Кронштадтская школьная лига Выпуск №31
Автор: Кормилицына Евгения Станиславовна, ГБДОУ детский сад № 13, учитель-логопед, стаж 28 лет, высшая квалификационная категория.
Автор: Афанасьева Наталья Валерьевна, ГБДОУ детский сад № 13, педагог - психолог, стаж 31 год, высшая квалификационная категория.
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях современного информационного общества – задача сложная и многогранная, требующая комплексного подхода. В современном мире, насыщенном противоречивой информацией и часто девальвирующим ценности контентом, формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности и нравственности – одна из важнейших задач образования. Однако, традиционные методы патриотического воспитания нуждаются в обновлении и дополнении с учетом новых реалий. Дети старшего дошкольного возраста, особенно с ОВЗ, все больше времени проводят в цифровом пространстве, что неизбежно влияет на их мировоззрение и систему ценностей.
Проблема заключается в том, что современные цифровые герои, транслируемые через экраны телевизоров и гаджетов, зачастую не являются образцами для подражания с точки зрения нравственности и патриотизма. Их ценности часто поверхностны, ориентированы на сиюминутные потребности и не формируют устойчивых позитивных социальных установок. Вместо настоящих героев, несущих в себе идеалы служения Родине, самопожертвования и чести, дети сталкиваются с персонажами, чьи достижения основаны на агрессии, конфликтах и демонстрации богатства. Поэтому крайне важно использовать цифровые образовательные ресурсы не как источник развлечения, а как инструмент для целенаправленного формирования патриотического сознания, тщательно отбирая контент и адаптируя его к потребностям детей с ОВЗ.
Использование цифровых ресурсов открывает широкие возможности для реализации патриотического воспитания. Интерактивные игры, обучающие приложения, виртуальные экскурсии по историческим местам, анимационные фильмы о выдающихся личностях – всё это может заинтересовать детей и сделать процесс обучения более увлекательным и доступным.
Одной из таких выдающихся личностей является фигура Петра I. Это величайшая личность в российской истории. Невозможно найти другого исторического деятеля, столь существенно повлиявшего на развитие нашего государства. Создание Российского флота, основание северной столицы, славные победы на морских рубежах, передовые реформы в науке и просвещении – это лишь часть наследия великого Петра. Все славные дела императора, как бы их не оценивали современники и последующие историки, говорили об одном – о его горячей любви к России. Эту любовь не смогли угасить ни увлечения европейской модой, ни соблазны европейской философской мысли.
Используя в качестве примера личность и славные дела Петра I был создан цикл развивающих занятий «Славные дела Петра». Цикл был построен в соответствии с хронологическими данными биографии российского императора. Ключевыми моментами были выделены детские годы будущего императора, его увлечения военным делом, строительство флота, основание Санкт-Петербурга и реформы, направленные на улучшение жизни народа. Акцент делался на личностных качествах императора.
Значимым аспектом в подготовке формы подачи материала дошкольникам стал поиск и тщательный отбор информации о противоречивой фигуре Петра I на библиотечных и интернет-ресурсах.
При определении формы и содержании занятий мы ориентировались на позицию Сухомлинского, который считал, что «Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них – это видение мира. То, что открывается перед человеком с первых же шагов его сознательной жизни – с того момента, как он подумал и пережил, он должен не только видеть и понимать, но и любить, дорожить, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором он родился». Исходя из этого важнейшим в многогранности патриотического воспитания является опора на чувственный опыт ребенка.
Между тем научить современного ребенка сопереживанию и воспитать в нем чувство сопричастности -достаточно сложные педагогические задачи.
Этим задачам отвечает использование мультимедийной книги, созданной авторами статьи на платформе WriteReader. WriteReader — это интересный и удобный интернет-сервис для создания мультимедийных книг учителем. Привлекательность данного конструктора заключается в широких возможностях интерактивного взаимодействия между педагогом, воспитанниками и их родителями.
Книги WriteReader могут включать в себя текст, изображения и даже запись голоса. Завершенные книги WriteReader, созданные педагогом, становятся общедоступными в интернете и могут широко использоваться в воспитательном процессе не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Созданный авторами работы цикл занятий «Славные дела Петра» предназначен для старших дошкольников с ОВЗ, которые характеризуются повышенным уровнем утомляемости, истощаемости психологической активности, сниженным развитием познавательных способностей. Детям этой категории сложно усваивать материал исторической направленности: они быстро теряют интерес, с трудом запоминают новые названия и имена.
В занятия цикла целенаправленно включён эмоциональный компонент, широко использована наглядность. Информация даётся детям по разным каналам восприятия: аудио, видео, кинестетический. Мотивация детей поддерживалась на протяжении всех занятий включением мультипликационных фрагментов из познавательного фильма о Петре I. Большое внимание при закреплении материала уделялось продуктивным видам деятельности: дети выполняли творческие задания, связанные с тематикой проводимого занятия (лепка, рисование, пластилинографика).
Нужно отметить, что при разработке цикла мероприятий учтены возрастные и психологические, индивидуальные особенности и возможности воспитанников: предлагаемые задания носят вариативный дифференцированный характер, отвечающий интересам и возможностям детей.
Многие годы считалось, что беседа- чуть ли не единственная форма передачи информации детям. Между тем, игровые технологии, на наш взгляд, значительно эффективнее позволяют ребенку усвоить новые знания. Именно поэтому в процессе обучения активно использовались открытые вопросы, побуждение детей к рассуждению, с опорой на наглядность, что соответствует деятельностному подходу к обучению и воспитанию.
Взаимодействие с детьми строилось на принципе личностно-ориентированного общения с ребёнком, признание самоценности его личности и необходимости активного его участия в познавательной и практической деятельности. На занятиях педагоги часто обращались к личному опыту воспитанников при обсуждении поступков, жизненных ситуаций и проблем. Таким образом, создавались условия для развития социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающей формирование основ патриотического воспитания дошкольников.
Важной задачей работы являлась стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, образного и логического мышления. При проведении этой работы особое внимание уделялось развитию и воспитанию чувств детей.
Таким образом, мы считаем полезным рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны и её выдающемся наследии. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, они испытывают гордость за подвиг своих предков и величие своей Родины. Использование ярких наглядных примеров- свидетельств прошлого позволяет даже детям дошкольного возраста погрузиться в историческую эпоху и приобщиться к сокровищам великих деяний.
На заключительном этапе цикла авторы использовали интерактивную викторину, позволяющую закрепить знания воспитанников, полученные на протяжении четырёх занятий.
Работа с интерактивной книгой была продолжена семьями воспитанников в домашних условиях. Удобный цифровой формат книги и представленных в ней материалов был интересен и взрослым, и детям. По отзывам родителей книга получила широкое распространение среди семей воспитанников дошкольных учреждений нашего города. Предложенная к дальнейшему изучению литература о Петре I поможет родителям поддержать детский интерес к истории нашей страны и её героев.
Ценность данной работы состоит в интеграции коррекционной работы, проводимой учителем-логопедом и педагогом-психологом с детьми с ОВЗ и патриотического компонента дошкольного воспитания в содружестве с семьей. Приемы, используемые в представленной работе, являются полифункциональными, современными и привлекательными для дошкольников старшего возраста. Использование электронно- образовательных ресурсов позволило обеспечить взаимодействие с семьями воспитанников.
Результатом проведенной работы является духовно-нравственное совершенствование детей, воспитание патриотических чувств, приобщение воспитанников к ценностям отечественной культуры и истории. Мероприятия цикла «Славные дела Петра» могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений, учителями-логопедами, педагогами начальной школы, родителями.
Ссылка на интерактивную книгу: https://app.writereader.com/library/book/987af47f-7511-447f-8c60-eaf4e764f5a0/rw