Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №3 (октябрь 2012 года) » Дистанционное обучение и сетевые проекты в образовании

А.А. Кималова. Сетевое сообщество как инструмент неформального образования педагога.


Автор: Кималова Анастасия Алексеевна, ГБОУ СОШ №425 им. академика П.Л.Капицы, магистр педагогики, учитель информатики и экономики, стаж работы 16 лет, высшая квалификационная категория.



   Одной из проблем информатизации образования в современных условиях является отсутствие эффективного механизма управления информационным обменом, сетевым взаимодействием всех субъектов образовательного процесса. Как показывает анализ ситуации, с одной стороны, существует хорошая ресурсная обеспеченность образовательных учреждений, с другой стороны, возможности сети Интернет для обеспечения информационного обмена используются в незначительной степени. Значительные возможности в разрешении обозначенного противоречия представляет использование потенциала сетевых сообществ. Сетевая организация способствует:

•преодолению автономности и закрытости субъектов;
•взаимодействию на принципах социального партнерства;
•выстраиванию прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей между управленческими структурами, профессиональными командами, педагогическими работниками, что обеспечивает полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей;
•согласованности связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия;
•учет информационных и профессиональных потребностей, эффективный информационный обмен.

   В этом смысле сети в образовательном пространстве выступают как интеграционный механизм, влияющий на качество образования и управленческую деятельность. В процессе сетевого взаимодействия в рамках деятельности сообществ, происходит не только распространение конкретных разработок, но также идет процесс диалога между субъектами региональной и муниципальной системы образования.
   Инновации в условиях сетевой деятельности приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией при отсутствии требования обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, позволяющего оценить уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим повышению результативности дальнейшей деятельности.(1)
   Рассматривая сетевые педагогические сообщества, следует помнить, что это профессиональные сообщества, что предполагает определенное направление деятельности и конкретные задачи, такие как:

•совершенствование системы учебно-методического обеспечения образования за счет сокращения сроков апробации и внедрения новаторских методов и учебно-методических материалов;
•совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров различных уровней;
•обеспечение широкому кругу заинтересованных лиц открытого доступа к информационным образовательным ресурсам и решению актуальных вопросов образования;
•создание сетевого образовательного сообщества ученых, руководителей образования и педагогов, ведущих работу по формированию содержания образования профессионального развития педагогов;
•создание модели многоуровневой адаптивной системы профессионального развития педагогов и их методической поддержки с помощью Интернет; •развитие контентных технологий формирования информационно-образовательного пространства (увеличения ассортимента и повышение качества предоставляемых образовательных услуг);
•организация совместной деятельности педагогов в единой образовательной информационной среде развитие портальных технологий формирования информационно-образовательного пространства.(2)

   Какую роль может играть сетевое педагогическое сообщество в обучении учителей будущего и поддержки учителей сегодня? Прежде всего, хочется заметить, что педагогическое сообщество является процессом взаимодействия, в нем происходит социальное обучение, потому что люди, которые участвуют в этом процессе, имеют общие интересы в некотором предмете или проблеме и готовы сотрудничать с другими, имеющими такой же интерес в определенный период времени. Продуктом этого процесса является совместное использование идей, решение типичных проблем и создание банка доступных новых знаний и опыта. Причем в каждом конкретном случае сообщество направлено на продуцирование знаний в зависимости от ценностно-смыслового образца сообщества. Мы считаем, что можно выделить следующие типы знаний:

•Экспертно-инструментальные (специальное знание в какой-либо области: информация о новых учебниках и пособиях, решение задач с помощью эксперта по данной теме, ориентирование в новых технологиях и методах обучения).
•Знания контекста (мировоззренческое, расширяющее возможности ориентации человека в окружающем мире: спектр мнений, обсуждение всего, что волнует учителей, новости образования).
•Зеркальное знание (знание о самом себе, получаемое в качестве обратной связи от других пользователей в сообществе).
•Знание поведенческих образцов (повседневные практики).
•Личностно-ориентированное знание (интерес к конкретному человеку, к его позиции, к его взглядам на ту или иную проблему).(3)

   При этом роль сообщества состоит в расширении знания, позволяя индивиду выйти за рамки своей ситуации, получить доступ к более широкому запасу знаний.
   Сообщество может быть формальным и неформальным. Ключевая особенность сообщества в объединении индивидуального и коллективного обучения в развитии общей практики. Ценность обучения происходит из коллективного желания продвинуться в обучаемой области. Эта общая приверженность к области и к группе людей, которые заботятся об этом, и является ресурсом обучения. Как правило, это имеет тенденцию создавать релевантные потоки информации. С течением времени общая история обучения так же становиться ресурсом участников общей практики: общий набор методов, инструментов, историй, понятий и перспектив. Основные пользователи сообщества - это непосредственно его участники, действующие индивидуально или объединяющиеся в группы. Если они не получают желаемого отклика со стороны сообщества, то они не будут в нем участвовать и оно может развалиться.
   Организационные условия предъявляют требования к среде и компонентам этой среды, в которой будет реализована образовательная деятельность педагога. В нашем контексте под средой понимается сетевое сообщество, которое выступает в роли инструмента неформального образования педагога. Так одним из важных компонентов среды выступают доступные информативные и обучающие ресурсы, которые были проанализированы для получения дополнительных данных о необходимых условиях, так как понимание сообществом ключевой роли технологий позволяет им быть интерактивными, успешными и постоянно развивающимися. Информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как средства для самовыражения посредством форумов, блогов; средства взаимодействия; средства создания и обмена знаниями, передовой практикой и опытом.      Соответственно, под педагогическими условиями будем понимать приемы и способы, в результате использования которых сетевое взаимодействие будет носить учебный, развивающий характер, будет обеспечена мотивация, активизация и организация деятельности учителя, рефлексия.
   К числу этих условий мы относим:

•Формирование положительной мотивации педагога к участию в сетевом сообществе, где интерес и социальные сервисы являются ключевыми критическими факторами. Учителя становятся участниками сообщества, потому что они имеют общий интерес. Независимо от природы этого интереса, участники естественно стремятся учиться в определенном поле, адресуемом сообществом. Повышение интереса и социальные сервисы являются ключевыми критическими факторами, поддерживающими сообщество. Кроме того было замечено, что дальнейший рост сообщества в долгосрочной перспективе зависит от появления у учителя новых проблем и поиска их решения. Таким образом, стимулирование любопытства улучшает обучение. Если участники сообщества чувствуют, что они могут узнать что-то в сообществе, совместно использовать его опыт, то большая вероятность того, что они останутся и будут активными членами сообщества.
•Одноранговое взаимодействие и отдельные полномочия являются ключом к улучшению обучения и удобству участников;
•Используемые технологии должны развиваться, необходимо создать условия для применения новых инструментов, важно удостоверится, что все участники сообщества могут уверенно использовать сетевые технологии, находящиеся в их распоряжении;
•Информация, доступная в сообществе, должна быть надежной; Чтобы участники сообщества были в состоянии выбрать информацию и проверить ее надежность, образовательные и учебные системы должны поддерживать учеников в получении необходимых цифровых навыков и развитии критического мышления;
•Эксперты в сообществе должны быть определены, так как это является ключевым моментом повышения качества обучения среди членов сообщества;
•Создание возможностей для развития творческих навыков.

   Участники получают стимул со стороны сообщества и становятся по сути способными к размышлению и принятию другой точки зрения. Поэтому можно предположить, что участие в сообществе улучшает творческие навыки. Участники понимают, что они вне предопределенных традиционных формальных форм обучения, где роли и действия часто предсказуемы. Члены сообщества являются частью «безграничной и бесконечной» области, где люди с различным опытом, знаниями, языком и т.д. способны проникнуть в суть новых подходов к совместным проблемам и интересам. Сообщества растут с точки зрения качества (и вероятно, членства) благодаря содействию их участников, давая им с одной стороны, чувство ответственности, а с другой, полномочия.
   Ответственность и полномочие стимулируют позитивные отношения между участниками, и все ведется к тому, что способ их взаимодействия, обмена знанием, использование доступных технологий и создание новых инструментов должен быть творческим.
   Образовательные сообщества являются неотъемлемым аспектом на пути внедрения и улучшения образовательных инициатив:

•Сообщества успешны, потому что они создают потенциал для лидерства, обучения и роста.
•Сообщества способны обеспечить учителя актуальной и значимой информацией необходимой ему в развитии образовательной деятельности; •Сообщество само по себе является стимулом для изменения, которые направлены на повышение профессионализма и на процесс обучения; •Сообщества способны повысить мобильность и доступность образования как ресурса роста социального статуса личности в современном обществе, достижения профессионального и личностного успеха, порождающего веру в себя и будущее своей страны.
   Умение понять новое, вписать его в деятельность профессионального сообщества отражает потребность в новом типе мышления. Для этого нужны люди, способные осуществлять такую деятельность и пространство, которое позволяет заниматься такой деятельностью, и мы думаем, что это сетевое пространство.

   Список источников:
1.Калинкина Е. Г. Сетевые педагогические сообщества как средство повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях информационного общества. Международная научно-практическая конференция Инфо-стратегия, 2009
2.Сунгуров П.Н. О методологии исследования сетевых педагогических сообществ - Электронный научно-педагогический журнал «Письма в emissia.offline», 06.2006
3.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995.