Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №3 (октябрь 2012 года) » Дистанционное обучение и сетевые проекты в образовании

Г.А. Герасимова, Н.Э. Смирнова. Об опыте использования облачных технологий в информировании и педагогическом просвещении родителей (опубликовано в сентябре 2016 года)


Автор: Герасимова Галина Анатольевна, ГБОУ начальная школа-детский сад №662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, учитель-дефектолог, стаж работы 34 года, высшая квалификационная категория.

 


Автор: Смирнова Неля Эйновна, ГБОУ начальная школа-детский сад №662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель, стаж работы 39 лет, высшая квалификационная категория.

 


Сегодня применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации российского образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без использования данных технологий и ни одно образовательное учреждение не может эффективно работать без них. Поэтому информатизация образования сегодня считается важным условием поступательного становления общества. Информационно-коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленным на получение конкретного результата. Они помогают педагогам в работе не только с детьми, но и с их родителями, так как одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Поэтому работа образовательного учреждения с родителями направлена на сотрудничество с семьями в вопросах развития ребёнка, на формирование общих подходов к воспитанию, на совместное изучение личности ребёнка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований и организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии дошкольника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду и за его пределами.
Стоит отметить, что традиционные формы работы с родителями, использующиеся в нашем учреждении, такие как родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, дни открытых дверей, проведение совместных мероприятий, оформление информационных стендов, буклетов, при всех их положительных характеристиках имеют объективные трудности. Это ограниченное количество времени у родителей для посещения родительских собраний, консультаций и индивидуального общения с педагогами. Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки, иногда не замечают объявления, не всегда знакомятся с материалами, представленными на информационных стендах. В век компьютерных технологий, где каждый владеет техническими средствами и может найти любую информацию, у педагога появляется возможность более обширного охвата родительской аудитории, поскольку данные технологии могут расширить возможности общения педагогов с родителями. Родительские собрания с использованием презентаций, фотографий, видеофильмов о жизни детей в группе, информационная пропаганда по вопросам воспитания и развития детей, индивидуальные консультации в режиме онлайн, видео-семинары становятся намного результативнее, если применять такие технологии, которые способны не только сделать родителей активными участниками образовательного процесса, но и сэкономить время для обеих сторон.
Использование информационно-коммуникативных технологий несет в себе образный тип информации, понятный всем участникам образовательного процесса. У родителей повышается мотивация к работе с ребенком в домашних условиях за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов, т.к. движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок.
Естественно, с каждым годом компьютерные технологии совершенствуются. Одним из эффективных направлений, идущих в ногу со временем ИК-технологий, являются облачные технологии. Облачные технологии являются альтернативой классической модели взаимодействия педагогов и родителей. Облачные технологии – это электронное хранилище данных в сети Интернет, которое позволяет хранить, редактировать, а также делиться интересными файлами и документами с нашими друзьями, родителями и коллегами. Они позволяют использовать для общения такие устройства, как ноутбуки, компьютеры, смартфоны, айфоны, мобильные телефоны и т.д.

Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. В настоящее время существует множество облачных сервисов, которые можно применять в образовательном процессе, в частности, для информирования и педагогического просвещения родителей. Привлекая разные Интернет-ресурсы, мы можем получить неограниченный объем информационного и развивающего материала, сохранить его на информационных носителях (диск, флеш-карта) и в дальнейшем использовать для повышения педагогических знаний родителей. Средства облачных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с семьями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:

1. В минимизации времени доступа родителей к информации.

2. В оперативном получении информации.

3. В возможности педагога продемонстрировать любые документы, фото, видео, аудиоматериалы.

4. В обеспечении диалога воспитателя и родителей, а также индивидуального и группового подхода в работе с семьями.

Документы, электронные письма, фотографии, видеоролики, консультации, картотеки и прочие данные участников образовательного процесса хранятся на различных удаленных серверах провайдера. К ним всегда можно получить доступ с любого компьютера, подключенного к Интернету, в любое время, в любом месте земного шара, где бы вы не находились в данный момент.

При информировании и педагогическом просвещении родителей целесообразно:

1.Создавать различные сайты: детского учреждения, педагогов, отдельной группы. Наличие у детского учреждения официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, проводимых мероприятиях, новостях.

Функционирование сайта нашего образовательного учреждения направлено на формирование целостного позитивного имиджа детского сада и информирование родителей об учреждении, педагогах и специалистах, образовательных услугах, мероприятиях, социальных партнерах ОУ.

Каждый родитель хочет как можно больше узнать о людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня. Познакомившись с новостями на сайте, у родителя складывается целостное представление о коллективе и жизни детского сада.

Организовать каждому родителю экскурсию по знакомству с материально-техническим обеспечением учреждения, оборудованием групп и кабинетов специалистов очень трудно. Благодаря страничке на сайте они могут увидеть фотографии созданных условий и предметно-развивающей среды групп и учреждения в целом, прочесть комментарии к ним.

Мы считаем, что обязательным является наличие на сайте контактов, позволяющих родителям оставлять свои отзывы, комментарии, задавать интересующие их вопросы. Благодаря их применению, происходит реализация принципа обратной связи – важнейшее условие в построении взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

2.Создавать группы «В Контакте», которые могут быть открытыми для членов группы и закрытыми для посторонних лиц. На страницах группы помещается разнообразная информация: полезные и интересные советы по обучению и воспитанию дошкольников, фотоотчеты, сведения о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях и многое другое. Например, в нашем учреждении для родителей детей с нарушением зрения создана группа «Почемучки», в которой воспитатели и тифлопедагог помещают игры и интересные задания для развития зрительного восприятия детей, освещают вопросы охраны и укрепления зрения, дают советы по организации питания ребенка со зрительной патологией, предлагают комплексы зрительной гимнастики для снятия напряжения и тренировки глазодвигательных мышц.

3.Выпускать электронную газету. Содержание газеты определяется образовательной темой месяца. Газета может содержать следующие примерные разделы:

- «О самом главном» с актуальной информацией, посвященной теме номера.

- «Советы по обучению и воспитанию», где размещаются статьи, подготовленные педагогами по определенной теме.

- «Новости группы», в которых содержится информация о прошедших и предстоящих событиях, праздниках, экскурсиях, важных мероприятиях группы.

- «Внимание! Конкурс!» - помещается информация для родителей о конкурсах, их результатах, фотографии поделок, творческих работ, представленных на конкурс, фото победителей.

- «Картотеки игр, стихов и заданий» в виде рекомендаций для организации совместной деятельности родителей с детьми дома.

Так, например, в марте была выпущена электронная газета группы, посвященная празднованию Масленицы. В ней представлены рубрики: «Масленица - один из любимых русских праздников» (актуальная информация), «Из истории праздника», «Обряды и традиции» (зимние игры и забавы), «Детям о Масленице» (советы и рекомендации), «Ой блины, блины, блины…» (различные рецепты изготовления), «Разучите стихи и пословицы о Масленице» (тексты), «Как мы Масленицу встречали» (о конкурсе рисунков). Преимущества газеты очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о деятельности дошкольной группы, опубликовать свои личные материалы из опыта семейного воспитания. Газета технологична и информативна – ее можно скачать, распечатать или просто унести с собой, почитать в любое удобное время (по дороге на работу, в метро, в автомобильной «пробке», в обеденный перерыв…).

4.Использовать сотовую связь. Преимущество в использовании сотового телефона – это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации, возможность в любой момент задать волнующий вопрос или сообщить о проблеме. В нашей группе имеется мобильный телефон, номер которого известен каждому родителю.

5.Общаться с родителями по электронной почте. Преимущества электронной почты в том, что родителям можно рассылать текущую информацию индивидуально, осуществляя личное взаимодействие с семьей. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию. Особенно важно общение по электронной почте с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время. Такой вид общения может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Обязательным является наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей. Сбор данных можно включить в анкету для родителей, где они по желанию указывают адрес своей электронной почты. Педагоги группы создают в Интернете почтовый ящик, придумывают простое имя, составляют список контактов, оформляют почтовый ящик. Пароль электронной почты родителям не сообщается, он известен только педагогам. При составлении писем родителям мы придерживаемся определенной структуры письма. Начинаем письмо всегда со слов «Уважаемые родители, предлагаем вам, приглашаем вас, напоминаем вам». Заканчиваем письмо своеобразной визиткой, например: «С уважением, воспитатели», «Ждем всех желающих», «Будем рады видеть вас» и т. д. В оформлении текста письма мы иногда вставляем картинки и фотографии. Но это необязательно, так как важно само содержание.

6.Общаться с родителями по Скайпу. На сегодняшний день это самая доступная технология для онлайн общения педагогов, родителей и детей. Для этого необходимо наличие установленной программы, средств передачи звука: микрофона и колонок или наушников. Педагог может не только устно рассказать о ребенке, но и показать специально приготовленную презентацию о нем, используя функцию совместного использования экрана. Добавление видеокамеры позволяет установить не только аудио, но и видео контакт между педагогами, родителями и детьми. Подводя итог нашей работы, мы хотим отметить, что для того, чтобы детский сад стал для родителей источником информации о развитии ребенка, жизни группы, осуществлял функцию педагогического просвещения, способствовал повышению педагогической культуры и укреплению детско-родительских отношений, необходимо, чтобы каждый педагог активно применял в своей работе облачные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей.

Облачные технологии позволяют образовательному учреждению стать открытым и являются общедоступным и универсальным средством общения  для всех участников образовательного процесса.

 Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. // Воспитатель ДОУ. - 2011.- №12.
  2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Москва, 2008.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями вДОУ. Методический аспект. Москва, 2007.
  4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.
  5. Поликарпова Юлия. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru

Следующая статья »