СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №27(январь 2022 года) » Эффективные практики


Куция М.Г. Интеллектуальная игра как одна из форм развития одаренности учащихся

Автор: Куция Марина Геннадьевна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», воспитатель, стаж работы 30 лет, высшая квалификационная категория.

Социально-экономические преобразования в современном обществе определили потребность в творческих, активных, неординарно мыслящих людях, способных нестандартно решать поставленные задачи. Поэтому одной из важных проблем современного образования стала проблема выявления и обучения одаренных детей. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал общества в целом.

 

По толковому словарю Д.Н. Ушакова «одарённый» – это человек, обладающий какими-либо свойствами, качествами, способностями. По мнению Б. М. Теплова одаренность – это сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении определенной деятельности. Это значит, что одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха [1].

 

Таким образом, под одаренностью следует понимать обладание некоторых людей бóльшими способностями к обучению чему-либо. Слово «одаренность» близко по значению к слову «талант».

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, мышления [2].

 

Одним из направлений успешной работы с одаренными детьми является применение активных методов обучения. Они позволяют учащимся не только получить необходимый объем знаний, но и научиться думать, мыслить, развивать логическое, творческое мышление. Среди таких методов можно выделить игровые технологии [3].

 

Игровые технологии при работе с одаренными детьми не только обобщают знания учащихся, развивают навыки применения знаний к определенной ситуации, вопросу, заданию, но и вносят вклад в воспитание личности, формирование активной жизненной позиции. В целях предоставления наиболее способным и одаренным учащимся оптимальных возможностей для развития, формирования интеллектуального потенциала на уроках следует проводить интеллектуальные игры [4].

 

Интеллектуальная игра – это вид игры, который основывается на применении участниками интеллекта и эрудиции. Данный вид игры способствует формированию умения нестандартно мыслить, быстро и кратко излагать свои мысли, применять знания, полученные на уроках и добытые самостоятельно, в непривычной ситуации [4].

 

Проведение интеллектуальных игр на уроках является важной частью учебно-воспитательного процесса. Потребности всех учащихся в рамках традиционного урока не всегда могут быть удовлетворены из-за разного уровня развития. Поэтому работа с одарёнными или просто способными детьми может принимать различные формы. В отличие от предметных олимпиад, научно-практических конференций, различных образовательных конкурсов, интеллектуальная игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание [5].

 

Интеллектуальные игры можно применять на разных этапах и формах урока. Приведем пример использования интеллектуальной игры с целью развития одаренности на уроке обобщения знаний. Нами проводилась игра «Морской бой. Петр I и его время». Игра была составлена в виде мультимедийной презентации. У каждой команды было по 10 кораблей с разным числом палуб. Каждой палубе соответствовал вопрос с определенным уровнем сложности.  Представители команд по очереди называли координаты на карте противника. Каждое «попадание» закреплялось вопросом, при правильном ответе на который, команда могла продолжать «стрелять» дальше. На игровом поле также размещались мины, при попадании в которые в команде на один ход оставался один игрок или игрокам предстояло ответить на блиц-викторину.

 

Вопросы игры включали в себя проверку знаний по жизни и деятельности Петра I, происходившим в петровскую эпоху историческим событиям. Участники с увлечением обдумывали каждый ход, обсуждали вопросы. Победителем стала команда, первая «затопившая» все корабли противника.

 

Оценки в конце урока наиболее активным учащимся ставили учитель, капитан команды с помощниками. Для этого происходило обсуждение вклада каждого учащегося в работу команды, а затем проставление оценок.

 

Итоговое тестирование показало, что в классе (9 «А»), в котором была проведена интеллектуальная игра, результаты оказались выше, чем в классе (9 «Б»), в котором был проведен обычный обобщающий урок (таблица 1).

 

Таблица 1. Результаты контрольного тестирования

Классы

Оценки

Количество «5»

Количество «4»

Количество «3»

9 «А»

12

10

3

9 «Б»

9

12

5

 

Таким образом, на основании собственного опыта и изученной литературы можно сделать вывод, что одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах.

 

Применение интеллектуальных игр в развитии одаренности детей способствует лучшему усвоению информации, развитию логического мышления, поиску нестандартных решений. Все это влияет на повышение качества образования.

 

Следует отметить, что итогом реализации программ по работе с одаренными детьми становится получение учащимися всестороннего развития, достижение высокого уровня знаний, необходимого для успешной сдачи выпускных экзаменов и продолжения образования в ведущих ВУЗах страны. Поэтому, необходимо проводить работу по развитию интеллектуально и творчески одаренных детей.

 

Список источников

  1. Козлова, Е.А. К вопросу об одаренности детей / Е.А. Козлова // Молодой ученый. – 2016. – № 21 – С. 874-877. – URL: https://moluch.ru/archive/125/34511/ (дата обращения: 22.03.2022)
  2. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – Москва, 2003. – 34 с.
  3. Матюшкин, А.М. Одаренные и талантливые дети / А.М. Матюшкин, Д. Сиск // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – с. 88-97
  4. Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С. 33-34
  5. Мишина, М.Н. Одаренные дети в современной школе / М.Н. Мишина, М.М. Мишин, А.М. Мишина // Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно-научных дисциплин в вузе и школе : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. – Воронеж : «Научная книга», 2019. – С. 84-88.