СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №30 (декабрь 2023 года)


Воронова Е.В., Вегера Н.Г. Театр начинается с детства

Автор: Воронова Елизавета Владимировна, ст. воспитатель ГБДОУ детского сада №2

Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 15 лет, высшая квалификационная категория

Автор: Вегера Наталья Геннадьевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №2 Кронштадтского района

Санкт-Петербурга, стаж работы 2 года, первая квалификационная категория

Проблема взаимодействия детского сада и семьи воспитанников одна из актуальных тем в работе педагогов и администрации образовательной организации. Семья является первым социальным институтом общества для ребенка, она способствует формированию гармоничной личности. Главная функция семьи — это воспитание и социализация ребенка, в котором параллельно формируются нормы поведения в обществе, семейные ценности, традиции и культура. Перед ребенком именно в семье впервые открывается удивительный мир детства, мир возможностей, и только от родителей зависит каким красочным, интересным, ярким, волнующим и полным позитивных эмоций он будет. Опыт, который дети приобретают в детстве во многом определяет их взрослую жизнь.

 

Ребенок в детстве учиться усваивать некоторые правила в игре, так как игра это ведущая деятельность дошкольного возраста. Многие выдающиеся ученые изучали игру: Л.С Выготский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,  К.Грооса, Ф. Бойтендайк и др.

Лев Семенович писал в своей книге «Психология ребенка»: Ребенок научается вести себя по известному правилу с первых месяцев своей жизни. Если взять ребенка раннего возраста, то такие правила, что надо сидеть за столом и молчать, не трогать чужих вещей, слушаться мать — являются правилами, которыми полна жизнь ребенка. [2, с.208]

 

Первым партнером по игре у ребенка является мама, начиная уже с самых первых месяцев жизни малыша, он включается и реагирует на игру в «ку-ку». Чем старше становиться ребенок, тем более насыщенной становиться его игровая деятельность, сложнее правила игры. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется потребность в уважении, сопереживании, взаимопонимании партнеров по игре. В этом возрасте они строят отношения со сверстниками в игровой деятельности, будь то настольные, подвижные или театрализованные игры.

 

Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры…Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.

 

Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными: не только собственно кормление, но и чтение сказки, укладывание спать и т. п.; не только прививка, но и выслушивание, перевязка, измерение температуры и т. п. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные в неигровые отношения. [6, с.203]

 

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. [4, с.4]

 

Будущее невозможно без фундамента прошлого и настоящего. Как важно сейчас в век стремительного прогресса не упустить эту тонкую нить, между прошлым и настоящим, сохранить для детей самое лучшее из нашей культуры, суметь заронить в сердца детей любовь к Родине, уважение к родителям, честь и достоинство. И сколько бы не говорили о другом времени человек всегда и везде прежде всего должен оставаться человеком, личностью. Для нас педагогов важная задача, перед современными родителями, показать и донести до детей красоту и мудрость русской культуры, а как это получиться зависит от нас. В своей работе мы используем русские народные сказки, которые вошли в учебный план и сказки, которые добавили, как дополнительную возможность использовать в детских спектаклях настольном театре и пластилиновой мультипликации.

 

Русские народные сказки и сказки русских писателей как лоскутки стеганного одеяла, такие разные, но соединяясь в одном узоре, несут в себе истоки самобытной русской культуры. В нашем окружении все меньше людей, которые являются носителями старинных песен, ремесел уходит то что называется самобытностью, народным творчеством.

 

Сейчас мы наблюдаем недостаточное внимание и общения дошкольников с родителями, взрослые погружены в работу, порой даже в выходные, все чаще дети на кружках, охвачены дополнительным образованием. Общение у родителей с детьми часто сводятся к закрытым  вопросам: «Что ел?», «Вы гуляли?», а приходя домой порой дети погружены в гаджеты. Поэтому общение, игры, культурное провождение выходных, если нет бабушек, отходит на второй план.

 

Нами было принято решение вовлечь семьи воспитанников в театрализованную деятельность, создав единое развивающее пространство и сплотить коллектив родителей группы для развития, воспитания и социализации детей. Ведь детский сад решает различные задачи по развитию и воспитанию дошкольников.

 

Детский сад решает различные воспитательные задачи: помочь детям научиться взаимодействовать с окружающим миром, эмоционально откликаясь на различные его проявления; жить вместе, утверждая при этом собственную личность; выражать свои мысли, развивать речь; заниматься разнообразной творческой деятельностью. Детский сад выполняет воспитательную миссию, дополняя воспитание, получаемое в семье, благодаря применению научно выверенных принципов взаимодействия с детьми. [3, с.26]

 

Ведь совместная деятельность педагог-ребенок-родитель в театрализованной игре, является увлекательной и универсальной формой сотрудничества. У каждого участника такой совместной деятельности свои обязанности, роли. Дети, играя вместе со взрослыми в спектаклях, приобретают ценные навыки сотрудничества и общения, ведь любая театральная постановка — это взаимодействие актеров, режиссёра, костюмеров и других специалистов, требует общения и усилия всех участников в подготовке, проведении репетиций, изготовления атрибутов, декораций и костюмов. Благодаря участию семей воспитанников и их поддержке задачи нашей работы реализуются в полной мере, так как театрализованная игра развивает не только речь, но и творческие способности, формируют нравственные качества и самооценку.

 

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.

 

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. [1, с.10]

 

Каждый образ ребенок со взрослым прорабатываю, мимику, жесты, повадки. Порой дети не всегда примеряют на себя роли того или иного героя, особенно когда герой отрицательный, тогда на себя эту роль берут родители. С родителями так же проводятся репетиции, мастер классы, круглые столы, обсуждения, консультации и другие формы работы в рамках подготовки к спектаклям. Очень востребованы мастер-классы по изготовлению атрибутов из подручных материалов.

 

Нам было очень важно показать родителям каким образом можно использовать обычный материал (коробки, пластик) для создания декораций и сказочных героев, таким образом решить проблему в приобретение новой игрушки, которая на следующий день будет лежать без внимания, а придуманная история из подручных материалов может произвести на ребёнка неизгладимое впечатление и остаться в его памяти как прекрасно проведённое время с родителями. В детском саду дети учатся своими руками создавать сказку, играть и потом показывать через театр другим детям, взрослым. Таким образом в детях формируются креативность, неординарный подход к любой ситуации, творческое мышление, воображение, самостоятельность, свободное и яркое выражение своей индивидуальности. Воспитатель как проводник помогает детям раскрыть удивительный мир театра, в котором можно найти ответ на многие вопросы, посмотреть на сказку с другой стороны, приобрести опыт через ситуации с персонажами и соприкоснуться с игрой в спектакле.

 

Каждая наша постановка спектакля, это бурные обсуждения при подготовке к выступлению. Воспитатель предлагает детям поставить спектакль, только вместо кукол они играют сами, дети самостоятельно выбирают роли, обсуждают, что им нужно для спектакля. Родители помогают с декорациями, костюмами, берут на себя сложные для детей роли, которые порой дети не хотят играть. На спектакль приглашают детей из других групп младше возрастом и сотрудников детского сада. После показа все актеры с педагогом и родителями вместе совещаются кто и как играл. Все мнения учитываются и фиксируются в блокнот. Наши театральные вечера вошли в традицию. Дети не только выступают в спектакле они пробуют себя в написании сценария, выбирают звукорежиссера, это не маловажный факт, если удачно подобрать музыку к сказке она заиграет новыми красками, режиссер следит за игрой актеров, декоратор отвечает за декорации, а костюмер за костюмы.

 

В процессе совместной деятельности   в рамках ранней профориентации дошкольников мы знакомим детей с разными профессиями, связанными с театром: гримеры, суфлер, художник-модельер, реквизитор, кассир и гардеробщик. Дети прекрасно запомнили фразу, услышанную на экскурсии в Театре Балтийского флота города Кронштадта, что «Театр начинается с вешалки», поэтому у детей возникало много вопросов, ответы на которые мы подготовили вместе с родителями, подготовив презентацию, подобрали мультфильмы по данной теме. 

 

После этого детям пришла идея «оживить» сказку, создать по мотивам «Три медведя» мультфильм. Создание мультфильмов — это увлекательное занятие с детьми старшего дошкольного возраста, все привыкли, что мультфильмы создаются в профессиональных мультипликационных студиях, ведь это трудоемкая и непростая работа, в которой принимают участие множество людей разных профессий, выполняющие свои определенные задачи, это и сценаристы, режиссеры, художники, операторы, аниматоры, монтажеры, звукооператоры). Но в нашем детском саду при создании мультфильмов участвует не только педагог, но и многие роли (задачи по профессиям) берут на себя дети.  Главное для педагога, не сам продукт, а командная работа, эмоции детей, приобретенные в процессе совместной деятельности знания, умения и навыки.

 

Воспитатели знакомят детей с техникой создания пластилиновой мультипликации, мы использовали книги Рони Орен «Секреты пластилина». «Каждый ребёнок легко может освоить технику и вылепить желаемые фигурки и предметы. Для этого нужно всего лишь правильно построить свои занятия, запомнить несколько простых правил и соблюдать необходимую последовательность в работе». [5, с.8] Сказочные персонажи сделаны детьми и вот начинается самое интересное создание мультфильма. Воспитатели показывают с помощью чего создаётся мультфильм — это фотоаппарат, штатив, программа в которой будет покадровая съемка. Воспитатели показывают детям как можно оживить фигурку, потом дети сами пробуют снять свой первый кадр. Видео — это начальный этап, следующий не менее сложный наложение голоса, фоновая музыка.

 

Готовый мультфильм мы показали детям в своей группе и провели показ с билетами в других группах. Дети, обыграли продажу биллетов и самостоятельно сделали афишу. Пригласили заведующего и других сотрудников детского сада на презентацию мультфильма.

В театрализованной деятельности открываются новые грани взаимодействия с семьей в контексте воспитания и социализации детей дошкольного возраста. Объединяя свои усилий педагоги с родителями создают интересную и эмоционально насыщенную развивающую среду для детей дошкольного возраста, что способствует их развитию, самореализации и умению общаться со сверстниками и взрослыми.

 

Список литературы:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М.1991 г.,-127 с

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка -М. 2005г. -512 с

3. Дододина Н.В., Евдокимова Е.С., Кудрявцева Е.А., «Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей», -М. 2018г., -200 с.

4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод, пособие,-М. 2006г. -126 с.

5. Орен Рони, Секреты пластилина, серия Академия дошколят -М.2020 г., -92 с.

6. Эльконин Д. Б.Психология игры. -М.: Владос,