СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №30 (декабрь 2023 года)


Горбач В.В. Привитие кадетам любви и уважения к морскому делу, профессии моряка через морские традиции

Автор: Горбач Вячеслав Владимирович, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», преподаватель ОБЖ и ОВП, стаж работы 31 год, высшая квалификационная категория.

Роль морских традиций в воспитании кадетов

Морские традиции занимают центральное место в воспитании кадетов, отражая глубоко укоренившиеся ценности и гордость за морское наследие страны. Они оказывают значительное влияние на формирование как профессиональных навыков, так и личностных качеств будущих офицеров Военно-морского флота России.

 

Военно-морское образование в России имеет долгую историю, начиная со времён Петра I, который положил начало этой системе, в которой была заложена традиция стремления к высокому качеству обучения и развития морской элиты. Начиная со Школы математических и навигацких наук образовательный процесс всегда привлекал лучших педагогов, акцентируя внимание на создании сильной профессиональной и патриотической основы у кадетов (1).

 

Современные нахимовские училища и кадетские корпуса играют ключевую роль в военно-патриотическом воспитании кадетов. Модель образования включает формирование социально значимых ценностей, комплексную патриотическую работу. Она направлена на развитие личности гражданина и защитника Отечества. Это подразумевает ознакомление кадетов с историей Российского флота, его героями и важными событиями, что способствует формированию уважения к ценностям и осознанию своего места в истории (2).

 

Конференции и семинары, посвящённые сохранению морского наследия и развитию патриотической темы, подчёркивают актуальность этих традиций. Они объединяют различных представителей морской общественности, способствуя преемственности поколений (3).

 

Морские традиции в России представляют собой уникальное средство для формирования личности кадетов, придают им чувство гордости и принадлежности к великой морской истории и культуре, а также развивают необходимые качества и навыки.

 

Знакомство с морскими традициями в 5-8-х классах

В 5-м классе будущие кадеты впервые сталкиваются с морскими традициями. Одним из первых и значимых обрядов является вынос боевого знамени на торжественном построении кадетского корпуса и посвящение в кадеты. Эти церемонии знакомят учащихся с военно-морским этикетом и традициями, укрепляя их связь с морской историей и культурой.

 

В течение 5-го класса кадеты начинают изучение морского дела, теоретическое и практическое ознакомление со шлюпкой ЯЛ-6: оно включает в себя изучение назначения, характеристик, вооружения, а также названия и устройства основных элементов шлюпки и такелажа. Особое внимание уделяется ботику Петра I как образцу шлюпки, имеющему общие корни устройства с ЯЛ-6. Упор делается на команды для управления и порядок их исполнения, акцентируя важность дисциплины и командной работы на корабле.

 

В 6-м классе курс обучения расширяется за счёт изучения истории флота России. Кадеты знакомятся с Корабельным уставом ВМФ и практическими навыками, такими как вязание морских узлов и освоение порядка отбития склянок – традиционного способа отсчёта времени на корабле. Утренние построения при подъёме флагов также становятся частью ритуала, способствуя привитию уважения к военно-морским традициям.

 

Обучение в 7-м и 8-м классах направлено на изучение устройства современных кораблей и подводных лодок. Занятия проводятся как в аудиториях, так и непосредственно на кораблях ВМФ, что даёт кадетам возможность из первых рук узнать об устройстве и работе военных судов. Экскурсии на судостроительные заводы и участие в церемониях спуска кораблей на воду, включая традиционное крещение корабля и разбитие бутылки шампанского о форштевень, укрепляют у кадетов чувство гордости и приверженности к морским традициям. Такие моменты позволяют учащимся лучше понять важность и значимость службы  на флоте (4).

 

Практика и укрепление традиций в 9-11-х классах

В 9-м классе учащиеся погружаются в детальное изучение современных кораблей, включая их устройство, вооружение и характеристики. Этот этап обучения направлен на формирование глубоких познаний в области морской техники и вооружений, что является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих офицеров ВМФ. В процессе обучения кадеты получают знания, которые позволяют им не только понимать устройство кораблей и подводных лодок, но и осознавать необходимость каждого элемента в обеспечении безопасности и эффективности морских операций.

 

В 10-м и 11-м классах обучение сфокусировано на навигации, включая навигационную прокладку и правила судовождения. Важную часть этого этапа представляет собой дальний штурманский поход, во время которого кадеты на практике применяют знания, полученные в течение учебного года, неся различные вахты и осваивая корабельный распорядок дня. Подготовка к походу включает дополнительное обучение на учебно-тренировочном комплексе «Каспий», где учащиеся отрабатывают действия по борьбе с водой и пожарами, а также используют индивидуальные средства спасения и обучаются управлению спасательными плотами.

 

Посвящение в моряки является важным обрядом для кадетов. Церемония пересечения экватора, известная как «Церемония пересечения линии», представляет собой традиционный ритуал, во время которого члены экипажа, впервые пересекающие экватор, проходят ритуал инициации. Он символизирует их переход в статус опытных моряков и становится значимым этапом в их обучении и профессиональном росте (4).

 

Занятия в старших классах активно укрепляют морские традиции, сочетая теоретические знания с практическим опытом, который готовит кадетов к жизни и задачам настоящего моряка. Эта уникальная комбинация обучения и практики формирует глубокое понимание важности морской службы и развивает необходимые навыки и качества, такие как командная работа, ответственность и профессионализм.

 

Изучение боевых традиций и церемоний

Боевые традиции флота занимают особое место в жизни военных моряков и являются неотъемлемой частью воспитания кадетов. Закреплённые в Корабельном уставе ВМФ, эти традиции включают торжественные церемонии, такие как подъём флагов расцвечивания и утреннюю церемонию подъёма корабельного флага. Они отражают высокую дисциплинированность, уважение к военно-морскому флагу, верность присяге и клятве Отечеству. Важной частью боевых традиций также является возложение венков в местах гибели кораблей и подводных лодок, что способствует формированию чувства уважения к истории и памяти погибших моряков.

 

Традиции проводов в дальний поход и возвращения из него также играют значительную роль в военно-морском воспитании кадетов. Перед отплытием проходит торжественное построение кадетского корпуса с выносом боевого знамени, что символизирует начало нового этапа в их жизни. На эту церемонию приглашаются ветераны флота, начальство, духовенство, а также родственники кадетов, что подчёркивает общность и поддержку военно-морского сообщества.

 

По возвращении из похода проходят торжественные мероприятия с участием друзей и родственников, кадетов встречают, по старым традициям, с жареным поросёнком. Такие моменты укрепляют чувство товарищества, а также усиливают связь между разными поколениями моряков.

 

Эти традиции играют ключевую роль в воспитании кадетов, акцентируя значимость военно-морской службы, укрепляют чувства гордости, дисциплины и приверженности к ценностям Военно-морского флота России.

 

Список использованных источников:

  1. Студенческий научный форум
    https://scienceforum.ru/2022/article/2018028524
  2. Образовательная социальная сеть
    https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2018/01/24/voenno-patrioticheskoe-vospitanie
  3. Портал Корабел.ру https://www.korabel.ru/news/comments/morskie_tradicii_v_patrioticheskom_vospitanii_grazhdan_rossiyskoy_federacii_-_more_-_detyam.html
  4. Портал Квиз.ру
    https://qwizz.ru/tradicii-flota