СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №26(2021 год) » Дистанционное обучение. Идеи и педагогическая практика


Батерина Ю.Г.,Трикоз А.Е. Дистанционное обучение английскому языку в довузовских военных училищах

Автор: Батерина Юлия Геннадиевна, преподаватель отдельной дисциплины (иностранные языки), Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Кронштадтский морской кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации", стаж работы 18 лет, первая квалификационная категория.

Автор: Трикоз Анастасия Евгеньвна, преподаватель отдельной дисциплины (иностранные языки), Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Кронштадтский морской кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации", стаж работы 14 лет, первая квалификационная категория.

21 век можно смело назвать временем, когда информационные технологии стремительно проникли во все сферы жизни.  Прогресс в области современных компьютерных и информационных технологий ввел в наш обиход много новых терминов, о которых мы  недавно не имели ни малейшего представления, поскольку ранее они просто не существовали.

 

Наше общество и  практически все сферы нашей жизни цифровизованы. У каждого из нас есть смартфон, планшет или ноутбук, помогающий за считанные минуты найти необходимую информацию в глобальной сети Интернет, оплатить счёт за квартиру или совершать покупки, не вставая с дивана. Современное  поколение не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, постоянного выхода в онлайн, общения в мессенджерах и социальных сетях. Даже у маленького ребенка, который еще только ходит в садик, есть телефон, или хотя бы, он уже может на нем играть. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы, но образовательные организации только делают первые шаги, чтобы стать цифровыми.

 

Появление Интернета позволило по-новому взглянуть на организацию учебного процесса, так как появилась совершенно новая возможность  - изучать английский дистанционно, то есть без непосредственного контакта с преподавателем.

 

Современные информационные технологии и ресурсы существенно облегчили и упростили процесс изучения иностранных языков, на помощь учащимся пришли электронные словари, энциклопедии, сайты, которые позволяют  сократить время на поиск необходимой информации. В наши дни стало возможным отказаться от посещения уроков и лекций  и успешно заниматься изучением английского дистанционно, то есть в домашних условиях.

 

Дистанционное обучение – это такое обучение, которое базируется на  взаимодействии удаленных друг от друга преподавателей и обучающихся, имеющим место быть с помощью интерактивных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: задачи, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по их месту нахождения или  пребывания возможности освоения основных и дополнительных  образовательных программ среднего общего образования.

 

Дистанционное обучение английскому языку развивается стремительно и, не исключено, что в будущем сможет вытеснить очное образование,  занимая все более прочные позиции в системе языкового образования.  Это объясняется все большей доступностью Интернета  и его широким применением в рамках учебного процесса. Онлайн уроки широко востребованы в ведущих странах мира. Довузовские военные училища также, с недавних пор, имеют опыт проведения уроков в режиме реального времени.

 

Дистанционное обучение  – это способ обучения, характеризующийся рядом особенностей, а именно:

  •  удаленностью преподавателя и обучающегося;
  • коммуникативная направленность, применение коллективных форм обучения;
  • акцент на самостоятельную  образовательную деятельность;
  • мультимедийность  новых информационных технологий.

 

  На данный момент обучение английскому языку в довузовских военных училищах проходит на базе платформ ZOOM и при помощи программы Скайп. ZOOM – это  платформа для проведения онлайн конференций и видео лекций  в формате высокой четкости. 

 

Сервис  ZOOM содержит много возможностей для совместной работы:  видеоконференция на 100 участников, 40 минут локальной записи одного мероприятия, чат, демонстрация экрана,  доска, виртуальный фон и многое другое. Для проведения онлайн - урока преподавателю, как организатору конференции необходимо зарегистрироваться на сайте и создать свой личный кабинет.

 

Учащимся для подключения к уроку регистрация не требуется, нужно лишь скачать и установить приложение на телефон или компьютер. Так как каждый обучающийся снабжен личным ноутбуком, и учебный процесс происходит в формате один кадет - один ноутбук, установить данную платформу для каждого ученика оказалось несложным. Интерфейс сервиса позволяет всем пользователям смотреть на собеседников и слушать их. Картинка по умолчанию переключается на говорящего. Если  вы не хотите, чтобы вас слышали или видели, можно отключить видео или звук. Саму конференцию можно записать.

 

  Преимущества платформы ZOOM для онлайн - обучения кадет следующие:

  • диалог и общение в режиме реального времени;
  • использование  интерактивной доски;
  • возможность демонстрации презентации;
  • возможность прослушивания аудирования;
  • настройка анимации слайдов;
  • возможность общения в чате, в котором можно писать сообщения, обмениваться   файлами;
  • контроль за посещением кадет;
  •  можно производить запись урока как на компьютер, так и на облако.

 

Альтернативой платформе ZOOM-является программа Скайп, которая  также практикуется для проведения уроков английского языка в удаленном режиме.

 

Рассмотрим некоторые возможности мессенджера, а именно:

  • коммуникацию с помощью веб-камеры в Скайпе можно организовать до 25 человек - практически целый класс;
  • преподаватель и обучающийся могут обмениваться текстовыми сообщениями в ходе урока;
  • самые важные разговоры или лекции можно зафиксировать с помощью функции записи звонка;
  • отправка файлов, изображения, видео;
  • возможность  запланировать звонок, чтобы обучающийся не забыл о занятии.
  • возможность демонстрации презентации;
  • возможность прослушивания аудирования.

 

Но, несмотря на техническое оснащение довузовских военных училищ и высокую цифровую грамотность преподавателей, при организации уроков английского языка мы столкнулись с рядом сложностей, как преподавателей, так и обучающихся в получении знаний в онлайн формате.

 

«Живой» контакт необходим обучающемуся не только для разъяснения и усвоения нового материала, но и как основной  мотивирующий  фактор образования в целом. При дистанционном общении мы можем лишь довольствоваться диалогом с «экраном».

 

Отсутствие прямого взаимодействия «преподаватель – обучающийся», недостаток живой речи и эмоционального обмена информацией, ухудшают восприятие материала и снижают степень восприятия и  понимания пройденного на уроке английского языка.  Поэтому дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде. Обучение английскому языку, предполагает большое количество практических занятий, устной речи и монологических высказываний, что дистанционно затруднено. Даже самые современные  электронные ресурсы и онлайн тренажеры не заменят будущим военным и  преподавателям «живой» практики.

 

Также, к минусам удаленного образования можно отнести невозможность идентификации ученика в процессе контроля знаний. Дистанционный формат обучения не предоставляет качественное взаимодействие преподавателя с обучающимся при проверке пройденного материала. Более того,  при дистанционном обучении доля списываний и фальсификаций может резко возрасти. Фактически, преподаватель не видит, как занимается ученик, самостоятельно ли он выполняет все задания или с чьей-либо помощью. Поэтому существуют сложности с оценкой домашнего задания и общего рейтинга кадет.

 

Не менее важным пунктом в перечне недостатков онлайн-обучения выступают технические трудности. Особенно эта проблема актуальна для отдалённых регионов с низким качеством Интернет-соединения.  Не все образовательные учреждения оснащены методическим инструментарием в электронном виде и программами для онлайн - контроля знаний в том объёме, который необходим для получения качественного образования. Данный факт, конечно же, усложняет образовательный процесс: учащимся приходится искать возможности подключения к сети. Но, материально-техническое обеспечение довузовских училищ, позволяет реализовывать дистанционное обучение английскому языку, используя: персональные ноутбуки, выделенные каждому обучающемуся; интернет-ресурсы, используемые при самостоятельной работе.

 

Следующая сложность-это отсутствие самомотивации и самодисциплины.

 

Не у каждого обучающегося достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Зачастую, воспитанники военных училищ  выбирают профессию неосознанно, а по совету родителей. Они еще не сталкивались вживую с той профессией, которую выбрали для себя. И, как следствие, отсутствие осознанного желания скорее к ней приступить, к чему приведет лишь успешное обучение.

 

Особенно это важно для младших курсов, которые еще не до конца поняли местные правила и устав и не знают, насколько важна самостоятельная работа.

 

Сейчас плюсы дистанционного обучения в довузовских военных училищах  для тысяч преподавателей не так очевидны. Кажется, что дистанционное обучение – это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Рассмотрим некоторые из них.

 

Первая особенность состоит в том, что кадеты учатся самообразовываться, что не мало важно в современном мире. Умение находить информацию любыми способами, позволяет расширить  знания, кругозор, а также придаёт мотивации для дальнейшего обучения. Такое образование имеет огромное значение не только в жизни обучающегося, основной труд которого - учёба, но и во взрослой жизни.

 

С приходом дистанционного образования у каждого преподавателя появился шанс освоить новые технологии и по-новому взглянуть на устаревшие методы преподавания. Умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций повышает нашу  ценность  и дает шанс научиться чему-то новому.  Ведь, чем больше  информационных технологий использует в своей деятельности преподаватель, тем интересней для него педагогическая работа, тем увлекательней познавательная деятельность учащихся, тем больше возможностей индивидуализировать образовательный процесс.

 

Дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе: онлайн-игр, викторин, интерактивных заданий на сообразительность. Не будем забывать, что для обучаемых младших курсов игра  –  самый естественный способ познания мира. Да и старших курсов такие задания нравятся гораздо больше сухих заданий из учебника. Игры не только делают обучение увлекательным-они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности.

 

Главное, что дает нам дистанционное образование – это время. Теперь, когда большая часть общения с учениками происходит в рамках реального времени, у обучающихся появилось больше времени, чтобы обдумывать ответы на  вопросы. Ведь никто не заставляет отвечать немедленно, рискуя ошибиться, вы можете свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный ответ. Это делает отношения преподавателя и учеников более  непринужденными, дружескими. Также, более медленный и размеренный ход урок помогает найти индивидуальный подход к каждому ученику. Бывает, что стеснительный ученик не  активно работать в классе, под пристальным взглядом преподавателя и однокурсников, а находясь на дистанционном обучении, ученик чувствует себя более свободно, когда преподаватель за «экраном» и есть возможность задавать вопросы в чате, или отправить выполненное домашнее задание на электронную почту. Дистанционное обучение  –  неплохой шанс, узнать своих учеников поближе.

 

Также, одним из преимуществ онлайн обучения является автоматизация бумажных процессов, с которыми современные преподаватели сталкиваются каждый день. Одним словом, цифровые технологии способны взять на себя выполнение самой скучной части работы преподавателя. Например, проверку домашних заданий и составление индивидуальных заданий для сильных и неуспевающих кадет. Эта система проста в использование: преподаватель заходит на сайт, выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку ученикам, а потом просто смотрит на том же сайте, как они справились с ним, и оценку, которую получил каждый.

 

Обучение в довузовских военных училищах на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, если кадет заболел, достаточно только включить компьютер, планшет или ноутбук, присоединиться к виртуальной конференции, и ты фактически готов  присутствовать на занятии. И это без вреда для здоровья. Получается, прогулы могут быть сведены к минимуму. Поэтому именно дистанционное обучение помогает даже во время долгой болезни или невозможности посещать занятия английского языка, оставаться в общем потоке и не отставать от других.

 

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей, с которыми сталкиваются и преподаватель, и обучающийся при организации и проведении дистанционных уроков по английскому языку, дистанционное обучение  имеет место быть.

 

Цифровизация военных довузовских училищ, вряд ли, приведет к замене преподавателя, напротив, информационные технологии разгрузят преподавателя и высвободят время на обучающих. Преподаватель и учебники теперь не единственные носители информации. Любую информацию можно найти в устройстве, которое лежит в кармане каждого кадета. Поэтому преподаватель должен стать неким проводником в необъятном пространстве информации, помогать обучающимся отделять важное от неважного, правду от вымысла.

 

Список источников

  1. Владимирова Л.П. Интернет ресурсы на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2002 – №3. – С. 39-41.
  2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 2018. – 368 с.
  3. Густырь А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2016.
  4. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет. // ИЯШ. – 2019. – №1. – С.13-34.
  5. Егорченкова Е.Я., Завьялова А.Г., Кравченко А.В. Формирование самообразовательной компетенции по иностранному языка уроках английского языка. // ИЯШ. – 2018. – №3. – С. 49-53.
  6. Овсянников В.И. Структура дистанционного образования.//Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2017. - С.51.
  7. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2017. -№5. -С. 7-12.
  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. - М.: Изд. Центр "Академия", 2019. - 272 с.