговаривая с кем-либо – ему важно, чтобы оппонент воспринял передаваемую ему информацию в том же контексте, в котором говорящий осмыслил эту информацию. При воплощении текста в устный рассказ необходимо развитие особого внимания к индивидуальной пунктуации. Нужно учиться понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания.
Нужно контролировать громкость голоса, интонацию, скорость речи, паузы, чтобы обратить внимание на важность доносимой вами информации. В этом также может помочь художественное чтение. Основные принципы сценической речи: ясность и последовательность мысли; правильная интонация и ритм; выразительность и эмоциональность; умение удерживать внимание аудитории; использование жестов и мимики. В любой речевой ситуации необходимо знать свою цель, анализировать оппонента или знать аудиторию, уметь подстраивать свою речь под нужды и ожидания слушающих.
Сложность художественной речи заключается в невозможности использовать вспомогательные средства. Весь набор инструментов говорящего ограничивается его голосом, техникой речи, которую можно совершенствовать художественным чтением, и жестикуляцией. К тому же, художественное чтение приобщает людей к эстетическому и гуманному миру литературы.
Различные социологические исследования показали, что современный человек, находясь в водовороте мессенджеров, подкастов и так далее, очень часто забывает о настоящем содержании слова, о его лексическом значении. Слова для современного человека редко имеют высокое значение, важно – быстро донести суть происходящего, эмоциональную окраску ситуации. Снижение «эталонности» в речи обнаруживается на экзаменах в учебные заведения страны. Слова-паразиты, повторы, междометия, неловкие паузы стали частыми спутниками современной молодежи. Фильмы и спектакли обращают наш взор на визуальную сторону картины. Режиссеры и сценаристы уже не уделяют должного внимания сценической речи, забывая, что во многом они являются проводниками образца культурной речи для зрителей. Речевые недостатки часто встречаются сценической речи, что должно иметь обратный характер – грамотная сценическая речь должна влиять на бытовую.
Умение говорить на сцене с легкостью и убедительностью – важный навык, требующий определенных знаний и практики. Занятия художественным чтением будут способствовать укреплению дыхательных, дикционных качеств говорящего, развитию воображения, логических связей, мысли и слова. Люди разных профессий, развивая сценическую речь, обогащают свою культуру, воспитывают чувство ответственности, учатся взаимодействию с другими людьми, то есть развивают те качества, которые необходимы в современном обществе.
Занятия сценической речью неразрывно связаны с формированием речевой свободы, умением управлять дыхательной системой, голосом. Если в бытовой ситуации мы можем себе позволить говорить монотонно, негромко и не особо заботиться о звучании голоса, то в сценической речи важно эмоциональное воздействие на людей, на их восприятие. Здесь важно не только донести до слушателя информацию с помощью слов, цель сценических монологов – оказать влияние на человека, передав ему, помимо словесного послания, свои чувства и переживания так, чтобы слушатель проникся ими.
Повышать грамотность речи можно и нужно. Это не талант, с которым рождаются, а приобретенный навык. Недостаточный словарный запас приводит к тому, что человек не может донести до слушателя свои мысли, его спич однообразен, заполнен паузами или сорными словами. Всё это заставляет слушающего отвлекаться, скучать, он не старается вникнуть в суть речи и поддержать диалог.
В любой жизненной ситуации, в быту и бизнесе, на результат влияет то, как человек умеет общаться: это помогает влиять на других, на их деятельность, мотивацию и эмоциональный настрой. Положительно отражается грамотная речь на эффективности выступлений, успешности деловых переговоров, оценке вас как приятного и благожелательного члена коллектива, социума.