СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года)


Полещук А.А. Эффективные методические приемы на разных этапах урока английского языка для достижения планируемых результатов

Автор: Полещук Анна Александровна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык), стаж работы 15 лет, высшая квалификационная категория.

Федеральный государственный стандарт нового поколения, предполагает изменение основных принципов подхода к обучению. Преподавателям помогают в этом современные педагогические технологии. Стандарт также четко определяет требования к результатам освоения основных образовательных программ. Как достичь тех самых ожидаемых, планируемых результатов? В арсенале каждого преподавателя имеется достаточно широкий спектр средств по достижению ожидаемых результатов. Выбирая то или иное средство, каждый преподаватель должен учитывать такие немаловажные факторы как: психофизиологические, возрастные и личные особенности обучающихся. Конечно, с помощью методических приемов не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь ее этап.

 

Давайте рассмотрим наиболее действенные и продуктивные приемы для каждого этапа.

 

Первый этап урока - целеполагание. Этап целеполагания крайне важен для урока, т.к. именно он должен соответствовать планируемому результату. В своей профессиональной деятельности я использую следующие приемы целеполагания:

 

Прием «Зацепка». Это краткое вступление, эффективно передающее то интересное и захватывающее, что есть в новом материале, выводящее все это на первый план, мощно привлекающее внимание обучающихся к новой теме. Вариантов зацепок, которыми преподаватели привлекают внимание обучающихся, множество. Например, зацепка «История», рассказать короткую интересную историю, непосредственно связанную с новым материалом. Зацепка «Аналогия», предложить интересную и полезную аналогию, связывающую новую концепцию с той или иной жизненной ситуацией. Зацепка «Информационные носители», картинка, фрагмент музыкального произведения или видео (очень короткое) могут сделать вашу зацепку намного эффективнее, но только при условии, что их использование будет тщательно спланировано и что это способствует достижению главной цели урока.

 

Прием «Выбор цели по маршруту». Прием используется в начале нового раздела/модуля. Преподаватель предлагает обучающимся маршрут изучения нового модуля. Просит ознакомиться с ним, обратить внимание на разделы и названия уроков, а также на то, что потребуется для их успешного освоения, и на те знания и умения, которые они приобретут  к концу изучения данного модуля. Просит сформулировать их собственную цель: что они узнают нового, чему научатся и что им необходимо повторить, чтобы успешно освоить данную тему.

 

Прием «Задом наперед». Организую выполнение проверочной работы по новой теме. При выполнении заданий обучающиеся сталкиваются с недостаточным количеством знаний, т.е. при выполнении работы обучающиеся должны отметить, какие задания/предложения/пункты вызывают у них затруднения, а какие они готовы решить прямо сейчас и объяснить их, после чего и формулируют из этого цель.

 

Прием «Тема-вопрос-план». Данный прием отлично подходит для уроков Culture Corner, Across the curriculum или Going Green (УМК Spotlight), где тему урока можно представить в виде вопроса. Чтобы ответить на этот вопрос, кадетам необходимо построить определенный план действий (изучить новую лексику, прочитать текст, послушать аудиозапись, посмотреть видео и т.д.). Этот прием помогает сформулировать способы достижения конкретных учебных целей.

 

Прием «Проблема предыдущего урока». В конце урока преподаватель предлагает задание, выполнение которого заведомо невозможно либо из-за недостатка знаний, либо недостатка времени у обучающихся, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Следовательно, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь напомнить о ней и обосновать.

Второй этап урока - основной. На этом этапе можно использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающую степень активности обучающихся, что помогает быстрее достичь планируемых результатов.

 

Прием «Задания с последующим устным выполнением» (технология диалогового взаимодействия) хорошо использовать для отработки правил словообразования. Обучающийся под диктовку записывает слово, а затем устно образует однокоренные слова с заданными приставками и суффиксами. Также возможно выполнение этого задания для отработки фразовых глаголов.

 

Прием «Взаимные диктанты» (технология диалогового взаимодействия) используется для проверки усвоения лексики. Возможны различные варианты диктантов: обучающиеся могут составить их заранее, прямо на уроке или диктовать друг другу приготовленный преподавателем материал.

 

Прием «Перепутанные логические цепочки» (технология РКМ). Стратегия приема состоит в построении цепочки из предложенных фактов, фраз, слов, правил, в логическом или хронологическом порядке. Этот прием с легкостью можно адаптировать для любого урока, ориентируясь на поставленные цели.  Его можно проводить совместно, индивидуально, в группах/парах, можно предложить его в качестве самостоятельной работы или домашнего задания. Логические цепочки помогают обучающимся запомнить информацию и закрепить материал, также это прекрасный вариант контроля и самоконтроля.

 

Прием «Броуновское движение» (Социологический опрос) (технология РКМ). Прием «Броуновское движение» предполагает движение обучающихся по классу с целью сбора информации по предложенной теме. Результатом такого опроса может служить письменная работа или устное представление результатов «The results of the Survey showed…».

 

Прием «Инсерт» (технология РКМ). Этим приемом можно воспользоваться при работе с текстом и с новой информацией (например, при работе с разделом Grammar References (УМК Spotlight). Обучающиеся маркируют текст специальными значками: «√» — я это знаю; «+» — это новая информация для меня; «-» — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; «?» — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Затем заполняют таблицу (таблица 1):

Таблица 1. Прием «Инсерт»

+

-

?

Тезисно записывают информацию встречающуюся в тексте, которая уже была известна.

Отмечается все новое, что стало известно из текста.

Отмечаются противоречия. Т.е. кадет отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

После заполнения таблицы происходит просто зачитывание тезисов, никакого обсуждения. Затем повторное чтение текста, при этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую. На следующем этапе происходит обсуждение записей, внесенных в таблицу. Происходит анализ того, как накапливаются знания. Путь, который проделывают обучающиеся от старого к новому, становится более наглядным и понятным.

 

На начальных этапах работы можно использовать небольшие тексты, чтобы обучающиеся привыкли к используемым значкам, еще я  сокращаю количество столбцов в таблице (по мере усвоения приема тексты и количество столбцов увеличиваются).

 

Рефлексия - это обязательный заключительный этап урока, где соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

 

Прием «Перекрестная дискуссия». Этот прием, в основном, можно использовать для работы с текстами. Он помогает обучающимся овладеть приемами аргументации и доказательства, а также хорошо формирует умение отстаивать свою точку зрения. В основе организации работы лежит следующая таблица (таблица 2):

Таблица 2. Прием «Перекрестная дискуссия»

Question

PROS

CONS

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Results

 

Сначала обучающиеся подготавливаются к дискуссии, обмениваясь мнениями по вопросу, после чего записывают в таблицу аргументы «за» и «против». Затем переходят к перекрестной дискуссии, высказывая тезисы «за» и «против» поочередно, так продолжается, пока аргументы не закончатся. Когда аргументы закончились, попросите перечитать еще раз все «за» и «против» и принять однозначное решение, записав его также в таблицу. Затем в зависимости от своего выбора обучающиеся делятся на две группы («за» и «против»). Уже в группах обсуждают результаты перекрестной дискуссии и отбирают самые значимые, по их мнению, аргументы. На следующем этапе каждая команда также поочередно оглашает выбранные аргументы, по желанию могут быть составлены еще две таблицы (от каждой группы). Также данный прием можно успешно применять для проработки материала перед написанием сочинения «За и против».

 

Прием «Реклама». Предложите обучающимся прорекламировать какой-то предмет с прошедшего урока. Время подготовки не более 5 минут. Работа может происходить индивидуально, в парах/группах. Возможно с продолжением выполнения как домашнего задания (например, урок Culture Corner 5, 10 класс, тема «Путешествие по Темзе». В конце урока предложите прорекламировать прогулку по реке Темзе, исходя из информации, полученной в ходе урока, и как дополнительное домашнее задание, по желанию, разработать рекламную брошюру).

 

Прием «Телеграмма». Каждому обучающемуся можно предложить заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?

 

Прием «Общее-уникальное». Помогает выделить и кратко представить общие и особенные черты при сравнении двух и более явлений. Работа с этим приемом может быть индивидуальной, парной и групповой. Способствует развитию аналитических способностей. Незаменим при сравнении картинок, явлений, систем (например, урок Culture Corner 3, 10 класс American High Schools, где американские школы можно сравнивать с российскими и выяснять, что же есть между ними общего и что абсолютно различно).

Прием «Пять причин». Предложите обучающимся подумать и найти пять причин, почему им нужна/важна/актуальна полученная информация? Где это можно применить?

 

Прием «Выходной билет». Выходные билеты должны быть краткими: один — три вопроса. Ваша цель — в результате десятиминутного анализа оценить, в какой мере обучающиеся достигли главной цели конкретного урока. Выходные билеты предназначены для сбора данных. Это означает, что вопросы должны быть довольно простыми и сфокусированными на главной цели урока, чтобы, если обучающиеся ответят на них неправильно, можно было без труда определить причину ошибки.

 

В заключение, хочется сказать, что, конечно, существует множество эффективных приемов достижения планируемых результатов, и невозможно осветить их все в рамках одной статьи. Я ставила перед собой задачу поделиться личным опытом и рассказать о тех приемах, которые я применяю и которые действительно дают результат.

 

Список источников

  1. «Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта» — Кларин М. В. – М.: Луч, 2016. – 640 с.
  2. «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным» — Джули Дирксен; пер. с англ. Ольги Долговой. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 276с.
  3. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей —  Дуг Лемов; пер. с англ. О. Медведь. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 416 с.