Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №3 (октябрь 2012 года) » Дистанционное обучение и сетевые проекты в образовании

Л.В.Гонцова. Интернет-технологии международного учительского сообщества. С чего начать работу с проектными партнерами?


Автор: Гонцова Людмила Викторовна, ГБОУ ИМЦ Кронштадтского района Санкт–Петербурга, методист, стаж работы
38 лет, высшая квалификационная категория.


   Испытываю чувство вины каждый раз, когда на своем сайте вижу письмо Мерви Туовинен из финской школы, где директором работает Тимо Сойни. Тот самый Тимо, что привозил в Кронштадт группы школьников и учителей более двадцати раз. Его многие учителя знают и помнят. Чувство вины вызвано тем, что возможность сетевого сотрудничества в прошлом учебном году была упущена.

Предложения Mervi Tuovinen касались работы в сетевых международных проектах. Она писала в своем письме:

,,… мы обсуждали, как продолжить наше сотрудничество в сети Интернет. Вот то, что мы  обсуждали с некоторыми из наших учителей.

          Классы 7, 8 и 9. Наиболее простым способом является  электронная почта. Мы могли бы отправлять вопросы и задания по электронной почте и получать ответы.  

          Платформа, которую использует наша школа, Live@edu. Она достаточно проста в использовании. Каждый   может  создать там собственные страницы, но проще для школы, если есть модератор, который управляет виртуальной платформой. Также мы можем использовать E-Twinning (http://www.etwinning.net).

          Наша школа участвует в проекте ЮНЕСКО-ASP «Всемирное наследие и Балтийское море». Было бы очень  хорошо  организовать сотрудничество в  данном  проекте. Начать можно так:

- Школьники  могут отправлять электронные письма на уроках английского языка, а учителя будет контролировать это.

- На уроках по  домоводству  можно организовать обмен информацией о национальной кухне.  Например,  приготовить что-то, а затем отправить фотографии с рецептами того, что хорошо удалось.

- На уроках географии и истории  мы могли бы обмениваться информацией  о России и Финляндии. Можно   использовать Google Map.

- На уроках биологии и химии  ребята тоже работают  в проекте ЮНЕСКО-ASP. Мы  проводим простые исследования, касающиеся качества воды в Балтийском море и в Ботническом заливе.   Русская группа  может делать что-то подобное в России. Позднее мы могли бы начать использовать более сложные виртуальных платформы.
  Я бы также хотела услышать, какие идеи есть у вас. Надеюсь, что наше сотрудничество станет  интенсивным!»

   Сотрудничество не получилось интенсивным! Честно говоря, оно не получилось в сфере сетевых проектов почти совсем. Попытка была только у школы 425, создавшей проектный блог с киевской школой,  но и она не была доведена до логического конца. Очень жаль не использовать  возможность проектной работы в сети Интернет , имея  таких надежных, проверенных временем ( в 2012 году исполнилось 20 лет дружеских связей со школами округа Оулу/Финляндия) партнеров.
   Сказывается то, что сих пор в наших  школах  не уделяется должного внимания проектной работе. Я столкнулась с тем, что при аттестации педагогов, проектная деятельность не учитывается вовсе. Мы не могли найти раздел аттестации, куда бы ее можно было отнести! Может быть, к общественной работе?
   Для сравнения, в шведских школах проектной работе, особенно международной,  дается целый год учебного времени. Зарубежные коллеги говорят, что умение работать в проектах  дает рабочие места трети трудоспособного населения. Пора и нам задуматься!
   Конечно, педагоги, желающие работать в международных проектах,  неизбежно сталкиваются с рядом объективных трудностей, которые без конкретной моральной, материальной и информационной поддержки сложно преодолеть. Проще говоря, большинство учителей не готовы к такому сотрудничеству, которое требует знания английского языка,  навыка проектной работы с использованием ИТ, вообще высокой квалификации, но  недостаточно  оценивается при аттестации.
   Для методического сопровождения педагогов, которые хотят работать в международных проектах и включиться в международное профессиональное взаимодействие на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного педагогического профессионального образования центра повышения квалификации специалистов Кронштадтского района  Санкт-Петербурга "Информационно-методический Центр" созданы курсы ДО на платформе Мoodle.

   В ИМЦ можно записаться на курсы ДО:

  1. Разговорный английский язык
  2. Блог учителя-предметника.
  3. Создание учебных курсов ДО на платформе Мoodle.

   Занятия будут проводиться дистанционно в сочетании с очными консультациями на базе компьютерного класса ИМЦ. При определенном старании курсы помогут получить много полезных навыков и умений, которыми давно пользуется международное учительское сообщество в пространстве Веб 2.0, принципиальным отличием которого является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю.
   Нужно сказать, что метод проектов внедряется в образовательную практику России благотворительной программой Обучение для будущего. В 2010 году группа из 20 педагогов Кронштадта прошла обучение в рамках этой программы. На контрольном тестировании все представили презентации и публикации своих локальных проектов. Педагоги научились ставить проблемные вопросы проекта, определять его задачи, освещать ход проектной работы, оценивать результаты.

   Где можно найти тему для международного проекта?

   Можно придумать самим. Например, начать с конкурса чтецов на английском языке. Лучшие записи выложить в youtube или на общем сайте. Многие учителя так и делают. Интересен  ломоносовский проект на «Началке». Клуб сетевого взаимодействия при РЦОКоИТ представил Пушкиногорский проект (Москва-Питер-Таллин). Почитайте!

   Есть сеть E- Twinning для проектных партнеров. Правда, она рассчитана на страны ЕС, так как финансирование на проектную деятельность получают только школы и учителя из стран Европейского Союза. Но на их сайте http://www.etwinning.net  можно найти описание огромного количества проектов для разных возрастных групп и по различным темам (на английском языке!).

   Пример проекта: Earth Friends/ «Друзья Земли» на http://www.etwinning.net
   Проект связан с экологией, туризмом и культурным наследием. Планируется организация различных мероприятий: сбор сырья, сортировка мусора , организация экскурсий, конкурсов и мероприятий, способствующих экологичному стилю жизни, выпуск школьных газет, создание веб-сайтов и организация тематических мероприятий. Проектные материалы используются на уроках, внеклассных мероприятиях в рамках инновационных программ. Английский язык является языком общения. Проект дает знания о природе, истории и культуре стран - партнеров, улучшает навык работы с компьютером, способствует сотрудничеству с организациями, ответственными за окружающую среду. Сайт проекта, газеты, альбомы и растения вокруг школы - продукт проекта.

Темы: Экологическое образование, иностранные языки, география, ИКТ
Язык: английский

 Возраст учеников: 11 – 14 лет

 Инструменты: электронная почта, компьютерные программы.

Цели и задачи: знакомство с проблемами, связанными с природой, экологией и туризмом;

   Еще есть Scratch, новая среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные интерактивные истории, игры и модели. Этими произведениями можно обмениваться с сообществом автором Scratch-проектов по всему миру. В Scratch можно играть с различными объектами, видоизменять их, перемещать по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. В этой среде ученики не используют готовые компьютерные игры, а конструируют свои собственные игры, истории и модели.

   Можно организовать проектную работу в виде образовательного веб-квеста. Разрабатываются веб-квесты для интеграции Интернета в учебный процесс. Квесты могут быть для кратковременной (одно-три занятия) и длительной работы (возможно, на учебный год). Результатом работы с веб-квестом может быть публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов. Для учащихся важна игровая составляющая заданий квеста.

   Имеются образовательные сайты, которые постоянно предлагают участие в различных учебных проектах, например, сайты:

Education Galaxy

 http://edugalaxy.intel.ru

 http://www.intel.ru/edugalaxy

«Открытый класс»

 http://www.openclass.ru

  и другие.

   Некоторые полезные подсказки, касающиеся оформления проектной документации, можно найти в методичке «С чего начать работу с проектными партнерами?» , Л.В.Гонцова, методист ИМЦ, г.Кронштадт, которую можно скачать на сайте международного сотрудничества ОУ Кронштадта.

   В методичке есть информация о том, как создать визитную карточку проекта, публикацию и презентацию для представления проекта участникам и заинтересованным лицам,  поставить вопросы, направляющие проект: 

            Основополагающий вопрос (Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить темы нескольких образовательных направлений или предметных областей )

            Проблемные вопросы учебной темы (Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в ходе проекта) 

            Учебные вопросы (Вопросы по содержанию учебной темы) 

            Очень важно определить задачи, ожидаемые результаты и методы оценивания, а также материалы и ресурсы, оборудование, необходимые для проекта.

   В методичке даны ссылки на сайты и сервисы, полезные в проектной  работе, такие как http://www.bobrdobr.ru – БобрДобр (русский интерфейс) и http://Del.icio.us – Делишес (английский интерфейс) для работы с закладками.

   О сервисах речь пойдет и на занятиях курсов ДО, если вы захотите заняться проектной деятельностью.

   В заключение, хочется сказать следующее. Все получится! Только нужны настойчивость, терпение и, конечно, не следует забывать о золотых правилах поведения в международных проектах.

  1. Излагайте мысли просто и коротко.
  2. Обменяйтесь как можно большим количеством адресов. Это сделает сотрудничество более тесным.
  3. Всегда отвечайте на письма! Если нет времени на детальный ответ, напишите, что получили письмо, но ответите на вопросы позднее.
  4. Не забывайте о межкультурных различиях. Будьте терпимы.
  5. Не забывайте о сетевом этикете.
  6. Придерживайтесь установленных сроков. Если не успеваете по времени, обязательно сообщите об этом партнерам.
  7. Договоритесь о сетевых инструментах, которыми будете пользоваться. Учитывайте возможности партнера.
  8. Постарайтесь лучше узнать друг друга. Взаимное уважение и доверие является основой сотрудничества.
  9. Не бойтесь задавать вопросы! Ответы на вопросы принесут ясность и взаимопонимание.

Ресурсы:

1. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю/ Е. Д. Патаракин – М: Интуит.ру, 2006. – 64 с. : ил. - Учебно-методическое пособие

2. Быховский Я.С, Коровко А.В., Патаракин Е.Д. «Учим и учимся с Веб»

Сетевые  ресурсы:

1. Дистанционные курсы для участников международных проектов на базе ИМЦ г. Кронштадта http://moodle.ostrovint.spb.ru/

2.Методичка  «С чего начать работу с проектными партнерами?», Л.В.Гонцова, методист ИМЦ, г.Кронштадт,
http://www.ostrovint.spb.ru/downloads.php?cat_id=1

http://www.facebook.com  - программа для удаленной  связи

http://edugalaxy.intel.ru/

http://www.iteach.ru/

http://twitter.com -  программа для удаленной   связи и создания  микроблогов                                    

http://www.bobrdobr.ru – БобрДобр (русский интерфейс)                                                            

http://Del.icio.us – Делишес (английский интерфейс)

Посмотрите примеры закладок, которые собирают учителя и ученики: 

http://www.bobrdobr.ru/people/wpkor/index.html

http://www.bobrdobr.ru/people/krupoderova/index.html

http://bobrdobr.ru/people/tevg/index.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Education 

http://ru.wikipedia.org/

Фотосервисы

http://Flickr.com – Фликр (английский интерфейс)

http://flamber.ru – Фламбер (русский интерфейс)   

http://picasaweb.google.com/ - Пикаса (многоязычный интерфейс) 

http://kalyamalya.ru – КаляМаля (русский интерфейс)