Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года)
Автор: Каневская Елена анатольевна, ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 19 лет, высшая квалификационная категория.
С распространением технологий в образовании меняется и само современное обучение на всех уровнях. Традиционный учебный процесс, ориентированный на учителя, уступает место совместному обучению, где ученик активно взаимодействует с преподавателем и другими учениками. На уроке педагог торопится изложить материал так, чтобы успеть всё. Часто времени урока не хватает на полноценное объяснение темы, ребёнок не успевает за темпом объяснений учителя, а когда доходит до отработки материала уже звенит звонок с урока.
С одной стороны, у современного учителя под рукой вариативные программы, предоставляющий свободу Стандарт (как ни парадоксально, но факт), Интернет и компьютеры в свободном доступе, проектор, интерактивная доска. С другой стороны, основное время, в рамках которого учителю позволено успеть сделать «ВСЕ» и воспользоваться «ВСЕМ», – это урок и немного времени после него.
Самым простым решением проблемы ограниченности рамок урока может стать их расширение во времени и в пространстве, а также изменение качества самого учебного процесса. Технология перевернутого урока позволяет это сделать. При этом используются «трансформируемая классная комната», выход за пределы кабинета, и основной инструмент для этого - технические средства обучения. Также этот формат направлен на то, чтобы научить ученика учиться. Сформировать способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, подготовить его к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию. Ведь сейчас, в наше время, как никогда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность к сотрудничеству. Современный учитель помогает ученику в формировании и развитии таких качеств, воспитывает потребность в образовании.
Дело только за тем, как организовать деятельность учащихся на уроке и мотивировать их на качественную самостоятельную работу дома. Домашние задания сегодня являются малоэффективными с наличием огромного числа «решебников», сборников готовых домашних заданий.
На одном из семинаров с участием методистов по английскому языку я услышала об успехах британских преподавателей по использованию модели «перевёрнутого класса» - класс наоборот, от английского flipped classroom.
Несколько слов, буквально, что такое «перевернутый класс».
Название «перевёрнутый класс», или flipped classroom, выбрано не случайно — подразумевается, что здесь всё не так, как на обычном уроке. Согласно этой концепции, школьники изучают теорию самостоятельно дома, перед занятием. А на самом уроке отрабатывают её на практике под руководством педагога.
Методику в 2007 году придумали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе. Позже её начали использовать и другие учителя–предметники.
Многие из вас не подозревают, что уже используют “перевернутый” класс на своих уроках, со средней и особенно со старшей школой. Ведь многие из нас дают большие тексты для чтения или аудирования в качестве домашнего задания, а на уроке проверяют ответы и уделяют время обсуждению прочитанного/услышанного. Хороший способ сэкономить время. Какой смысл при работе один на один 15 -20 минут урока ждать пока ученик прочитает текст? Когда можно потратить время с пользой.
Преимущества “перевернутого” класса
Недостатки «перевернутого класса»
Одним из главных недостатков является ограниченность учеников в технологиях, необходимых для обучения (Интернет, компьютер или ноутбук).
Изучив концепцию данного формата, я все - таки решила попробовать применить не только элемент данного урока, а полностью формат, совместив его с применением цифровых технологий не только для изучения материала дома, но и для отработки его на уроке.
И вот что у меня получилось.
Урок проводила в 9 классе тема урока «lending a helping hand”( Волонтерство).
Для изучения нового материала заранее был дан текст в учебнике Spotlight 9 стр. 90-91, карточка со списком новых терминов и слов для объяснения их значения, видеоролик о волонтерстве с заданиями к нему.
В зависимости от индивидуальных способностей учеников класса, задания можно усложнять.
Урок начался с проверки понимания лексики, заданной на дом. Для этого ребятам были выданы карточки с дефинициями (домашних) терминов, а на доску были выведены сами термины. Ребятам нужно было найти дефиниции
После этого перешли к вопросам по тексту учебника и обсуждению благотворительных и волонтерских организаций с опорой на картинки
И прослушали диалог подростков и выполнили задание по карточке.
А далее каждый из учеников перешел на работу за компьютерами. Для этого в сервисе skysmart мною были составлены задания по теме «Волонтерство» ( аудирование, лексика ) ссылку на задания я выслала на уроке. После завершения работы на сервисе, была выполнена автоматическая проверка заданий и выставлены оценки.
По окончании урока дети получили домашнее задание рассказать об одной из волонтерских организаций.
Какой же вывод с урока я сделала для себя? Успех перевёрнутой методики зависит от степени взаимодействия между преподавателем и учениками и требует постоянной̆ мотивации до, во время и после обучения. Тщательной проработки и подбора материала для изучения темы дома, включающей в себя запись видео, составления карточек с заданиями и отбора терминов и слов. А также тщательную подготовку к самому уроку, где нужно выявить пробелы изученного самостоятельно материала, составить задания для отработки и подготовить карточки с заданиями на цифровой платформе. (помимо skysmart, который я использовала, можно применить другие сервисы, например, wordwall, learning apps, quizlet).
Положительные выводы:
1.Ученики работают в своем темпе.
Перевернутый класс дает возможность детям работать в собственном ритме. Возможности у каждого ученика разные, темпы изучения материала также могут не совпадать с остальными детьми: школьник может посмотреть видео в удобное время, может остановить просмотр, прослушать несколько раз непонятные моменты, записать вопросы, а на уроке задать их учителю.
2. Дети становятся творцами знаний.
В системе перевернутого класса дети перестают быть пассивными слушателями. Чтобы получить новые знания, им иногда придется поработать самим: посмотреть видео, прочитать статью, послушать интервью, найти в интернете дополнительную информацию. Задача учителя — дать ученику нужные материалы и указать на ошибки.
3. Материалы можно изучать в любое время
В случае, если ученики по каким-то причинам не могут присутствовать на уроках: болеют, участвуют в соревнованиях или уезжают, можно просто отправить им материалы по электронной почте или в соцсетях. Ученики смогут учиться наравне со всеми и не пропустят важную тему.
4. Родители получают доступ к урокам
В традиционной системе родители не могут просто так прийти на урок. А перевернутый класс дает им возможность в любое время посмотреть материалы, по которым дети изучают теорию. Родители могут вместе с детьми готовиться к урокам и помогать в трудных вопросах, а также проконтролировать, насколько ребенок смог продвинуться в изучении материала.
5. Анализ хода и результатов выполнения заданий - отличный способ педагогической диагностики.
Не могу не сказать о недостатках данного урока.
1. Не все ученики достаточно самостоятельны.
Данный метод требует от учеников большой самостоятельности и вовлеченности. Дети должны сами организовать свое обучение: изучить все полученные материалы, посмотреть видео, почитать статьи. Учитель не можете проконтролировать процесс, и ученики это понимают. Чтобы быть уверенным, что дети изучают материалы, понадобятся формы контроля, например, тестирование по изученной теме, но уже в формате традиционного урока.
2. В первое время станет больше работы.
Придется изменять методы и технологии, которые нарабатывались не один год. Нужно искать дополнительные материалы: статьи, видео на Youtube, записывать видео самостоятельно, создавать задания на платформах, подкасты. Работу в классе тоже придется переформатировать —не объяснять новый материал, а отрабатывать вместе с детьми практические навыки.
3. Ученики будут проводить больше времени за компьютером
Большинство материалов, которые выдаются детям, находятся в интернете. Поэтому время, проведенное за компьютером и в разных гаджетах, будет увеличиваться. Необходимо учитывать этот факт при планировании уроков.
4. Эффективность перевернутого класса невелика.
Многочисленные исследования не находят значимых различий между традиционными занятиями и перевернутым классом. Успеваемость детей в перевернутом классе улучшается, но ненамного. Удовлетворенность занятиями остается одинаковой. Так что перевернутый класс — это скорее способ разнообразить уроки, чем ключ к достижению потрясающих учебных результатов.
5. Ответственность родителей
Необходимо отметить, что многие родители (если говорить о 5-7 классах) интересуются успехами своих детей, стараются им помочь. Но, наравне с такими ответственными родителями, есть и те, которые очень заняты на работе и не в состоянии контролировать своих детей во время дистанционного образования. Конечно же, их не устроит тот момент, что детям придется самостоятельно изучать тот или иной материал.
В ходе работы я сделала вывод, что сама по себе модель «перевернутого урока» интересна, необычна для наших учеников, привыкших к традиционному обучению. Проведя несколько уроков такого формата, поняла, что дети воспринимают эту технологию, им интересно попробовать что –то новое. Но это очень энергозатратно в подготовке уроков, а также может возникнуть сложность с оснащением, так как не всегда в доступе кабинет информатики. А как дополнение традиционной системы обучения стоит применять обязательно! Это привносит разнообразие и увлекает учеников, не позволяя им скучать.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
2. Учебник Spotlight 9 Ю.У. Ваулина, В. Эванс, Дж.Дули, О.Е.Подоляко 2-е изд. «Просвещение»