Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №29 (июнь 2022 года) » (по итогам городского семинара от 12 мая 2022 года)

Безверхова И.С. Проектная деятельность при изучении английского языка

Автор: Безверхова Ирина Станиславовна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 37 лет, высшая квалификационная категория.

Задача, стоящая перед школой, заключается, в первую очередь, во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.

Обоснованием применения проектной методики как педагогической технологии можно считать то, что:

  • в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс;
  • это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает усвоение учебного материала через интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и через активные способы действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, анализ, синтез) направлена на реализацию личностно ориентированного и системно-деятельностного подхода.

Применение проектной методики особенно актуально при переходе на ФГОС и формировании универсальных учебных действий (УУД) учащихся общеобразовательной школы.

Если в процессе овладения иностранным языком применять проектную методику, то ожидаемым результатом этого процесса может быть:

  • формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ;
  • повышение мыслительной активности учащихся и приобретение навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширение сферы иноязычного общения;
  • языковое и речевое развитие учащихся, совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
  • развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствование первичной и вторичной языковой личности;

Проектная методика как современная педагогическая технология обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а следовательно, и развитие вторичной языковой личности .

Обозначим существенные методические выводы, лежащие в основе проектного обучения как современной педагогической технологии на этапе творческого применения языкового материала.

  1. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию на уровне, определенном программой, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
  2. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли.  Учащиеся должны рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы акцентировать  внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования  этих мыслей.
  3. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Признаками проектной методики как новой личностно ориентированной технологии являются:

  1. Наличие концептуальной идеи автора — личностно деятельностный подход
  2. Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.
  3. Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета).
  4. Связь идеи проекта с реальной жизнью.
  5. Самоорганизация и ответственность участников проекта.
  6. Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом.

Анализируя вышесказанное, определим основные принципы использования проектного обучения ИЯ.

1. Принцип коммуникативности

Личностно значимое, мотивированное речевое высказывание учащегося в проектной деятельности является главным условием, которое служит наилучшей предпосылкой формирования речевой деятельности говорения.

В процессе проектного обучения учащиеся:

  • включаются в познание окружающего мира и выполняют проблемные задания, развивающие самосознание, мышление;
  • принимают активное участие в формировании ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; ищут пути их решения, выбирают оптимальное решение, осуществляют и аргументируют выбор; действуют самостоятельно: корректируют деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивают результат проектной работы и результат проектирования;
  • имеют возможность выражать свои собственные мнения, чувства, поделиться опытом.
  • работают совместно (в группах, командах). Работа в коллективе и присутствующий при этом «дух соревнования» значительно повышают мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.

2. Принцип ситуативной обусловленности

Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации. В процессе проекта организуется совместная работа учащихся на личностно значимые темы: “ How to be Healthy” “Our School of Tomorrow”, “My Dream family” и т. д.

3.      Принцип проблемности

В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:

  1. Система школьного образования в России и других странах.
    (Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное, что есть в школьном образовании России и других стран? Какой вы ее (школу) представляете?).
  2. Моя семья. (Проблема: как черты характера одного влияют на личность других членов семьи; на чем основываются взаимоотношения в семье; хобби и увлечения одного могут ли стать интересом для всей семьи.)

Необходимо отметить, что успешное решение личностно значимой проблемы предполагает интеграцию знаний из других областей. Так, после изучения темы «Образование» (“Education”) учащимся предлагается составить проект “The schools of tomorrow” «Школы будущего», взяв все положительное, что есть в школьном образовании России и других стран. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную деятельность учащихся.

4.      Принцип соизучения языка и культуры

Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся.

5. Принцип автономности

Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.

При этом уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранных языков рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком.

Выделяются следующие интеллектуальные, творческие, коммуникативные умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:

  • интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);
  • творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);
  • коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

Рассмотрим таблицу этапов проектирования (табл. 1).

Таблица 1. Этапы проектирования

Этапы

Содержание
работы

Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания

а) определение темы;
б) выявление одной или нескольких проблем;
в) уточнение целей конечного результата;
г) выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта.
Наблюдает.

Этап планирования

а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;
б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;
в) постановка задач и выбор критериев оценки
результатов;
г) распределение ролей в команде.

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

Этап принятия решений

а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);
б) выбор оптимального варианта;
в) определение способа представления результата;
г) сбор информации — интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

2. ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.
Выполнение проекта.

Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта

а) подготовка и оформление доклада;
б) обоснование процесса проектирования;
в)объяснение полученных результатов;
г) коллективная защита проекта.

Защищают проект.

Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника.

Этап проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);
б) анализ достижения поставленной цели;
в) оценка результатов, выявление новых проблем;

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Современный подход к вопросу классификации проектов прежде всего определяется рядом общедидактических принципов.

Рассмотрим таблицу классификации современных проектов (табл. 2).

Таблица 2. Классификация современных проектов

Общедидактический принцип

Типы проектов

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Творческий

Ролево-игровой

Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предметно-ориентировочный

Предметно-содержательная область

Монопроект

Межпредметный

Характер координации проекта

С открытой координацией (непосредственный)

Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект)

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Международный

Количество участников проекта

Личностный

Парный

Групповой

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Средней продолжительности (1–2 мес.)

Долгосрочный (до года)

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.

Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Асманова Ю.И. Личностно-ориентированный подход как основа педагогических технологий. – М., 2014 – 187 с.
  2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2006 – 336 с.
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2007. – №2,3.
  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность   школьников: пособие для учителя / К.Н.  Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  6. Сальникова Т.П. Педагогические технологии:  Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 195 с.
  7. Щербакова С.Г. Организация проектной   деятельности в образовательном учреждении. –   Волгоград: Корифей, 2007. – 96 стр.
Следующая статья »