Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года)
Автор: Безверхова Ирина Станиславовна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 37 лет, высшая квалификационная категория.
Задача, стоящая перед школой, заключается, в первую очередь, во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.
Обоснованием применения проектной методики как педагогической технологии можно считать то, что:
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и через активные способы действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, анализ, синтез) направлена на реализацию личностно ориентированного и системно-деятельностного подхода.
Применение проектной методики особенно актуально при переходе на ФГОС и формировании универсальных учебных действий (УУД) учащихся общеобразовательной школы.
Если в процессе овладения иностранным языком применять проектную методику, то ожидаемым результатом этого процесса может быть:
Проектная методика как современная педагогическая технология обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а следовательно, и развитие вторичной языковой личности .
Обозначим существенные методические выводы, лежащие в основе проектного обучения как современной педагогической технологии на этапе творческого применения языкового материала.
Признаками проектной методики как новой личностно ориентированной технологии являются:
Анализируя вышесказанное, определим основные принципы использования проектного обучения ИЯ.
1. Принцип коммуникативности
Личностно значимое, мотивированное речевое высказывание учащегося в проектной деятельности является главным условием, которое служит наилучшей предпосылкой формирования речевой деятельности говорения.
В процессе проектного обучения учащиеся:
2. Принцип ситуативной обусловленности
Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации. В процессе проекта организуется совместная работа учащихся на личностно значимые темы: “ How to be Healthy” “Our School of Tomorrow”, “My Dream family” и т. д.
3. Принцип проблемности
В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:
Необходимо отметить, что успешное решение личностно значимой проблемы предполагает интеграцию знаний из других областей. Так, после изучения темы «Образование» (“Education”) учащимся предлагается составить проект “The schools of tomorrow” «Школы будущего», взяв все положительное, что есть в школьном образовании России и других стран. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную деятельность учащихся.
4. Принцип соизучения языка и культуры
Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся.
5. Принцип автономности
Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
При этом уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранных языков рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком.
Выделяются следующие интеллектуальные, творческие, коммуникативные умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.
Рассмотрим таблицу этапов проектирования (табл. 1).
Таблица 1. Этапы проектирования
Этапы |
Содержание |
Деятельность |
Деятельность |
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
|||
Этап мотивации и целеполагания |
а) определение темы; |
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. |
Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. |
Этап планирования |
а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез; |
Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. |
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. |
Этап принятия решений |
а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»); |
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. |
Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит. |
2. ОСНОВНОЙ |
|||
Этап выполнения проекта |
Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. |
Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. |
Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося. |
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ |
|||
Этап защиты проекта |
а) подготовка и оформление доклада; |
Защищают проект. |
Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника. |
Этап проверки и оценки результатов |
а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач); |
Коллективный самоанализ проекта и самооценка. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Современный подход к вопросу классификации проектов прежде всего определяется рядом общедидактических принципов.
Рассмотрим таблицу классификации современных проектов (табл. 2).
Таблица 2. Классификация современных проектов
Общедидактический принцип |
Типы проектов |
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности. |
Исследовательский |
Творческий |
|
Ролево-игровой |
|
Информационный (ознакомительно-ориентировочный) |
|
Предметно-ориентировочный |
|
Предметно-содержательная область |
Монопроект |
Межпредметный |
|
Характер координации проекта |
С открытой координацией (непосредственный) |
Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект) |
|
Характер контактов |
Внутренний (региональный) |
Международный |
|
Количество участников проекта |
Личностный |
Парный |
|
Групповой |
|
Продолжительность проведения |
Краткосрочный |
Средней продолжительности (1–2 мес.) |
|
Долгосрочный (до года) |
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.
Список используемой литературы: