Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года)
Автор: Лукьяненко Виктория Сергеевна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык), стаж работы 14 лет, высшая квалификационная категория.
«Учиться надо только весело. Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс
Происходящие в обществе социальные изменения обусловливают постоянное совершенствование системы образования. Преподавание английского языка в свете обновленных ФГОС основной упор делает на формирование коммуникативной компетенции.
Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий. Одним из средств формирования коммуникативной компетенции является комикс.
Ни для кого не секрет, что для того, чтобы сделать материал интересным для обучающегося его нужно сделать актуальным, связать с повседневной жизнью. Особенности восприятия современных детей таковы, что им требуется яркость и наглядность преподаваемого материала. Так, в настоящее время дети увлекаются чтением японских комиксов - манга.
Комикс – это самостоятельное явление, результат творческой и интеллектуальной деятельности. Выбирая персонажей и обстоятельства, в которые они попадают, обучающиеся сочиняют, фантазируют, проигрывают и моделируют разные ситуации. Формат комикса предполагает не просто коллекцию сатирических картинок, а динамику и последовательность.(1)
Комиксы можно разделить на:
При работе с иностранным текстом выделяют этапы: предтекстовый, текстовый, послетекстовый, а так же, выделяют четвертый этап – продуктивный.
1 этап – Предтекстовый
Задания для предтекстовой работы с комиксами:
2 этап – Текстовый
Текстовый этап направлен на знакомство непосредственно с самим текстом комикса, его чтение, изучение комментариев к тексту.
Задания на текстовый этап:
3 этап - Послетекстовый
Задания для послетекстового этапа:
4 этап – Продуктивный
Данный этап направлен на развитие творческих навыков и предполагает написание собственных текстов, основанных на личном опыте обучающихся.
Итак, продуктивный этап работы:
В наши дни даже неподготовленному человеку под силу создавать собственные юмористические рассказы онлайн. Для этого достаточно лишь нескольких щелчков мыши. (2)
Приложение Bitstrips поможет создать мультипликационную версию самого себя. Вы можете обзавестись новой прической, добавить немного макияжа, изменить размер лица и наряд. (3) Write Comics - ещё один простой сайт для создания комиксов и историй. Вам не нужно регистрироваться или заполнять различные формы. Выберите фон в меню, персонажа и пузыри для речи. Так просто у вас появляется собственный комикс. Темы для иллюстрирования очень разнообразны:
Дом, квартира,
Мои увлечения,
Кафе, Ресторан,
Городское пространство,
Развлечения,
Прогулки,
Транспорт,
Моя семья и т.д. (4)
Witty Comics - этот онлайн-инструмент станет чрезвычайно полезен для преподавателей и обучающихся. (5)
Но больше всего мне нравится сайт https://makebeliefscomix.com/Comix/. Сервис позволяет изобразить диалог между персонажами. Всё, что вам нужно сделать, это выбрать заранее нарисованные сцены и героев, а затем добавить к ним текст. (6)
Использование комиксов в обучении иностранному языку - это дополнительная возможность разнообразить уроки и материал учебника. Можно использовать парную, групповую, индивидуальную формы работы. Важность применения данных методов состоит в систематичности и целенаправленности. Кроме того, необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу занятий. А она, в свою очередь, способствует развитию у обучающихся умения ориентироваться в информационном потоке и принимать нестандартные решения. Помогает раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учеников. Расширяет границы владения английским языком и опыта его практического использования, а также повышает значимость иностранного языка как средства общения.
Можно прийти к выводу, что использование комиксов на занятиях по английскому языку дает широкий простор для методических приемов. В процессе работы с комиксами идет расширение вокабуляра, развитие познавательного интереса и формирование активного грамматического навыка обучающихся. С помощью комиксов происходит развитие коммуникативной компетенции обучающихся при обучении основным видам деятельности, таким как чтение, письмо и говорение.
В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества. Комикс позволяет ребенку активнее включиться в процесс по формированию коммуникативных умений. В этом случае он не ограничен рамками отметки, обстановка зачастую неформальная, что способствует большему раскрепощению ребенка, а также обеспечивает социальную компетентность и умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Список источников: