СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Хамайко Людмила Ивановна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык), стаж работы 35 лет, первая квалификационная категория. | ![]() |
Согласно ФГОС основного общего образования одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности: чтением, письмом, говорением и аудированием.
Одним из важных аспектов обучения иностранному языку является обучение иноязычной лексике. Лексика - первый кирпичик в изучении языка. Данный аспект является проблемным, особенно в основной школе, так как чаще всего у обучающихся отсутствует мотивация к запоминанию и усвоению лексических единиц.
Стоить отметить, что обучение лексике не должно осуществляться в обособленности от остальных аспектов языка – грамматики и фонетики. Подросткам неинтересно машинально заучивать предлагаемую лексику, не опираясь на реальные ситуации живого общения.
Владение иностранным языком на уровне интеллигентного человека предполагает знание 4,5 тыс. слов. Для того чтобы читать и понимать тексты нужно около 2,5 тыс. слов. При этом без 75% слов можно понять смысл прочитанного. Только четверть информации переходит в долговременную память. Для того чтобы информация попала в долговременную память, ее нужно повторить минимум 5 раз подряд.(1)
Рисунок 1. Уровни владения языком - Количество слов
Основными этапами работы с лексикой являются соблюдение трех этапов – ознакомление, тренировка и выход в речь (речевая практика). Соблюдение порядка данных этапов обеспечивает эффективность обучения лексическим единицам.
Первый этап работы содержит в себе ознакомление обучающихся с новой лексикой. Семантизация - выявление смысла, значения языковой единицы. Традиционно выделяют шесть способов семантизации:
1.Наглядность.
2.Введение слова при помощи пар синонимов и антонимов.
3.Введение слов со знанием основным способов словообразования.
4.Прямой перевод слова
5.Самостоятельное использование словарей.
6.Языковая догадка.
После того, как педагог ознакомил обучающихся с новой лексической единицей, он переходит к следующему этапу усвоения новой лексики – это этап тренировки, которая реализуется при помощи упражнений. Все лексические упражнения можно разделить на две группы:
1) Направленные на запоминание слова
2) Направленные на сочетание слов смыслового характера
Наращивание словарного запаса является одной из составляющих развития лексического навыка. Стандартное заучивание слова и его значений, как правило, не приносит хороших результатов, поэтому в методике преподавания иностранного языка становится популярными способы беспереводной семантизации, способствующие росту заинтересованности учащихся. Для усвоения конкретных понятий используют иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы и т. д. Усвоить абстрактные понятия позволяют использование монолингвальных словарей, а также, работа с разными видами группировки лексики: 1) тематической, 2) лексико-семантической, 3) словообразовательными гнёздами. 4) ассоциативно-семантическими и функционально-семантическими полями.
Стоит отметить, что работа с группами языковых явлений эффективна при обучении абстрактным и конкретным понятиям. К универсальным техникам запоминания также можно отнести создание ментальных карт, использование приемов мнемоники, жестов и мимики. Работа с контекстом, как отмечалось выше, особенно важна при развитии лексического навыка. Сознательное запоминание языковых явлений в контексте более эффективно, чем заучивание изолированных слов. Наиболее популярными при тренировке изученной лексики на данном этапе являются условно-коммуникативные упражнения, связанные с наличием заданной речевой ситуации. (1)
2. Лексические упражнения, направленные на сочетание слов смыслового характера:
Повысить интерес обучающихся на этапе развития лексических навыков позволяют игровые методы. Игровой подход можно использовать в любом возрасте, адаптировав содержание и форму занятий под возрастные особенности каждой конкретной группы.
Игровые тренажеры – разновидность электронных дидактических игр, в ходе которых происходит закрепление материала по изучаемой теме. Вот некоторые примеры использования игровых тренажеров:
Использование игровых методик приносит положительные результаты в процессе изучения языка.
Третьим этапом работы над лексикой является применение, где требуется использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме, а также понимать текст при аудировании и чтении. Основным типом упражнений выступают предложенные группировки слов, которые помогут обучающимся выстроить свое будущее высказывание. Они могут сами группировать слова и подбирать их по пунктам плана или по определенной теме, либо следовать наводящим вопросам и составлять ответ по ним – это умение, которое направлено на подготовленную речь. Также важным умением, которое формируется у обучающихся – это спонтанная, неподготовленная речь, на формирование которой тоже даются упражнения. Для данных упражнений педагог предоставляет различные ситуации и высказывания, на которые ученики отвечают. Таким образом, чтобы сформировать лексический навык у обучающихся необходима системная работа не только с активным и пассивным словарем, формированием знаний об особенностях лексических единиц, но и поэтапная проработка вводимого материала с помощью упражнений.(2)
Можно прийти к выводу, что лексические навыки являются базовыми при изучении иностранного языка. Важно помнить, что их формирование и развитие происходит наиболее успешно в условиях грамотной комбинации современных техник и приемов, позволяющих заинтересовать и мотивировать обучающихся к освоению лексики и создать комфортную психологическую атмосферу на занятии.
Список источников