Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №30 (декабрь 2022 года) »

Платонова Е.А. Эффективные практики активизации музыкального развития младших школьников

Автор: Платонова Елена Александровна, ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт-Петербурга, учитель музыки, высшая квалификационная категория.

Актуальность темы

В настоящей статье раскрывается роль игры на блок флейте для школьников, в особенности для учащихся младших классов, которая, собственно, заключается в том, что развивает музыкальный слух и музыкальные способности учащихся школ. В работе также затронута история блок флейты и подробно расписана ее структура. Кроме того, в статье даны три примера простых мелодий песен, которые на наш взгляд должны быть рекомендованы к изучению в младших классах общеобразовательных школ РФ. Также в работе описывается рекомендованный ход урока музыки для эффективного обучения игре на блок флейте для школьников.

Игра на блок флейте развивает музыкальные способности школьников, данное обстоятельство подтверждается многолетним опытом педагогов музыки. Опыт инструментального музицирования с детьми показывает высокие возможности игры на блок флейте как средства активизации музыкального развития младших школьников.

Хочется немного углубиться в историю блок флейты. Начнем с того, что блок флейта известна в Европе с XI века. Этот инструмент получил широкое распространение в XVI-XVIII вв. Блок флейта используется как сольный инструмент в ансамблях и оркестрах. Важно отметить, что музыку для блок флейты писали такие всемирно известные композиторы, как А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах. Затем популярность данного музыкального инструмента значительно снизилась и в ХХ веке снова стала широко использоваться в музыкальных школах, в начальных общеобразовательных школах Европы и России. Данный инструмент идеально подходит для начинающих по занятиям в музыке.

Инструментальное музицирование младших школьников с низким уровнем музыкальных задатков, которые ранее самоустранялись от активной музыкальной деятельности, позволяло «в увлекательной форме осваивать навыки игры на блокфлейте и развивать музыкальность, что способствует осознанному восприятию музыки»[2].

Блок флейта, в отличие от других инструментов этого семейства, имеет семь отверстий для пальцев спереди и одно сзади (так называемые октавные клапаны). Звук блок флейты формируется клювовидным мундштуком наконце инструмента. Мундштук имеет деревянную пробку, которая закрывает входное отверстие для воздуха (оставляя лишь узкую щель). Гамма блок флейты диатоническая, но расширена до диатонической за счет раздвоенной аппликатуры. Блок флейты обычно настраиваются в FилиC. Другими словами, это самая низкая высота звука, которую можно воспроизвести на блок флейте. Наиболее распространенные типы блок флейт по высоте тона: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас. Блок флейта сопрано «до» идеально подходит для младших классов (рис. 1).

Рисунок 1 – Блок флейта

Интересно, что звук этого инструмента с его вибрирующим столбом воздуха воспринимается не только слуховыми анализаторами, но и вибрационно, на основе «костно-тканной проводимости, играющей довольно большую роль в слухе».

Прежде всего, методика музыкального развития детей с низкими музыкальными наклонностями позволяла с удовольствием приобретать навык игры на блок флейте. Дети (от трех до пяти ее учеников) тщательно затыкали отверстия в инструменте и искали звуки, подходящие для слухового и зрительного контроля, пока учитель играл на блок флейте. Как только учащиеся находили правильный звук, весь класс правильно повторял интонацию этого звука. Унисонное звучание трансформировалось в простую мелодическую ритмическую модель инструмента, на котором учитель играет одним звуком, ученики пели мелодичные и ритмичные фразы под игру. Кроме того, учащиеся освоили точность трех тональных интонаций и уже могут заканчивать музыкальные фразы и играть инструментальную музыку на последующих уроках.

В дальнейшем в качестве основного компонента музыкального развития младших школьников индивидуально дети сначала разучивают «свою» мелодию в пяти нотах, чтобы активизировать развитие музыкальных и слуховых представлений. Учителя просят мысленно составить, а затем сыграть его. Беседы с детьми показали правильность предварительного построения и последующего воспроизведения модели музыкального ритма. Блок флейта «сопрано» имеет диатоническую систему домажор, когда отверстия открываются последовательно, и почти все ученики с низким уровнем музыкального наклонения из-за того, что основная певческая зона ребенка звучит ровно на октаву ниже и дети могут слышать правильный «уникальный мелодический рисунок», повторяющийся в их голосах. Учащиеся с низким уровнем музыкальности на уроках занимались инструментальной деятельностью в течение5-7 минут, что способствовало успешному усвоению материала школьной программы всеми детьми класса.

Важно сказать, что два важных навыка для удачной и правильной игры на блок флейте: точное перекрытие отверстий музыкального инструмента и верная подача воздуха в мундштук.

Если на уроке музыки ученикам давали несколько минут поиграть на блок флейте и повторить вслух для всего класса небольшие музыкальные ритмы и мелодии, то на внеклассных занятиях процесс сочинения инструментальной музыки действительно помог бы младшим школьникам в их музыкальной деятельности.

Современные российские требования к общеобразовательной школе по предмету «музыка» стали более динамичными. В стандарты начального общего образования по искусству как раздел опыта музыкально-творческой деятельности вводится инструментальная музыка для компенсациии выравнивания координационного дисбаланса между компенсаторным слухом и голосом[4].

Опыт инструментального музицирования с детьми показывает высокие возможности игры на блокфлейте как средства активизации музыкального развития младших школьников.

Для тренировки слуха и наработке навыков игры на блок флейте детям необходимо предлагать к изучению простые, но веселые или интересные музыкальные произведения отечественных и зарубежных авторов. К таковым могут относиться следующие:

1. «От улыбки» - В. Шаинский (рис. 2);

2. «Веселые гуси» (рис. 3);

3. «Во саду ли в огороде» (рис. 4).

Рисунок 2 – Ноты для мелодии песни «От улыбки»

Рисунок 3 – Ноты для мелодии песни «Веселые гуси»

Рисунок 4 – Ноты для мелодии песни «Во саду ли в огороде»

Достаточно широкий спектр музыкальных произведений, воспроизводимых на магнитофонах в ходе аудиторной и внеклассной музыкальной деятельности, небольшой, но важный в мировой музыкальной литературе, расширяет музыкальный кругозор учащихся, способствует развитию их музыкальных способностей и дает им повод слушать другие музыкальные произведения дома с использованием интернета. Кроме того, в семейном кругу началось создание семейных музыкальных ансамблей, о чем с гордостью сообщали дети.

Таким образом, практика подтвердила нашу гипотезу о принципиальном значении игры на блок флейте в процессе активизации музыкального развития младших школьников.

 

Литература

1. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе. - М., 2000. - С. 45.

2. Laptev I. Innovative aspect of musical abilities of younger schoolboys. -"Global Science and Innovation": A global perspective on science, technology and innovation conference. Vol. II. 17-18 December. - USA, Chicago, 2013.

3. Лаптев И.Г Роль игры на блокфлейте в процессе активизации музыкального развития младших школьников. – М., Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2016.

4. Стандарт начального общего образования по искусству//Начальная школа. - 2004. - № 10. - C. 7.