Кронштадтская школьная лига Выпуск №26(2021 год) » Цифровые инструменты педагога в достижении образовательных целей
Автор: Иванова Мария Александровна, ГБДОУ детский сад №13 комбинированного вида
Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед, стаж работы 20 лет, высшая квалификационная категория.
Что больше всего привлекает детский ум и вызывает интерес? Это сюрприз, ожившая сказка, маленькое чудо. Представьте себе, что в обычной группе детского сада может появиться и футбольное поле, и озеро, и живые герои сказок. Чтобы все эти потрясающие эффекты оказались с вами рядом, вовсе не обязательно становиться волшебником, достаточно просто идти в ногу со временем.
Для нашего детского сада такими «сокровищами цивилизации» стали интерактивный пол, «говорящая ручка», световой стол с песком, интерактивная доска. Эти технологии могут по праву считаться многофункциональными. Наряду с возможностью стабилизации и улучшения психо - эмоционального состояния детей образовательные информационные технологии позволяют в игровой форме преподнести необходимую информацию, развить и закрепить определённые навыки.
Детям всегда будет интересно добраться до сути, когда всё так наглядно, ярко и необычно. Ведь чудо происходит благодаря малейшему движению руки.
Интерактивные технологии стали необходимыми не только для организации учебного процесса, но и для проведения в нашем детском саду семинаров, родительских собраний, детских праздников.
Зачастую у современных детей наблюдается снижение познавательного интереса, повышенная утомляемость, страдает произвольная регуляция деятельности. Эти особенности ярче выражены у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые составляют большую часть воспитанников нашего учреждения.
Желание педагогов нашего детского сада разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, побудило к поиску новых эффективных способов и приёмов коррекции нарушений в речевом, познавательном и личностном развитии ребенка.
Результатом этого поиска стало создание в нашем детском саду образовательной интерактивной среды.
Современное поколение, растущее в эпоху IT технологий, уже с малых лет «на ты» со всевозможной техникой. Маленьким детям, играющим со смартфонами, интуитивно понятна работа сенсорных устройств, что позволяет без труда вовлечь их в учебный процесс. А он, в свою очередь, должен быть организован оригинально, необычно, неповторимо и максимально результативно.
Нам близки пять «И» современного образовательного процесса:
Увлекательно, оригинально, необычно, неповторимо – именно так можно организовать образовательный процесс и проводить время, свободное от занятий, когда у вас есть интерактивный пол. При этом интерактивный пол – это не просто забава, но и отличный способ развития малышей. Его применение сделает знакомство с сенсорными эталонами, изучение алфавита, правил дорожного движения особенно увлекательным. Познание мира детьми становится заманчивым путешествием благодаря возможности создания водной глади, воспроизведения лесного ландшафта и других эффектов. Естественно, интерактивный пол не должен полностью заменять традиционные способы обучения, но он может стать отличным дополнением к ним.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому использование в нашем детском саду такой технологии, как песочная анимация (рисование песком на стекле), позволяет разнообразить педагогический процесс.
Световой стол с песком даёт возможность детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир, удивительные картины. Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звёздное небо, лес или море.
Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения, благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Интерактивная доска стала отличным помощником педагогов нашего детского сада в работе с детьми. Её возможности позволяют привнести эффект новизны в занятие, заинтересовать детей образами любимых героев, проектировать необычные проблемные ситуации, давать детям простор для их решения, развивать инициативу и творчество.
В нашем ДОУ интерактивная доска активно применяется в образовательной деятельности, используется педагогами для создания авторских презентаций и обучающих игр. Коррекционные педагоги используют интерактивную доску для диагностики развития детей с ОВЗ и в индивидуальной работе с ними.
В процессе разработки авторских игр, упражнений, методик с применением интерактивного оборудования развиваются и совершенствуются креативные качества педагогов. Наши воспитатели и специалисты регулярно знакомятся с новыми образовательными технологиями.
Изучив возможности такого «чудо – устройства» как «говорящая ручка», педагоги пришли к выводу о том, что её использование позволяет максимально реализовывать принцип дифференцированного подхода в работе с детьми, имеющими особые речевые и познавательные потребности, сделать коррекционно-развивающие занятия наиболее интересными.
Современные инновационные технологии активно используются педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами и воспитателями нашего детского сада для оптимизации педагогического процесса.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Именно она способна превратить не всегда лёгкий процесс обучения детей в динамичное, увлекательное действо.
Активизация разнообразной игровой деятельности и трансформация учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса позволяют сделать детство наших воспитанников более счастливым, ярким и интересным.