СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (февраль 2025 года) 

 

Лемехов И.В. Детский патриотический театр "Память земли моей"

Автор: Лемехов Игорь Владимирович, педагог-организатор, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга,стаж 13 лет, без категории.

Польза сценических выступлений – общеизвестный факт. Она играет огромную роль не только в развитии лидерских качеств, но и в становлении личности в целом. Сцена учит умению работать в команде, внутреннему самоконтролю, воспитывает чувство ответственности. Занятия в детском патриотическом театре приумножают развитие этих качеств в разы. Ведь история показывает, что ничто так не сплачивает русских людей, как чувство патриотизма в моменты угрозы родному дому и нашей стране. Эти моменты, как никогда обостряют все самые лучшие человеческие качества. Именно в такое время зарождается самая сильная любовь и самая сильная дружба. Мы уверены, что именно в это время в разы возрастает чувство коллективизма и ответственности. Именно в это время в людях с большей силой начинает проявляться чувство героизма и самоотверженности. Пропустить через себя все то, что испытывал русский народ в момент защиты Отечества – метод наилучшего воспитания в ребенке чувства коллективизма, необходимости поддержки и взаимопомощи окружающим.

Воспитание чувства патриотизма через постановку литературных произведений, посвященных нерушимому духу защитников Отечества, особенно актуально в данное время, когда деструктивно настроенные организации занимаются насаждением чуждых нравственных моделей и даже реабилитацией фашизма, в том числе через электронные СМИ и интернет.

Театрализованный рассказ о настоящей освободительной роли защитника Отечества, его праве защищать свой дом и говорить на своём родном языке даёт детям и молодежи живое восприятие настоящей действительности, а юных актеров учит чувствовать и сопереживать, воспитывает в них чувство гордости за исполнение сложной, но почетной миссии.

Воспитательная практика реализовывается на базе общеобразовательного учреждения и представляет собой пространство для творческого взаимодействия участников через театрализованные постановки патриотической направленности.

Работа с детьми в театральном коллективе отличается от занятий в школьном спортивном клубе или в студии дизайнерского мастерства. В театральном объединении нужно учить не только актерскому мастерству. Взаимодействие детей в театральном коллективе сопровождается конкуренцией и сравнением себя с другими детьми. Педагогу важно в каждое занятие включать упражнения и элементы тренинга для воспитания здоровой самооценки ребенка и навыков коммуникации.  Создание благоприятного микроклимата в коллективе и забота о ментальном здоровье каждого учащегося должно идти наравне с развитием актерских и режиссерских навыков. 

Конечно же существуют сложности с набором детей в коллектив. Заинтересовать детей младшей возрастной категории школы не трудно, а вот подростки среднего школьного возраста неохотно идут заниматься театральным творчеством. Выход на сцену в этот период – достаточно сильный стресс. Лучшая реклама школьного театра - показ готовой, хорошо подготовленной постановки. После того, как учащиеся увидят своих сверстников, одноклассников на сцене, они скорее всего заинтересуются процессом, но безусловно будут и те, кто решит никогда в жизни не выходить на сцену. Поэтому постановки в школьном театре должны пересекаться с переживаниями и интересами зрителей.

Какой-бы великолепной не была игра юных актеров, итоговое впечатление от постановки зависит еще и от сцены, ее декораций, светового и звукового оборудования, разнообразия костюмов. Среднестатистическая, обычная школа, к сожалению, не имеет достаточной материальной поддержки для обеспечения школьного театра всем необходимым. Важно максимально использовать имеющиеся ресурсы школы для создания целостной картины спектакля. Возможно с привлечением заинтересованных родителей. Об этом чуть позже. Считается рациональным привлечение к созданию, оформлению театральных декораций и пошиву костюмов заинтересованных учителей технологии.  На сцене огромное значение имеет свет. Практика показывает, что улучшить общую светорежиссуру постановок позволят шторы с низкой светопропускной способностью (блэкаут).

Ещё одной серьезной проблемой является недостаток методического материала. Уникальные и интересные сценарии для создания театральных постановок достаточно сложно найти. На первый взгляд, готовые, хорошие материалы всегда требуют корректировки и колоссальной работы над ними. По итогу все исходники необходимо подстраивать под технические особенности школы, под материальный багаж театрального объединения, однозначно учитывать умения и способности детей-актеров. После всех корректировок очень важно сохранить качество постановки.

В канун 80-летия великой Победы проект детского патриотического театра, как никогда актуален. 40-45-и минутный сюжетный рассказ о судьбах и подвиге людей, победивших в той войне вызывает живой и неподдельный отклик как в душах зрителей, так и в сердцах самих артистов, и помогает нам помнить.

Люди живы, пока жива память о них.