Кронштадтская школьная лига Выпуск №28 (март 2022 года) » Развитие функциональной грамотности
Автор: Кравец Елена Александровна, старший воспитатель ГБДОУ детского сада №14 Кронштадтского района
Санкт-Петербурга, стаж работы 9 лет, высшая квалификационная категория.
Автор: Табацкая Ксения Васильевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №14 Кронштадтского района
Санкт-Петербурга, стаж работы 6 лет, высшая квалификационная категория.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации, цифровизации и глобализации экономики. Этот период характеризуется появлением новейших технологий, профессий современных и будущих, которые прямо или косвенно влияют на человека в социально – психологическом плане. Эти современные реалии требуют обновленного подхода в педагогике. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) педагог должен строить свою работу таким образом, чтобы помочь детям легко интегрироваться в окружающий мир, адаптироваться в любых ситуациях, развивать компетенции 21 века: быть инициативным, уметь работать в команде, способным креативно мыслить, находить неординарные решения и следовать поставленной цели. Сейчас недостаточно научить ребенка выполнять определенные алгоритмы и инструкции, решать стандартные задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью. Поэтому сейчас уделяется пристальное внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их. Однако в силу возраста его недостаточный личный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления живой и неживой природы достаточно сложны для понимания ребенком и требуют тесного взаимодействия его со взрослым, чтобы научиться устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире [2].
Поэтому перед современными педагогами стоит особая, достаточно новая задача – это формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемент функциональной грамотности. Начинать реализовывать данную задачу важно уже с дошкольного возраста, это способствует не только преемственности дошкольного и школьного уровня образования, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе. [6]. На протяжении всего дошкольного периода педагоги должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности, эвристического мышления.
Однако в практической работе с дошкольниками на сегодняшний день остается ещё много вопросов, связанных с формированием предпосылок естественнонаучной грамотности. Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Для начала необходимо определить сущность понятия естественнонаучная грамотность. Обратившись к различным источникам, мы делаем вывод, что под естественнонаучной грамотностью понимают способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, способность использовать естественнонаучные знания, выявляя проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. [5]
Становление естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста возможно только при конкретизации глобальной задачи следующим образом:
Реализовав эти задачи, педагог сможет сформировать у дошкольников следующие компетенции:
Таким образом, задача педагогов - научить детей самостоятельно находить объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, тем самым, способствовать формированию у них предпосылок естественнонаучной грамотности.
Определив сущность понятия «естественнонаучная грамотность» и конкретизировав педагогические задачи, следует рассмотреть особенности организации совместной деятельности педагога с детьми по данному направлению. Потому что, в первую очередь, у самих педагогов это вызывает определенные трудности. Необходимо пересмотреть организацию образовательного процесса, выйти из рамок традиционного занятия, в ходе которого дети в полной мере не имеют возможности задавать вопросы, не сталкиваются с проблемными ситуациями, не учитывается их актуальный интерес к какой-либо теме. Зачастую весь материал преподносится педагогом в виде готовых знаний, без попыток понять причинно-следственные связи, без возможности отклониться от темы, без учета интереса детей.
Следовательно, особенно актуальным становится правильный выбор методов, приемов и форм взаимодействия с детьми. Необходимо отдавать преимущество таким методам, которые могут наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может увидеть сам, то, что является абстрактным для его понимания. Таким образом, становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста будет наиболее успешным через включение в образовательный процесс экспериментирования и исследовательской деятельности.
Организуя исследовательскую опытно-экспериментальную детальность по формированию естественнонаучной грамотности, педагогу следует придерживаться основных этапов:
Более наглядно эти этапы можно рассмотреть, например, в процессе исследовательской деятельности старших дошкольников на метеоплощадке.
Ежедневно на утренней прогулке часть времени уделяется наблюдениям на метеостанции: дети снимают показания термометра, барометра, определяют силу и направление ветра, исследуют типы облачности и виды осадков, а также фиксируют полученные результаты в дневнике наблюдений. Затем сверяют свои результаты с данными о погоде, полученными из источников в СМИ.
В процессе образовательной деятельности дети, изучая жизнь и быт предков, могут задавать вопросы поискового характера, например, как в старину люди определяли и прогнозировали погоду, не имея никаких точных измерительных приборов, календаря и источников информации? Этот проблемный вопрос может стать отправной точкой исследовательской деятельности.
Одна из высказанных версий детей была о том, что наши предки тоже наблюдали за погодой и обращали внимание, т.е. «примечали» связь между явлениями. Используя разные источники информации, дети познакомились с различными народными приметами о погоде зимой. Затем выбрали наиболее доступные для наблюдения и составили картотеку примет, разделив их на наблюдение за живой (домашние питомцы, птицы на улице) и неживой природой (звезды, луна, туман).
Следующим детским вопросом стало разумное: "А эти приметы о погоде действительно работают? Можно ли верить этим прогнозам?". На этом этапе подключаются к сотрудничеству семьи воспитанников, которым предлагается систематизировать полученные данные, занести их в дневник наблюдений, что дает возможность сопоставить реальную погоду с выбранными народными приметами.
Анализируя полученные данные о погоде в течение выбранного времени наблюдения (декабрь и январь) и сверяя их с показаниями, полученными на метеостанции и с официальной информацией метеослужб, воспитанники обнаружили, что народные приметы погоды на зиму являются не в полной мере достоверными и часто не совпадают с прогнозом погоды из интернета. Так возник следующий вопрос: «Почему же нельзя полностью доверять народным приметам, ведь это проверенные временем предсказания, основанные на связи между погодными явлениями?».
В ходе обсуждения этой проблемы были выдвинуты следующие возможные причины:
- Собаки и кошки живут в квартирах и стали плохо чувствовать изменение погоды;
- Сказалось влияние человека на природу (увеличилось количество автомобилей и промышленных предприятий, а следовательно, выхлопных газов и выбросов в атмосферу, что несомненно влияет на изменение климата и на погоду);
- Особенность местного климата (островное расположение города Кронштадта, а следовательно, постоянная повышенная влажность воздуха и ветреность) и поэтому выбранные приметы работают плохо.
Воспитанники смогли сделать вывод, что в наше время народным приметам с целью прогнозирования погоды можно доверять лишь частично. Но все же было решено проверить данные выводы еще раз, уже летом.
Также не стоит забывать, что в побуждении детей к экспериментированию и исследовательской деятельности, развитию познавательного интереса, самостоятельности, проявлении активности и любознательности играет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Она позволяет детям активнее исследовать окружающий мир, рассуждать и делать выводы через опыт собственных действий и впечатлений, в процессе экспериментирования с его предметами и явлениями. Следовательно, развивающая предметно-пространственная среда позволяет использовать эмпирические методы познания в процессе формирования естественнонаучной грамотности.
Для организации детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста в группах могут быть организованны "Детский метеорологический центр "Дождевичок" и "Детский исследовательский центр "Микроскопик". Данные центры (уголки) необходимо создавать при непосредственном участии не только педагогов, но и воспитанников, и их родителей, тем самым в среде можно отразить актуальные интересы детей. Это значит, что данные центры (уголки) будут выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность детей и создадут условия для их саморазвития.
В центрах (уголках) могут быть представлены пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями, различные материалы для исследований: коллекции камней и мыла, магниты, редкие находки, гербарии. В ходе опытов с глобусом, микроскопом, часами, лупами, лампами, компасом, термометром, весами дети наглядно наблюдают некоторые физические явления и процессы.
На основе полученных знаний, воспитанники смогут расширить инструментарий развивающей среды, самостоятельно изготовив некоторые объекты, например, макеты извержения вулкана, парка Юрского периода, макет дамбы, макеты разных климатических зон, дидактические игры по вирусологии. Поддержав интерес детей к теме погодных явлений и магнетизма Земли, можно изготовить из подручных материалов компас и барометр.
Таким образом, грамотно организованная совместная деятельность педагога с детьми может способствовать тому, что они приобретут следующие компетенции:
- длительно и целенаправленно наблюдать за изучаемым объектом и явлением, замечать изменения, которые могут происходить;
- объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний (умеют называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между явлениями и объектами)
- умеют прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
Следовательно, старшие дошкольники начнут использовать академические знания о природе в процессе своей жизнедеятельности, а это и есть предпосылки естественнонаучной грамотности.
Используемые литературные источники