Кронштадтская школьная лига Выпуск №26(2021 год) » Цифровые инструменты педагога в достижении образовательных целей
Автор: Маркович Олег Тимофеевич, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», старший воспитатель, стаж работы 16 лет, первая квалификационная категория.
Понятие «трансформация» определяется как изменение, переход одного вида в другой. Цифровой трансформацией называется замена традиционных технологий передовыми (цифровыми) и получение на этой основе нового результата. Соответственно, цифровая трансформация образования – это использование цифровых технологий в образовании и обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм обучения, а также форм оценки достигнутых результатов с целью их улучшения. Цифровые технологии дают возможность использовать новые педагогические практики, которые нельзя было применить посредством традиционных технологий (1).
Цифровая трансформация образования представляет собой достаточно длительный процесс, который затрагивает все уровни образования и невозможен без активного участия всех членов образовательного процесса. Выделяют следующие стадии преобразования образовательной организации в ходе цифровой трансформации: бумажная, ранняя цифровая, цифровая, ранняя сетевая, сетевая, обновленная школа, 24/7/365 (2).
Образовательные организации страны находятся на разных стадиях преобразования. В развитых крупных городах распространены ранняя сетевая и сетевая стадии, в большинстве же регионов страны образовательные организации пребывают на ранней цифровой, цифровой стадиях. Существуют и организации с преобладанием бумажных технологий, которых еще не затронула информатизация.
В эпоху цифровых изменений появилась возможность персонализации обучения. С помощью технологий становится возможным адаптировать образовательный процесс к каждому обучающемуся. Увеличивается круг возможных действий, одновременно растет ответственность обучающегося за результативность. Широкое использование мультимедийных учебных материалов, разработанных с учетом требований педагогического дизайна, в значительной мере снимает с педагогов ответственность за передачу учебного материала, позволяя сконцентрироваться на педагогической поддержке обучаемых, организационно-педагогической и воспитательной работе (3).
Появилась возможность контроля определенных элементов, темпа обучения. Для максимизации обучения обучающие платформы предоставляют разные инструменты: изображения, карточки, видео, адаптивное повторение, использование игр. Такое разнообразие предоставляет обучающимся возможность выбора, исходя из интереса и вовлеченности (3).
Виртуальная реальность обладает способностью переносить внешний мир в класс и наоборот. Например, создание 3D моделей на уроках технологии или физики, просмотр изменения численности населения мира в режиме реального времени на уроках географии, видеофрагменты с демонстрацией животного мира на уроках биологии. Обучающиеся так же могут сами создавать личные виртуальные творения (3).
Важным шагом на пути цифровой трансформации образования является предусмотренная программой «Цифровая экономика РФ» разработка цифровых учебно-методических комплексов (ЦУМК), а также новых инструментов учебной работы (учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий и компьютерных игр) для реализации образовательных программ общего среднего и профессионального образования по предметным областям «Математика», «Информатика» и «Технология». Эта разработка включает оценку результатов и практичности предлагаемых учебно-методических материалов на экспериментальных площадках, создаваемых на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного и среднего профессионального образования (4).
Разработка цифровых учебно-методических комплексов призвана решать задачи обновления содержания, повышения доступности и качества образования. Это достигается за счет появления адаптивности методов и организационных форм учебной работы, которая становится возможной в результате использования цифровых инструментов, интеллектуальных обучающих систем, методов обработки данных.
Но в то же время в системе российского образования наблюдается цифровое отставание. Это обусловлено тем, что не все образовательные организации имеют равный доступ ко всем результатам цифровой трансформации. Кроме того, имеется разница по регионам страны в доступе к цифровым технологиям. Например, наибольшее число компьютерного оборудования из расчета на 100 обучающихся наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) – 80 единиц, из них на учебные цели приходится 75 единиц. В тройку лидеров входит также Камчатский край и Республика Татарстан (5).
Наименьшее число компьютерного оборудования в расчете на 100 обучающихся приходится на республики Кавказского региона (5-6 единиц), то есть примерно в 12 раз меньше показателя регионов-лидеров (5).
Цифровое оборудование в образовательных организациях не всегда достаточно полно используется в учебных целях. Так, во внеурочное время доступна примерно треть имеющегося оборудования. Возможно, это допустимо в крупных городах, где практически в каждой семье есть один или несколько персональных компьютеров, ноутбуков или планшетов. Однако в сельских регионах, где такие условия есть не во всех семьях, ограничение доступа учащихся к цифровым устройствам не оправдано.
Тем не менее, использование цифровых технологий уже продолжительное время влияет на развитие системы образования, помогая решать стоящие перед ней задачи. Несомненно, в ближайшие годы влияние будет только усиливаться. Можно выделить три пути, в рамках которых может проявляться это влияние:
Таким образом, в эпоху цифровой трансформации происходят качественные изменения образовательного процесса. Такие изменения способствуют формированию у каждого члена образовательного процесса способности плодотворно жить и трудиться в условиях меняющейся экономики, продолжать свое образование. Суть этого изменения – использование новейших, быстро развивающихся цифровых технологий с целью постепенного перехода к персонализированной, ориентированной на результат организации образовательного процесса.
Список источников
1. Уваров, А.Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая. – Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с.
2. Шумская, О.А. Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества / О. А. Шумская, И.Г. Придворева, Е.Г. Татарникова // Молодой ученый. – 2021. – № 7. – С. 76-77. – URL: https://moluch.ru/archive/349/78631/ (дата обращения: 20.12.2021).
3. Восковская, А.С. Применение инновационных стратегий обучения в условиях цифровизации современного образования / А.С. Восковская, Т.А. Карпова // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1. – С. 738-746. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37106458 (дата обращения: 18.12.2021)
4. Об утверждении программы «Цифровая экономика РФ»: [распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р] // Собрание законодательства РФ. 2017. 7 авг. №32. ст. 5138. – URL: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n1632-r-ot28072017-h3055278/ (дата обращения: 15.12.2021)
5. Информационное общество в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/info-ob2018.pdf (дата обращения: 22.12.2021)