СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (Июнь 2025 года) 


Абдурахимова А. А. Сказка как способ преодоления дизорфографии у младших школьников общеобразовательной школы

Автор: Абдурахимова Анна Алексеевна, тьютор

В современных взглядах дизорфография определяется, как сложное комплексное нарушение речи, возникающее и проявляющееся у детей в процессе школьного обучения грамоте.

К симптомам дизорфографии относятся: сложности при запоминании и дифференциации таких терминов, как «звук», «слог», «слово» и др.; невозможность овладеть системой умозаключений и суждений, а также операций и действий по их осуществлению; неспособность ребенка к самостоятельному пересказу содержания орфограммы; неспособность ребенка определить орфограмму в слове; трудности усвоения способов и операций проверки слов; неспособность детей выделять ошибкоопасные места в словах; неспособность совершать самопроверку.

Проблема устранения дизорфографии у младших школьников находится на этапе поиска оптимальных путей, методов и приемов создания целостной системы педагогической коррекции. Увеличение числа детей с дизорфографией, усложнение симптоматики и механизмов дизорфографии, отрицательное влияние нарушений письменной речи на школьную адаптацию детей вызывает острую потребность создания комплексной оптимальной системы коррекции нарушений в овладении орфографией.

Устранение дизорфографии очень сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, несмотря на знание правил, допускают множество ошибок. Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. С помощью сказки можно передать ученику учебный материал, а также развить у него практические умения и навыки. Преобразовав правила русской орфографии и пунктуации в сказочные образы и сюжеты, можно добиться как развития познавательной активности ученика, так и развития его творческих способностей и личности в целом.

Сказки благотворно влияют на отношение учащихся к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Благодаря сказке, лучше усваиваются и автоматизируются знания, улучшается память, на усвоение правил орфограмм. Они способствуют развитию у детей чувства слова. Они позволяют преподать материал в доступной, интересной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся.

Чтобы добиться положительного результата в работе с детьми, имеющими проблемы с орфографией, важно использовать сюжетно-тематическую организацию занятий со сказочной тематикой т.к. данные занятия более целесообразны для активизации речи, коррекции звукопроизношения, развития познавательных процессов.