СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №28 (март 2022 года) » Развитие функциональной грамотности


Милош Д.В. Эффективность коммуникативных технологий в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся

Автор: Милош Дмитрий Вадимович, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», воспитатель, стаж работы 11 лет, высшая квалификационная категория.

    Формирование функциональной грамотности в целостном образовательном процессе в настоящее время требует современных подходов и инновационных методов для повышения эффективности этого процесса. Оно должно осуществляться путём развития интеллектуальных и коммуникативных способностей, так как это содействует интерактивному приобщению  личности к крупным социальным процессам.

 

   Современных научные исследования педагогической науки посвящены актуальным проблемам обучения и воспитания, а также формированию функциональной грамотности учащихся с помощью новейших образовательных технологий. Все исследования органично комбинируют психолого-педагогические подходы к решению указанных задач. Используются наборы психологических и педагогических методик, дающие разработку принципиально новых психолого-педагогических рекомендаций по формированию функциональной грамотности обучающихся.

 

   На сегодняшний день преподавание в условиях обновленного содержания образования полагает применение коммуникативных технологий обучения, которые направлены на погружение учащегося в учебный процесс по максимуму. Главная цель – научить думать правильно, уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. В ходе обучения следует ориентироваться на межличностное сотрудничество в учебно-воспитательном процессе и гуманизацию педагогического воздействия. В основе Коммуникативная технология обучения содержит: практическую направленность обучения, коммуникативно-речевую основу процесса обучения, комплексную организацию учебного материала, максимальную интенсификацию учебного процесса, дифференцированный подход в обучении. В коммуникативный метод обучения входят пять принципов: принцип речемыслительной активности; принцип индивидуализации при ведущей роли личностного аспекта; принцип функциональности; принцип ситуативности; принцип «новизны». Главное в  обучении на основе применения коммуникативных образовательных технологий состоит в определении условий для формирования активной познавательной деятельности учащихся и их функциональной грамотности. Формирование умения включаться в учебную деятельность как субъект, показывать коммуникативные способности – является очень важным. В результате в учебно-воспитательном процессе коммуникативные технологии используются как средство формирования функциональной грамотности обучающихся и как средство активизации их учебно-познавательной деятельности.

 

   Деятельность по применению коммуникативных образовательных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся даёт педагогу определённые возможности:

  • мобилизация учащихся в активный познавательный процесс в овладении знаниями;
  • использование приобретенных знаний на практике и чёткое осознание: где, как именно и с какой целью эти знания могут быть применены;
  • работа в сотрудничестве при решении различных ситуаций, когда следует демонстрировать соответственные коммуникативные умения;
  • возможность свободного доступа к необходимым знаниям с целью развития собственного обоснованного, аргументированного, свободного и независимого взгляда, мнения по любой проблеме;
  • глубокого контроля своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для обозначения появляющихся проблем действительности и умения их решать совместно, реализуя различные социальные роли.

 

   Применение коммуникативных технологий в обучении – средство формирования функциональной грамотности обучающихся, обеспечивающее личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, умение управлять информацией и развитие познавательного интереса.

 

   В чём же эффективность коммуникативных технологий в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся?

 

  В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» трактуется, как умение понимать смысл любого текста, что является очень важным умением, которое вырабатывается учащимися в начальной школе. Существуют учебные пособия, разработанные как тренажёры по функциональной грамотности, содержащие тексты и вопросы к каждому тексту. Рекомендованные тренажеры включают в себя увлекательные научно-популярные тексты, предназначенные для отработки техники чтения и осмысления текста и кроме того тестовые вопросы к ним.

 

   Термин «функциональная грамотность» был введен ЮНЕСКО вместе с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения (1).

 

   Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром, т.е. это уровень грамотности, дающий человеку возможность общаться, максимально быстро адаптироваться с внешней средой и функционировать с ней (2).

 

   Формирование функциональной грамотности обучающихся – сложный, разносторонний, продолжительный процесс. Достигнуть необходимых результатов возможно при условии грамотного сочетания различных современных педагогических технологий в учебном процессе. Поэтому актуальны следующие задачи: формирование способностей к познанию, творческое применение приобретённых знаний, стремление к саморазвитию и самоуправлению при помощи предметных компетенций (3).

 

   Для развития функциональной грамотности учащихся следует развивать информационные, коммуникативные компетенции, грамотность социального взаимодействия. Формирование функциональной грамотности современном учебном заведении должно решаться на каждом уроке и на каждом учебном предмете. По данному направлению успешно проводится следующая работа: уроки, нацеленные на формирование ключевых компетенций; проектная деятельность во внеклассной работе; консультации по подготовке к олимпиадам; дополнительные развивающие программы и т.д.

 

   Для того, чтобы ученик учился достаточно хорошо, в силу своих способностей, надо вызвать у него желание учится, стремление к знаниям, поддержать, способствовать поверить в свои способности. Не всякая деятельность развивает способности, а лишь та, в процессе которой появляются положительные эмоции. Общение, совместная деятельность, критическое мышление, креативность – основные качества, которыми должны овладеть учащиеся для результативной функциональной грамотности.

 

   В последнее время в педагогической науке определяется направление, объектом которого становится компетентностно-ориентированное обучение, характеризующееся интеграцией в мировое образовательное пространство; практическим ориентированием образования; сменой традиционной традиционалистско-консервативной парадигмы на  развивающую; здоровьесберегающим характером образовательного процесса; субъект-субъектным взаимодействием участников воспитательно-образовательного процесса; необходимостью непрерывностью образования в течение жизни.

 

   В нормативных документах формирование функциональной грамотности обозначает одну из важных задач компетентностно-ориентированного обучения.

 

   В словаре Ожегова С.И. понятие «компетентность» рассматривается как «знание, осведомлённость, авторитетность в какой-нибудь области» (4). Бермусом А.Г. представлена часто встречающаяся трактовка: «компетентность представляет собой владение личностью компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (5). Интересна интерпретация понятия «компетентность», предложенная академиком Селевко Г.К., согласно которой оно шире понятий «знание», «умения», «навыки», понятие включает знаниевую составляющую, операционально-технологическую,   мотивационно-этическую,   социальную и поведенческую(6). Мнения российского педагога Хуторского А.В. сходны с мнениями авторов вышеуказанных определений: «компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету» (7).

 

   Определения «компетентность» показывает, что существует небольшой диапазон различных мнений, данные понятия имеют как сходство, так и различия, что даёт возможность уточнить формулировку: «компетентность – это владение человеком определённой компетенцией, позволяющей выносить суждения в определённой сфере и принимать соответствующие конкретной ситуации решения» (8).

 

   Формирование функциональной грамотности обеспечивается при помощи внешних условий и внутренних потребностей обучающихся. Важным условием формирования функциональной грамотности является система отношений обучающегося к себе, как к личности. Личностные качества формируются в условиях обучения. Функциональная грамотность – способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью (9). Другими словами, функциональная грамотность – это уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучающимися в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных задач, а также задач взаимодействия с обществом (10). Ряд авторов под функциональной грамотностью понимает способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом, то есть тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении (11). Это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации. Функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни. Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту (12).

 

   Таким образом, функциональная грамотность – это совокупность учебных и коммуникативных знаний, умений, навыков образовательной деятельности, способностей владения информационными технологиями и личностных качеств обучающегося, позволяющих ему достичь результатов в учебной деятельности.

 

Список источников

  1. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
  2. Безрукова  В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург. 2000. – С.825.
  3. Олешков М.Ю.,   Уваров   В.М. Современный   образовательный   процесс:   основные   понятия и термины. – М.: Компания Спутник+. 2006.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1981. – 816 с.
  5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005.
  6. Selevko, G.К. (2006). Modern educational technologies. Moscow: Public education, 256.
  7. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 60.
  8. Stukalenko N.M., Murzina S.A., Kramarenko B.V., Ermekova Z.K., Rakisheva G.M. Implementation of competence approach in the professional education of prospective teachers in the higher education conditions. - 2016, International Review of Management and Marketing, 6(3), 175-181.
  9. Бранд О. Функциональная грамотность в промышленно развитых странах/ // Перспективы. – 1988, № 2.
  10. Фролова П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин. – Омск, 2008.
  11. Веряев А.А., Нечупаева М.Н., Татарникова Г.В. (2007). Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение. – М.: Наука, 215.
  12. Леонтьев А.А. (2002). От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы V-ой международной научно-практической конференции в 2-х ч. – Ч.I под ред. Усачёвой – М.: Просвещение, 204.