Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года)
Автор: Мельник Оксана Александровна, ГБОУ СОШ №425 им.академика П.Л.Капица Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 20 лет, высшая квалификационная категория.
Подготовка учащихся к итоговой аттестации является неотъемлемой частью работы учителя английского языка. Эта работа предполагает не только формирование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, развитие грамматических, фонетических, орфографических навыков, но также целенаправленное знакомство с экзаменационным форматом и стратегиями выполнения заданий разных типов.
Цель основного государственного экзамена - определение соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Согласно спецификации, содержание КИМ определяется:
Главная цель иноязычного образования в основной школе - формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, развитие коммуникативных умений в
Совокупность экзаменационных заданий позволяет оценить уровень иноязычной подготовки учащихся в соответствии с ФГОС.
Ни для кого не секрет, что многие школы, и наша в том числе, работают по учебно-методическому комплекту Spotlight, который представляет собой линейку учебных материалов, выпущенных ещё в далёком 2006 году.
Как мы помним, с тех пор стандарты обновлялись, а учебники остались прежними. В этих условиях перед учителем стоит достаточно сложная задача: на материале учебного комплекта, выпущенного ещё до введения новых государственных стандартов, подготовить обучающихся к итоговой аттестации в соответствии с целями и задачами нового стандарта.
Отталкиваясь от основной цели, я разработала систему работы, которая позволяет развивать коммуникативные умения учащихся в разных видах речевой деятельности.
Работа по подготовке к экзамену начинается с 5-го класса и проводится в следующих направлениях:
В данной статье на конкретных примерах я хотела бы показать, в чём заключается эта работа.
Так, начиная с пятого класса, я преподношу некоторые задания из учебника, а также дополнительные материалы в том виде, как они представлены в КИМ на экзамене.
Например, задание в учебнике 5-го класса выглядит таким образом: дана доска объявлений, дети должны проанализировать информацию и найти слова по заданию и ответить на три вопроса.
Я предлагаю задание в формате, приближенном к экзаменационному: True/False. (Приложение: слайд № 2)
В этом задании мы учимся быть внимательными к формулировкам, подчёркиваем ключевые слова, ответы преподносим в виде таблички. Т.е. развиваем те умения, которые нам необходимы на экзамене.
Часто я ввожу дополнительные задания в формате ОГЭ в рамках той или иной темы.
Приведу пример: 5 класс модуль 3 тема «At home».
Даётся текст про необычный дом-башню. Этапы работы:
1) Снимаю лексические трудности, показываю слайды с картинками, уточняем значение трудных слов, читаем в сопровождении аудиозаписи.
2) Проверяю первичное понимание (подписываем слова на схеме – располагаем комнаты на своих этажах).
3) Выполняем задание True/ False из учебника.
4) Отвечаем на вопросы. На этом этапе я учу детей давать полный ответ: распространённое предложение, где есть подлежащее- сказуемое ( то , что требуется на экзамене).
5) Выполняем задание по грамматике: этот же текст напечатан с пропусками и представлен в виде грамматического задания в формате ОГЭ: повторяем все грамматические явления, которые уже пройдены на данный момент , а также ещё раз возвращаемся к только что изученной лексике и закрепляем её.
6) Разбираем упрощённый шаблон написания электронного письма и в формате ОГЭ развиваем умения и навыки в письменной речи на материале данной лексической темы.
7) Я читаю детям вопросы (они их не видят), отвечаем полным предложением (подлежащее – сказуемое)
(Приложение: слайды № 3,4)
Следующее задание я предлагаю как заключительный этап работы, когда мы прошли тему «Мебель», повторили предлоги и конструкцию «there is/there are». Конечно, это задание пока ещё не выглядит, как третье задание на экзамене, оно больше похоже на устную часть ВПР, но я считаю его подготовительным, т.к. даю некоторые шаблонные фразы, слова-связки, также мы учимся работать по плану. (Приложение: слайд № 5)
На этапе 8-9 классов я позволяю себе заменять некоторые материалы из учебника заданиями из открытого банка с сайта ФИПИ.
Так, например, в 8 классе в соответствии с программой мы теперь уже основательно знакомим детей с форматом электронного письма. Но, надо признать, что тот материал, который представлен в учебнике, не соответствует заявленным требованиям в формате ОГЭ. По этой причине я позволила себе проигнорировать учебник. В рамках данной темы я даю детям шаблон, слова-связки, объясняю стилистические особенности, объём, критерии оценивания. И с опорой на письмо-стимул, взятый из банка ФИПИ, мы вместе пишем первое электронное письмо как образец. Далее, в рамках последующих тем, мы оттачиваем эти умения с опорой на шаблон и образец. (Приложение: слайд №6)
Открытый банк заданий ФИПИ – неисчерпаемый кладезь ресурсов всех типов заданий, где можно найти материалы по всем лексическим темам в экзаменационном формате.
Продемонстрирую это на примере темы «Отдых и путешествия», 8-ой класс, модуль №6. (Приложение: слайд №7)
Задание по аудированию из учебника, я заменила на более полезное, с моей точки зрения, в формате ОГЭ.
Также в этом модуле мы обсуждаем достопримечательности Лондона, и текст об этом в формате ОГЭ мне показался интересным.
На завершающем этапе прохождения этой темы я даю детям вопросы (они их не видят, воспринимают на слух), как на экзамене в устной части задание №2. Все вопросы взяты из открытого банка заданий ФИПИ.
В этом модуле я показываю детям, как выглядит третье задание в устной части на экзамене. На материале пройденной лексической темы мы учимся составлять монолог по всем правилам.
Все учителя, работающие по учебникам линейки Spotlight, признают, что в них недостаточно заданий на отработку навыков грамматики и словообразования.
Проблема заключается ещё и в том, что в учебниках почти нет комплексных заданий, как на экзамене, когда в одном упражнении представлен микс пройденных грамматических явлений: прошли одно явление по грамматике или словообразованию, отработали и забыли до следующего года, когда снова будем его повторять.
Чтобы устранить этот недостаток, я периодически даю детям задания, представленные в формате ОГЭ. Мы имеем возможность постоянно повторять пройденные грамматические явления, а также отрабатываем алгоритм работы с этим заданием в формате ОГЭ (все задания опять же взяты из открытого банка ФИПИ). (Приложение: слайд №8).
В 9 классе начинается также адресная работа с теми детьми, которые собираются сдавать английский в качестве экзамена по выбору.
Что представляет из себя эта работа:
В качестве недельных домашних заданий я использую материалы следующих авторов: Гудковой Л.М., Веселовой Ю.С., Громовой К.А. (Приложение: слайд №8)
Для отработки устной части я использую следующие ресурсы:
Очень удобно использовать сайт «Решу ОГЭ».
Надо признать, что современные дети мало читают, словарный запас даже на родном языке у многих учащихся достаточно скудный. Некоторым детям сложно генерировать идеи даже на родном языке (далеко ходить не надо, достаточно вспомнить устный экзамен по русскому языку). Бывает так, что, глядя на пункты плана, в соответствии с которыми надо за полторы минуты составить рассказ на английском языке, некоторые дети не могут это сделать даже на родном языке.
Соответственно, мозговой штурм, обмен идеями считаю очень важными и необходимыми моментами при подготовке к устной части экзамена, и, конечно же, эти идеи- находки мы активно используем при написании электронных писем, т.к. темы, заявленные в кодификаторе, представлены во всех видах заданий.
На каникулах и в период дистанционного обучения я практикую работу через социальную сеть «В Контакте». Берём задания с сайта Решу ОГЭ. Дети в личном сообщении присылают аудиофайлы: чтение, вопросы, монологи. Я их проверяю индивидуально и отправляю комментарии в звуковом сообщении.
Мы пробовали работать и с тренажёрами, которые есть в интернете, но, честно скажу, по ним неудобно проверять, т.к. в них не представлено исходное задание (не виден текст, который они читают, не звучат сами вопросы из второго задания и не видно план монолога). Такие тренажёры можно использовать для самостоятельной подготовки с целью прочувствовать временной интервал каждого задания.
В конце каждой четверти 9-го класса я провожу пробный экзамен. Мы проигрываем экзамен, создавая ситуацию, как на настоящем экзамене: провожу инструктаж, работаем в бланках ответов, соблюдаем временной интервал.
Считаю, что это очень важно, чтобы ребята научились правильно распределять время и внимательно работать с бланками ответов.
С устной частью сложнее. К сожалению, ещё ни разу за все годы работы детям не предоставили возможность сдать пробный экзамен на компьютере.
Мы, конечно же, регулярно выполняем задания устной части с секундомером, но этого недостаточно.
Лишаясь пробного экзамена, ребёнок не имеет возможности увидеть интерфейс программы до экзамена, и в этом есть некоторая опасность.
Безусловно, на экзамене будет проведён качественный инструктаж, программа сама по себе, как мы знаем, несложная, интуитивно понятная, НО, согласитесь, на экзамене, когда волнение зашкаливает, любой человек может просто растеряться, если он видит программу впервые.
Понимая это, непосредственно перед экзаменом я показываю детям видеоинструкцию, как взаимодействовать с этой программой, в которой объясняются все детали и нюансы. Её можно найти на Информационном портале Основного Государственного Экзамена.
Таким образом, целенаправленное знакомство и систематическая работа с экзаменационным форматом и стратегиями выполнения заданий разных типов позволяет добиться высоких результатов при сдаче государственного экзамена.
Список источников