Сетевое взаимодействие в образовании — это что такое?
Сетевое взаимодействие в образовании — это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.
Это усилия разных образовательных учреждений по централизации ресурсов.
Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты. Сетевое взаимодействие в системе образования особенно развито в средней и старшей школе.
Благодаря анализу практики сетевого взаимодействия были закреплены базовые принципы его создания с социальными стратегическими партнерами:
Cетевое взаимодействие в дополнительном образовании обладает определенными параметрами:
Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования позволяет объединять усилия школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка.
Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования подразумевает корректировку графика внеурочных занятий с учетом расписания уроков в обычной (общеобразовательной школе).
Школа, дворцы творчества, спортивные школы, студии, секции, выступают в этом случае как единая образовательная и воспитательная система.
В подобной ситуации учащийся (воспитанник) имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях.
Сетевое взаимодействие в районной системе образования Кронштадта это:
Нормативно-правовой базой для сетевого взаимодействия является Соглашение (или договор) о сетевом взаимодействии и сотрудничестве.
Сетевое взаимодействие позволяет использовать ресурсы:
Кадровые ресурсы — высококвалифицированные педагоги и методисты, владеющие современными педагогическими технологиями; специалисты по образовательным технологиям, методикам обучения в системе ФГОС, методикам в повышении профессиональной компетентности педагогов, эксперты в области оценки профессиональных квалификаций.
Информационные ресурсы — базы данных, аккумулирующие информацию о новейших педагогических технологиях, тенденциях и разработках в сфере образования, об изменениях требований к качеству профессиональной подготовки и т.д.
Материально-технические ресурсы — специализированные помещения (лекционные залы, компьютерные, учебные кабинеты).
Учебно-методические ресурсы – основные и дополнительные образовательные программы, модули по современным педагогическим технологиям и методам их освоения; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и учащихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы.
Социальные ресурсы — налаженные партнерские связи с образовательными учреждениями; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями т.д.
В педагогической практике Кронштадта такие понятия, как партнерство, сеть, встречаются достаточно часто. Сеть представляет собой совокупность образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие в образовании — это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:
В образовательную сеть Кронштадтского района входят:
Заключены договоры о сетевом взаимодействии между ОО и ГБУ «Централизованная библиотечная система Кронштадтского района СПб» (пример договора: Договор о сотрудничестве с ГБУ Централизованная библиотечная система Кронштадтского района СПб.pdf ). Предметом договора является проведение мероприятией библиотекой для учащихся ОУ.
В рамках договора о взаимодействии между школами и ГБУ «Музей истории Кронштадта» проводятся совместные мероприятия, целью которых является воспитание патриотизма, экологического сознания, ознакомление с памятниками истории и культуры, формирование познавательного интереса к духовно-нравственной культуре (пример договора: Договор о сотрудничестве с ГБУ Музей истории Кронштадта.pdf ).
В рамках договоров о сотрудничестве школ и Детского морского центра Кронштадтского района «Юный моряк» проводится совместная деятельность в сфере воспитания традиций патриотизма и любви к Отечеству (пример договора: Договор о сотрудничестве с ГБУ ДО ДМЦ Юный моряк.pdf )
Предметом договора между школами и учреждением дополнительного образования детей ДДТ «Град чудес» является организация массовых мероприятий.
В районе организованы сетевые сообщества:
Для организации единой цифровой образовательной среды создан портал «Цифровая образовательная среда Кронштадта», аккомулирующий цифровые образовательные ресурсы учтердений района.
Ссылка на раздел сайта СОШ№425: http://school425.ru/index/centr_proektov_i_socialnykh_iniciativ_quot_spros_quot/0-243
В районе в рамках сетевого взаимодействия в 2020 г. проведены:
1. Районные педагогические чтения «Лучшие практики развития познавательного интереса обучающихся» (образовательные площадки СОШ№422, СОШ№423, СОШ№425, ГБДОУ № 14, НШ-ДС № 662, ДДТ «Град чудес»)
2. Районный конкурс педагогических достижений
3. Обучение по программе повышения квалификации «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОО В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА», в ходе которого лучшие воспитатели ДОУ провели мастер-классы на площадках своих учреждений
4. Районные сетевые образовательные проекты дя школьников:
Участниками районных сетевых проектов стали учащиеся и педагоги всех школ района.
5. Проведение районного этапа Всероссийкой олимпиады школьников
6. Форум проектов школьников «Будущее начинается сегодня»
7. Научно-исследовательская конференция школьников
Таким образом, сетевая организация образовательных ресурсов выступает одним из стратегических решений при модернизации системы районного образования.
Дополнительные материалы: