Кронштадтская школьная лига Выпуск №28 (март 2022 года) » Развитие функциональной грамотности
Автор: Горбач Вячеслав Владимирович, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», преподаватель ОБЖ и ОВП, стаж работы 31 год, высшая квалификационная категория.
Впереди новый учебный год, и в его преддверии хочется обратиться к такой актуальной сегодня теме, как «Виды грамотности», прописанной в обновленной версии ФГОС ООО 2021 года.
Изначально хочется коснуться проблемы образовательных результатов, которые являются актуальными в начале 21 века.
В предыдущих версиях стандарта были зафиксированы три вида результатов, на которые мы долгое время ориентировались в своей работе. Это личностные, предметные и метапредметные результаты. В федеральных государственных стандартах второго поколения произошли значительные изменения. Я полагаю, что те, кто знаком с новыми стандартами, знают, что требования к результатам обучения тем или иным образом были конкретизированы. Так, например, личностные результаты теперь прописаны через связь с направлениями воспитательной работы. А в требованиях к метапредметным результатам более четко прописана концепция универсальных учебных действий. Конкретизированы в зависимости от предмета и предметные результаты.
Обновленный стандарт предлагает нам и новую рамку образовательных стандартов и требований. Разработчики стандарта использовали новые термины, например, «базовые навыки» и прописали, что под ними подразумевается. Полагаю, что речь идет о базовых навыках 21 века. Это когнитивные, социальные, жизненные навыки и эмоциональный интеллект.
Значительно в большей степени, нежели в предыдущей версии стандартов используется понятие компетенция и компетентность, хотя методологической основой действующих стандартов остался системно-деятельностный подход(1). Академик Асмолов А.Г. указывал, что «системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования»(2). Круг компетенций расширен: появились компетенции в области учебно-исследовательской деятельности, в предметных областях.
В обновленных образовательных стандартах 2021 года стал широко использоваться термин «виды грамотности».
Понимание грамотности обсуждалось еще в 20 веке, однако серьезное исследование видов грамотности началось только в начале 21 века. Грамотность - это понятие не только педагогическое, но и глубоко политическое. Древнерусские правители России и Российской империи понимали важность грамотности населения для государства. «Около 1030 годов Ярослав велел в Новгороде собрать у старост и священников детей, около 300 человек, и учить их грамоте»(3), а по указу Петр 1 в 1714 году открыли циферные или арифметические школы, в которых надлежало «учить цифири и некоторую часть геометрии» детей 10-15 лет. В 1724 году Петр I учредил Академию Наук, которая начала процесс систематизации научных знаний(4).
Сегодня грамотность - это способность человека полноценно функционировать, выполняя разные роли. И связано это во многом с социализацией, адаптацией к новым условиям, способностью решать жизненные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Таким образом, мы стали понимать, что грамотность - это осмысленная деятельность. Поэтому в обновленные образовательные стандарты включен термин «функциональная грамотность». Он, как компетенция и компетентность, предполагает деятельностный аспект. В обновленных стандартах содержится определение термина и требование к условиям его употребления. Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром, т.е. это уровень грамотности, дающий человеку возможность общаться, максимально быстро адаптироваться к внешней среде и взаимодействовать с ней(5). Речь идет о том, чтобы научить обучающихся применять предметные знания и универсальные учебные навыки в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, рамка образовательных стандартов усложнилась, и перед нами встал ряд вопросов: как быть с базовыми навыками, как компетенции и функциональная грамотность соотносятся с личностными, предметными и метапредметными результатами.
Кроме этого, не менее важно, чтобы у выпускников была сформирована личностная гражданская позиция по отношению к современному обществу. Они должны уметь решать, что для них важно, ценно, а к чему необходимо отнестись критично, должны уметь принимать какие-то важные для себя решения, определять свое место в жизни. И это уже не просто адаптация к обществу, а способность человека занять независимую критическую позицию. И здесь нельзя обойтись без формирования и развития не только функциональной, но и критической грамотности.
Важно понимать, что для формирования функциональной грамотности нужна элементарная грамотность. Необходима сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыков общения, умения осуществлять совместную деятельность). Нужно уметь использовать основные способы познавательной деятельности (чтение, письмо, счет, компьютерную грамотность) для достижения своих элементарных, ближайших целей. Для развития же критической грамотности базой становится функциональная грамотность. Встаёт закономерный вопрос: стоит ли останавливаться только на развитии функциональной грамотности, и в каком возрасте нужно начинать работать над формированием критической грамотности? Как нам соотнести функциональную и критическую грамотность в школьной программе? Думаю, что их формирование и развитие можно связать с определенными уровнями школьного образования, хотя, несомненно, это будет условно. На мой взгляд, формирование функциональной грамотности должно начинаться еще в начальной школе, а ее развитие необходимо продолжать в среднем звене.
А когда же формировать и развивать навыки критической грамотности? Так как ранее мною утверждалось, что критическая грамотность формируется на базе функциональной, то развитием критической грамотности, по моему мнению, необходимо заниматься на уровне среднего общего образования.
В заключение хотелось бы остановиться на потенциале учебных предметов в формировании видов грамотности. Так, например, русский язык и литература должны научить читать и понимать прочитанный текст, составлять деловые бумаги; математика и информатика - решать прикладные задачи; предметы социально-гуманитарного цикла должны формировать правовую, экологическую, политическую, экономическую и нравственную грамотности. Предметы же естественно-научного цикла должны обучать умению объяснять с научной точки зрения различные природные явления, правильно понимать законы экологии, их значение в устойчивом развитии общества; физкультура и ОБЖ пропагандировать ценность здорового образа жизни, эстетическую культуру тела и грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
Список источников