СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Кронштадтская школьная лига  Выпуск №31 (декабрь 2024 года)

 

Кечина А.Б. «Актуальность использования мнемотехнических приёмов в обучении кадет 7 класса»

Автор: Кечина Альфия Бахтижановна, ФГКОУ «Кронштадский морской кадетский военный корпус», педагог-психолог, стаж работы 30 лет, высшая квалификационная категория.

В современном мире, где информация обновляется с невероятной скоростью, способность эффективно запоминать и обрабатывать данные становится одним из ключевых навыков. Особенно это важно для кадетов, которые не только получают образование, но и готовятся к будущим вызовам военной службы. Мнемотехника представляет собой набор методов и приёмов, направленных на улучшение памяти и запоминания информации. В контексте обучения кадетов 7 класса актуальность использования мнемотехники обусловлена рядом факторов:

1. Развитие когнитивных способностей. Применение мнемотехник способствует развитию памяти, внимания и мышления, что является основой для успешного обучения и адаптации к новым условиям.

2.Улучшение успеваемости. Эффективное запоминание информации помогает кадетам лучше усваивать учебный материал, что ведёт к повышению общей успеваемости.

3.Подготовка к экзаменам и тестам. Мнемонические приёмы помогают систематизировать знания и облегчают запоминание больших объёмов информации, что особенно полезно при подготовке к экзаменам.

4.Формирование уверенности. Умение быстро и эффективно запоминать информацию повышает уверенность кадетов в своих способностях, что важно для поддержания мотивации и эмоционального благополучия.

Практические приёмы, игры и упражнения:

  • Для эффективного внедрения мнемотехники в процесс обучения кадет 7 класса можно использовать следующие практические приёмы и игры:

  • Ассоциации. Создание ассоциативных связей между новой информацией и уже известными фактами помогает запоминанию. Например, при изучении исторических событий можно связывать их с известными личностями или современными аналогами.

  • Визуализация. Преобразование абстрактной информации в визуальные образы способствует лучшему запоминанию. Кадеты могут создавать ментальные карты, схемы и таблицы для визуализации учебного материала.

  • Рифмы и ритмы. Использование рифмованных фраз и ритмичных структур облегчает запоминание. Это особенно полезно при изучении иностранных языков, дат и фактов.

  • Игры на запоминание. Организация игр на запоминание с использованием мнемонических приёмов стимулирует интерес и вовлечённость кадетов. Примерами могут служить игры «Кто больше запомнит?» или «Угадай слово».

  • Ролевые игры. Ролевые игры, основанные на исторических событиях или литературных произведениях, позволяют кадетам вживаться в роли и запоминать информацию через активное участие.

Использование мнемотехнических приёмов в обучении кадетов 7 класса является актуальным и эффективным способом развития когнитивных способностей, улучшения успеваемости и формирования уверенности в своих силах. Внедрение практических приёмов и игр способствует не только успешному усвоению учебного материала, но и подготовке кадетов к будущим вызовам, связанным с военной службой. Таким образом, мнемотехника становится важным инструментом в арсенале современного педагога, стремящегося к всестороннему развитию своих учеников.

 

 

Список источников:

1.Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения: Издательство «Учитель». – Волгоград, 1999.– 52 с.

2.Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей / Л.В. Черемошкина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Изд.центр «Академия», 2005.– 96 с.

3.Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности школьников как фактор успешности воспроизведения учебного материала / Л.В. Черемошкина, Т.Н. Осинина. – Психология обучения. – 2011.– №4.– С.21– 36.

4.Шадриков В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина.– М.: 1990.– 176 с.