Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (февраль 2025 года)
Автор: Ермолаева Ксения Владимировна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», педагог-организатор третьей учебной роты, стаж 18 лет, без категории.

В настоящее время в связи с внедрением федеральных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС НОО) в практику основой школы, особую значимость приобретают вопросы, связанные с формированием социальной активности учащихся. Государственный заказ на социальное воспитание закреплен в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования1, где обозначены требования к выпускнику школы, проявляющему инициативность в социальном взаимодействии, ответственность, гражданскую и нравственную ориентированность.
Социальная активность – это сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий.
Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека. Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится.
Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.
По моему мнению и по мнению ученых и педагогов прошлого и современности как Н.А. Бердяева, Д. Б. Григорьева, В. И. Казаренкова, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского, В.А. Сластенина, С. Т. Шацкого, Н. А. Щукиной и др., одним из эффективных средств формирования социальной активности кадет Кронштадтского морского кадетского военного корпуса (далее КМКВК) выступает внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов.
Рассмотрим развитие социальной активности, на примере организации внеурочной деятельности на второмом учебном курсе (3 рота) КМКВК.
По итогам проведённой диагностики в первой четверти 2024-2025 учебного года, на втором учебном курсе было проведено исследование социальной активности воспитанников. Вот его результаты:
• высокую (организаторскую) активность имеют 7 кадет (9 %),
• хорошую (активно-исполнительскую) – 15 человек (19 %),
• среднюю (пассивно-исполнительскую) - 23 человека (28 %),
• низкую (принудительную) активность – 35 человек (44 %).
По результатам диагностики мной был сделан вывод о том, что учебный курс находится на среднем уровне социальной активности. Так 45 кадет курса, что составляет 56 % от общего числа воспитанников курса, социально активны.
К сожалению, как видно из результатов диагностики 44 % от общего числа воспитанников учебного курса ещё неохотно выполняют поручения, не выражают большого желания принимать участие в общественной работе и делают это лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, они безразличны к делам коллектива и участию в них других.
Именно теме развития социальной активности педагогический состав курса посвятил всю воспитательную работу на учебном курсе, стараясь вовлечь как можно больше кадет во внеурочную деятельность, с помощью коллективно-творческих заданий и общественных поручений.
В начале учебного года, педагогами учебного курса был разработан проект «Победные дни России». Суть проекта заключалась в том, чтобы вовлечь воспитанников в изучение истории крупных сражений Дней воинской славы, заинтересовать изучением успешных военных тактик великих русских полководцев через организацию тематических классных часов с использованием театрализации и сценических постановок.
По условиям проекта, раз в четверть каждая учебная группа представляла классный час для всего учебного курса, где рассказывает о четырёх наиболее известных битвах или сражениях, входящих в дни воинской славы России.
Надо отметить, что кадеты отнеслись очень ответственно к данному проекту. Каждая учебная группа отличалась своим особенным подходом. Курсовой проект «Победные дни России» был успешно реализован на учебном курсе и вызвал положительные отзывы, как у кадет, так и у воспитателей, которые помогали воспитанникам в поиске материала, подготовке презентаций и докладов.
Ребята очень активно работали внутри учебных групп и чётко распределяли задачи – как результат, четыре классных часа, подготовленных и разработанных самостоятельно самими кадетами.
Вот как отзывается о проведении классного часа кадет 32 учебной группы, Соловьёв Арсений: «Недавно наша учебная группа подготовила интересный классный час на тему «Чесменское сражение, битва под Полтавой, Гангутское сражение, день победы Ушакова у мыса Тендра» в рамках курсового проекта «Победные дни России». Мы не просто рассказали об этих сражениях своим однокурсникам, но и подготовили красочную, интересную презентацию о каждой битве.
В ходе подготовки к этому классному часу, мы узнали много нового. Например, как назывались и выглядели корабли, принимавшие участие в данных сражениях. С помощью виртуальной экскурсии, мы словно сами побывали внутри каждого из этих кораблей. Нам очень понравилось работа по этому проекту!»
1 Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования, имеющими государственную аккредитацию.
Нельзя не отметить общественные поручения, которые кадеты третьей роты с радостью выполняют, не забывая о своих подшефных пожилых людях, которые требуют особого внимания и отношения.
Подопечными курса, вот уже третий год подряд, являются граждане пожилого возраста, проживающие в доме временного пребывания Комплексного центра социального обслуживания Кронштадтского района. Кадеты, совместно с товарищами из других учебных рот поздравляют пожилых людей со значимыми событиями и всегда готовят подарки, открытки своими руками, а также интересные творческие выступления. Каждое посещение кадет КМКВК подопечные ждут с большим нетерпением. Ребят там знают и всегда при встрече тепло благодарят за внимание и заботу.
Необходимо отметить, что именно социально - значимая деятельность играет немаловажную роль в формировании социальной активности кадет и необходимо стремиться к тому, чтобы все кадеты учебного курса принимали в ней участие и добровольно нашли применение своим инициативам, идеям, способностям.
В качестве примера можно рассмотреть инициативу 32 учебной группы, которые сами, по собственному желанию, создали курсовой инструментальный ансамбль. Ребята собираются на репетиции, подбирают репертуар. Конечно, до публичных выступлений в корпусных мероприятиях им ещё далеко, но в курсовых вечерах они уже принимают активное участие. Таких социальных инициатив должно быть в кадетском коллективе много и к этому надо стремиться, создавая благоприятные условия для их проявления и реализации.
В ходе работы по данной теме, я поняла, что внеурочная деятельность должна соответствовать возрастным особенностям, интересам и мотивациям кадет. Для воспитанника должны создаваться наиболее комфортные условия для творчества, проявления своих увлечений, раскрытия себя, как личности. Очень важно заинтересовать его после уроков интересными и разнообразными видами внеурочной деятельности, которые способствуют развитию социальной активности кадет.
Для решения данной задачи необходимо соблюдать ряд условий:
1. Организуя внеурочную деятельность, необходимо ориентироваться на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность воспитанников.
2. Так же важно чтобы внеурочная деятельность развивала любознательность, учитывала специфику интереса обучающихся, требовала проявления их волевых качеств.
3. Вовлечение кадет во внеурочную деятельность должно быть систематическим.
Система дополнительного образования, созданная в корпусе, содействует развитию социальной активности воспитанников и в полной мере помогает проявить им свои желания, интересы к тому или иному виду деятельности.
Так 52 кадета, что составляет 70,2% от общего числа воспитанников курса, занимаются в спортивных секциях и кружках. Необходимо отметить, что есть воспитанники на нашем учебном курсе, которые занимаются в трёх и более объединениях.
Наиболее востребованный спортивный коллектив у кадет КМКВК - это пулевая стрельба и футбол.
15 кадетов (20,2%) занимаются в объединениях художественной и социально – педагогической направленности.
5 кадетов (6,7%) выбрали объединения технической направленности.
Всего в системе дополнительно образования занимаются 97,2% воспитанников курса.
Таким образом, мы видим из представленных статистических данных, у воспитанников нашего курса высокая активность в сфере дополнительного образования. Каждый выбрал своё увлечения согласно своим интересам.
Многие ребята активно участвуют в соревнованиях, конкурсах, проводимых на городских и всероссийских уровнях. Так, кадеты 32 класса Соловьёв Арсений, Кострубов Андрей и Маркин Арсений, посещающие театр-студию «Виват!» (руководитель Данилин О.В.) приняли участие в фестивале детского и юношеского творчества «Виват, Суворов!» для обучающихся общеобразовательных организаций МО РФ и были удостоены диплома 2 степени в номинации «Художественное слово».
Также хочется отметить вокальный ансамбль 3-й роты под моим руководством, который принял участие в городском музыкально-поэтическом конкурсе «Пою тебя, любимый город мой!» и был удостоен диплома лауреата 2 степени.
Участвуя в деятельности органов самоуправления, в объединениях системы дополнительного образования, выполняя различные общественные поручения, кадеты включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение с взрослыми, вовлекаются в практику социальной деятельности и получают качественный опыт организаторской деятельности.
На мой взгляд, наилучшей технологией развития социальной активности кадета является методика «Коллективно-творческого дела», разработанная и внедрённая ленинградским учёным, педагогам – новатором Игорем Петровичем Ивановым. В основе данной методики лежит позиция, что любое совместное дело – это не просто процесс и результат, а проживание события, при котором важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания. Здесь подчеркнуто сплочение коллектива, равенство команды и публичное признание достижений, несмотря на параллельное развитие лидерских качеств в условиях здоровой конкуренции. Умение одновременно подчиняться и подчинять себе других ради определённой цели, идти к достижению результата, заранее предвидя все возможные последствия, обходя препятствия и проблемы, неся на плечах груз ответственности – это бесценный опыт, который суворовцы получат, принимая участие в общем деле.
Технология реализации коллективно-творческого дела очень не проста в её реализации. Педагоги курса создают условия, чтобы суворовцы курса принимали участие во всех этапах КТД от целеполагания и планирования курсовых событий до коллективного анализа события.
В течение учебного года на учебном курсе прошли следующие наиболее яркие и запоминающиеся курсовые дела:
- курсовой вечер памяти героев - выпускников училища, павших при исполнении воинского долга;
- «Блокада глазами жителя блокадного Ленинграда». Творческая встреча с жительницей блокадного Ленинграда – Алексеевой Нелей Никаноровной;
- курсовой тематический вечер «Защитники Отечества», посвящённый Дню защитника Отечества;
- курсовой новогодний театрализованный праздник «Новогодняя суета».
Анализируя воспитательную работу в этом учебном году, можно отметить тот факт, что наблюдается значительный качественный рост социальной активности суворовцев. Но этому вопросу надо уделять время на протяжении всего периода обучения воспитанников и стремиться к тому, чтобы каждый выпускник выходил из корпуса с социально-значимой позицией "Мне не все равно" по отношению к окружающему миру и самому себе, целеустремлённым, с активной гражданской позицией и лидером воинского коллектива.
Исходя из вышесказанного, одной из главных задач педагогического коллектива курса мы определили как продолжение работы по созданию условии развития социальной активности кадет через реализацию курсовой программы деятельности и активизацию деятельности кадетского самоуправления, социальной - значимой деятельности и волонтёрских инициатив, организацию курсовых событий с максимальным включением воспитанников в их организацию и проведение.
В заключение хотелось сказать, что отметить тот факт, что потребность в социальной активности — одна из острейших проблем подросткового возраста. Как справедливо писал советский врач-психолог, педагог Ефим Аронович Аркин, «когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В коллективе, достойном своего имени, ребёнок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».
Список использованной литературы:
Амонашвили Ш.А. Рука водящая / Амонашвили Ш.А. - Артемовск, 2009. - 256 с.
Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Ануфриев Е.А. - М.: Знание, 1969. 345 с.
Дамаданова Х.Д. Социальная активность у младших школьников / Дамаднова Х.Д. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики - №3 - 2011.
Иванов И.П. Труд, учение и отдых юных пионеров. – Л.: Лениздат, 1959.
Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов. – Л., 1969.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990.
Иванов И.П. Педагогика общей заботы. – С-Пб.: Образование, 1996
Мудрик А.В. Социализация и воспитание / Мудрик А.В. - М., 1997
Кочерова М.В. / Развитие социальной активности младшего школьника в игровой деятельности / Кочерова М.В. // Педагогический калейдоскоп, Вып.3. - Ханты-Мансийск, 2008.