Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (февраль 2025 года)
Автор: Ефимова Людмила Викторовна, учитель ГБОУ начальная школа-детский сад № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж 40 лет, высшая квалификационная категория.
Автор: Рублева Любовь Александровна, воспитатель группы продленного дня ГБОУ начальная школа-детский сад № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж 3 года, первая квалификационная категория.
Воспитание гражданина-патриота — одна из важнейших задач современной образовательной системы, которая основывается на Указе президента РФ В.В. Путина №809 от 9 ноября 2022 года. В соответствии с Указом традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Невозможно воспитать человека-патриота, исключив какую-либо из этих ценностей: достоинство, права и свободы человека, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, созидательный труд, приоритеты духовного над материальным, взаимопомощь и взаимоуважение, милосердие, историческую память и преемственность поколений, высокие нравственные идеалы, единство народов России.
Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя комплекс понятий, направленных на формирование у человека осознанного отношения к своей стране, обществу и культуре, это: любовь к Родине, гордость за достижения страны, чувство долга перед обществом, уважение к государственным символам, знание истории и культуры, ответственность за будущее страны, толерантность и уважение к другим культурам, готовность защищать Родину, активная гражданская позиция, социально-правовая грамотность. Все эти понятия заложены в принципах системности, сотрудничества и взаимодействия, единства воспитания и обучения, которые мы успешно реализуем в классном коллективе на протяжении почти четырех лет.
С помощью разнообразных форм работы нам, педагогам, удалось выстроить целостный и непрерывный процесс, охватывающий все этапы развития личности. Через участие ребят в разнообразных проектах мы реализуем деятельностных подход, позволяющий мальчишкам и девчонкам проявить и развить разнообразные качества и умения: доброту и заботу, ответственность и инициативность, творческие способности, социальную активность, осознать важность сохранения исторической памяти. Проекты стали ярким примером того, как можно сочетать эмоциональное вовлечение и практические дела. Вот некоторые из них:
- «Дорогою добра», реализуется через участие ребят в акции «Крышечки доброТЫ», а также уборку могилы героя Советского Союза В.М. Жильцова и посадке на ней, выращенных мальчишками и девчонками цветов, сбор конфет для сладких букетов, ежегодно доставляемых в дома ветеранов;
- «Памяти павших будьте достойны», в рамках которого педагоги и ребята сотрудничают с Православными волонтерами Кронштадтского благочиния: создают подарочные открытки и пишут синквейны для бойцов СВО, собирают сухой армейский душ и непромокаемые спички для нужд фронта, шьют ангелов доброТЫ;
- «Свеча памяти», изготовленная в классе учениками и традиционно зажигаемая в домах 8 сентября. В четвертом классе этот проект был дополнен акцией «Живые голоса – в память об умолкнувших». В полумраке в кругу семьи звучали имена блокадников, увековеченные в Книге Памяти «Ленинград. Блокада. 1941 – 1944».
Такая проектная деятельность укрепляет у школьников чувство ответственности перед будущими поколениями, прививает навыки социальной активности, способствует личностному росту и формированию гражданско-патриотической идентичности. Наряду с проектами значимый вклад в работу по гражданско-патриотическому воспитанию вносят и такие реализуемые нами формы, как:
- Ежегодный митинг «Патруль памяти» у памятника «Малая дорога жизни», организуемый движением «Мы из Кронштадта», помогает нам, педагогам, развивать и укреплять чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины и воспитывать уважение к подвигам предков. Участие в митинге способствует формированию у обучающихся активной гражданской позиции, развитию интереса к истории родного края и воспитанию чувства ответственности перед будущими поколениями, дает возможность ребятам проявить свои уже сформировавшиеся знания;
- Девичьи десанты «Букет для ветеранов» проходят 3 раза в год: в день начала Блокады Ленинграда, в день полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады и в День Победы. В десантах активное участие принимают и родители учеников, что несомненно способствует усилению связей между поколениями, укреплению семейных традиций, через передачу эстафеты благодарности поколению победителей. Также важным аспектом такой формы является многостороннее воздействие на формирование патриотических чувств: педагоги – родители – ветераны, общение с которыми глубоко проникает в душу ребят;
- Выставки «У войны не детское лицо», «Рисованные истории Бориса Калаушина», «Гениальные изобретения ученых Блокадного Ленинграда»;
- Книжные марафоны «Читаем детям о Блокаде. Читают дети о Блокаде», «Дневники живых свидетельств» открывают детям доступ к литературному наследию периода Великой Отечественной войны. Чтение дневников и воспоминаний позволяет юным читателям ощутить личную связь с историей, глубже прочувствовать эмоции и переживания очевидцев, пережить моменты мужества и стойкости блокадников, что несомненно способствует развитию у обучающихся умения анализировать исторические факты, формировать собственное мнение и проявлять сострадание к другим людям;
- Радиоэфиры «Слушая Блокаду», «Эхо войны», «Поклонимся великим тем годам» стали мощным инструментом формирования исторической памяти. Воспоминания участников обороны Ленинграда, голоса военных лет, звуки авианалетов, метронома наполняют пространство класса живым звучанием прошлого, создавая особое пространство. Такое восприятие минувшей эпохи усиливает эффект личного участия в событиях, способствует осознанному восприятию уроков войны и формирует глубокое уважение к героям-победителям;
- Встречи с интересными людьми «Судьба ветерана» - живой глоток истории из уст участника военных лет;
- Экскурсии в музеи «Истоки жизни - Невская застава" имени Ольги Берггольц, «Музей Кронштадтского военно-морского госпиталя», «Музей обороны и блокады Ленинграда», «Музей истории Кронштадта»;
- Часы истории «Перерыв на кино»;
- Ежегодная акция «Бессмертный полк 1 «А»», «Бессмертный полк 2 «А»», «Бессмертный полк 3 «А»» в этом году продолжится «Бессмертным полком 4 «А».
Реализация комплекса форм и методов гражданско-патриотического воспитания невозможна без тесного взаимодействия школы с семьёй и различными социальными институтами. Именно поэтому выстраивание продуктивного сотрудничества с семьями воспитанников, привлечение ресурсов Дома детского творчества «Град чудес», парка «Патриот», Кронштадтского дворца культуры, Детской художественной школы имени М.К. Аникушина, музеев Санкт-Петербурга стало одним из ключевых элементов педагогического процесса. Подобное сотрудничество базируется на принципе взаимодействия и объединяет усилия всех участников образовательного сообщества, обеспечивая эффективное достижение целей воспитания и обучение высоким моральным качествам, таким как честность, справедливость, доброта, трудолюбие и уважение друг к другу.
Такой подход значительно расширяет возможности для глубокого усвоения учебного материала и осознания его практической значимости. Ведь сочетание теоретических знаний, полученных на уроках, с конкретной практической деятельностью, организованной учителем и воспитателем группы продленного дня, помогает учащимся не только закрепить полученные знания, но и увидеть их непосредственную связь с повседневной жизнью. Поэтому принцип единства воспитания и обучения находит своё воплощение в совместных делах, таких как создание открыток и букетов для ветеранов, выступления на городских площадках, участие в конкурсах, что способствует повышению интереса к изучению истории и культуры нашей страны.
Безусловно, в этой работе, личность педагога играет ключевую роль. Он словно капитан корабля, ведущий подрастающее поколение сквозь бурлящие воды исторического наследия. В глазах его горит огонь вдохновения, каждое слово, слетающее с губ, наполнено любовью к тому великому прошлому, которым обладает страна. Голос звучит уверенно и проникновенно, когда он рассказывает о подвигах предков, о великих свершениях и победах, о тех людях, чьи имена навсегда вписаны золотыми буквами в летопись времени.
Это всегда живой разговор, где каждый участник может задать вопрос, поделиться своими мыслями и чувствами.
Это всегда поступки, говорящие громче любых слов.
Это всегда искренний интерес, увлеченность и поддержка в преодолении трудностей.
Это всегда уроки и события, которые будут жить в памяти и сердцах выросшего поколения, продолжая вдохновлять их на добрые дела.