СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (Июнь 2025 года) 


Мешенева А. М., Дзюбан О. В., Никишина Л. Ю. Патриотическое воспитание. Историческое просвещение. Кронштадтский букварь

Автор: Мешенева Анна Михайловна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 комбинированного вида Кронштадтского района С-Пб

Автор: Дзюбан Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 комбинированного вида Кронштадтского района С-Пб

Автор: Никишина Лариса Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 комбинированного вида Кронштадтского района С-Пб

Известный академик–литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек». Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, как важнейшая составляющая патриотического воспитания.

«Знать — значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем с дошкольного возраста знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Кронштадтом.

Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город и народ помогут ребенку сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно благодаря преемственности ценностей и смыслов патриотического воспитания ребёнка в семье и детском саду.

Детский сад и семья стали открыты друг другу, помогая развитию способностей и возможностей воспитанников. При взаимодействии учитывался дифференцированный подход к каждой семье, их социальный статус и микроклимат, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей

В рамках реализации проекта решались такие задачи как:

  • создание условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;

  • ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

  • закрепление навыков фонематического анализа и синтеза;

  • развитие связной речи детей; обогащение и активизация словаря детей, креативности мышления;

  • развитие интереса к изучению грамоты, к знакомству с букварем;

  • обеспечение преемственности в системе «ДОО - семья - школа»;

  • развитие бережного отношения к достопримечательностям, культурным ценностям, природе родного города;

  • воспитание чувства гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю,  уважение к предкам и результатам их деятельности;

  • воспитание любови и бережного отношения к членам своей семьи, к родному городу, к стране;

  • оказание родителям педагогической помощи, вовлечение семьи в образовательное пространство, используя единые подходы в воспитании детей.

 

В начале учебного года в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР участниками проекта (15 детей, 25 родителей и 4 педагога) было принято решение о создание совместного букваря, являющегося результатом проекта.

 Страницы букваря предполагалось собирать в алфавитном порядке, а иллюстративный материал подбирать на первые буквы имен (или фамилий) детей и названий культурно-исторических объетков. 

Каждая страница букваря создавалась  педагогами и семьями воспитанников сообща.  Наполнением служили фотографии детей с памятных мест, факты, головоломки, ребусы, загадки, соответствующие возрасту и интересам дошкольников.

Букварь не только помогал детям осваивать грамоту, развивать фонематические функции, расширять словарь, но и решал задачи нравственно-патриотического  воспитания.

Данное пособие позволяет учить детей замечать все происходящее вокруг, показывать  родные места с привлекательной стороны, развить интерес к родному городу, расширяя кругозор, формируя память, внимание, развивая связную речь воспитанников при активном включении семьи в образовательный процесс. Объединение детей, родителей и педагогов позволяет вывести взаимоотношения на новый уровень, организовать практику совместной познавательной деятельности, создать атмосферу сотворчества.

Реализуя Федеральную образовательную программу дошкольного образования и Федеральный календарный план воспитательной работы, через проектную деятельность «КронБук» было освещено множество значимых для истории России дат и событий, таких как Год защитника Отечества, День снятия блокады Ленинграда, 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Ко Дню снятия блокады Ленинграда и к 80-летию Победы в ВОВ дети, совместно с родителями готовили страницы азбуки, посвященные «Малой Дороге Жизни» и «Блокадной колюшке», снимали репортажи с памятных мест, обменивались новыми полученными знаниями и эмоциями, учили стихи, просматривали в группе документальные фильмы. Особенно дошкольникам понравилось искать заданные объекты в родном городе, опираясь на карту -схему, узнавать памятники и «оживлять» их на своих страницах.

Через разные формы взаимодействия педагоги и родители показывали детям единство народа перед лицом войны. Вся страна сплотилась, чтобы поддержать Ленинград, вместе пережить трудное блокадное время. Кронштадт внес огромный вклад в защиту города, что подтверждала еще одна форма взаимодействия педагогов с семьями - программа аудиозаписей радиостанции «Слушаем все....». Каждый эфир программы был приурочен к знаменательной дате. Так дети совместно с родителями узнавали интересные факты об истории своей страны, готовили музыкально-литературные встречи, в рамках которых звучали аудиозаписи дикторов, родителей и детей, а также песни военных лет.

Неоднократно  дети  выступали активными участниками творческих акций, посвященных Дню Победы. Семьи с воспитанниками делали открытки для ветеранов, и  вручали их на концертах в саду, развешивали поздравления во дворах нашего города, традиционно посещали Блокадную комнату в Музее истории Кронштадта. Дошкольники видели, как росли их сверстники в годы войны, оценили подвиг соотечественников и даже подержали на руках настоящую блокадную куклу, которая уцелела в войну и сохранилась до наших дней. Ребята стали бережнее относиться не только к своим игрушкам, но и к музейным экспонатам и памятникам в городе.

Дети побывали в Парке «Патриот» Ленинградского военного округа у объемно-пространственной композиции «Стела Героям СВО», открытой в Кронштадте 31 августа 2024 года. Эти важные мероприятия оставили в памяти воспитанников яркий след и чувство гордости за всех жителей нашей большой страны.

Как показала практика, наиболее эффективными формами взаимодействия участников проекта стали мастер-классы, творческие встречи по созданию фотоколлажей, видеороликов, презентаций, посвященных каждой букве “Кронштадтской азбуки”; познавательное чтение; обучение грамоте в игровой форме; продуктивная деятельность; познавательно – исследовательская деятельность; инсценировки и театрализации; игры-путешествия, подвижные, дидактические, имитационные игры; экскурсии по городу; художественно-музыкальные этюды; конкурсы и викторины  «Что? Где? Когда?», создание и разгадывание ребусов; акции и волонтерское движение; совместные мероприятия с учреждениями культуры и образования (Музей истории Кронштадта, виртуальный филиал музея истории школы № 425 г. Кронштадта, мемориальный музей имени А. С. Попова).

Эти формы работы имеют выраженную социальную составляющую, отражающую патриотические идеи. Например, создавая фотокаллажи, семьи воспитанников подбирали фотографии «Лента времени» (фото родителей в детстве рядом с памятниками и фото их детей на фоне этих объектов в настоящем времени), с целью понять хронологию событий, острее почувствовать связь со своими родными, с историческим прошлым своего города.
Были достигнуты следующие результаты:

Для педагогов:

- разработано методическое и дидактическое сопровождение по данному направлению;

-создано единое образовательного пространства ДОО и семьи по формированию традиционных духовно-нравственных ценностей, патриотического воспитания и  развития речи дошкольников.

Для детей:

- обогащены и систематизированы знания об истории и достопримечательностях города и его культурных ценностях;

- сформирован интерес к истории своей Родины;

- развита грамотная речь воспитанников;

-сформирована мотивация к бережному отношению к  природе, достопримечательностям родного города.

Для родителей:

- повышен интерес к достопримечательностям города Кронштадта через участие в совместных экскурсиях, мероприятиях и акциях, с целью создания «КронБука»;

- повышена родительская компетентность в историческом просвещении дошкольников.

Таким образом, дети лучше запоминали не только самостоятельно подготовленную информацию, но и прослушанный материал от сверстников. Отдельные страницы букваря соединились в единое образовательное пособие, лучшую практику сотворчества в рамках реализации проектной деятельности.