Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Кронштадтская школьная лига Выпуск №29 (декабрь 2022 года) » (по итогам городского семинара от 12 мая 2022 года)

Пастущина О.П. Применение педагогических технологий на уроках английского языка с целью формирования УУД обучающихся

Автор: Пастущина Ольга Петровна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык), стаж работы 25 лет, высшая квалификационная категория.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.(1)

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические технологии обучения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии, выбранные школой для наиболее успешного осуществления образовательного процесса:

  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Личностно ориентированные технологии
  • Проектные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение.

Поскольку в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход признание активной роли обучающегося в обучении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. (1)

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Особенностью использования деятельностного подхода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей. (1)

Главная задача преподавателя - развить интерес к учению, включить обучающегося в активный образовательный процесс. К.Д. Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - эти слова знаменитого педагога отражают суть современного урока.

Ведущую роль в обеспечении формирования УУД играет подбор содержания учебного материала, разработка эффективных и интересных учебных заданий. Подготовка к любому уроку начинается с постановки целей, задач, поиска материала по теме, который бы соответствовал индивидуальным и возрастным способностям и интересам детей, а также с выбора соответствующих педагогических технологий, которые помогают стимулировать познавательную активность учащихся на уроке, оптимизировать учебный процесс, развить творческий потенциал каждого ребенка.

Основная задача изучения иностранного языка заключается в формировании коммуникативной компетенции обучающихся. Ведущим методическим принципом является принцип коммуникативной направленности в обучении.

Технология, в которой чередование разговора двоих и разговора нескольких является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в индивидуальной парной, групповой и коллективной формах работы и называется технологией диалогового взаимодействия.

Данная педагогическая технология помогает сделать учебный процесс более целенаправленным и эффективным, обеспечивает активное погружение в деятельность, дает возможность обучающемуся работать в своем темпе, снимает психологические нагрузки, а также создает условия для развития личности самого ученика, его самореализации.

Результатами использования этой технологии являются следующие умения:

- вести диалог;

- выстраивать беседу;

- формулировать вопросы и ответы;

- находить главное;

- терпимо и внимательно относиться к собеседнику;

- отстаивать свою точку зрения, но не навязывать ее;

- слушать и слышать.

Основной принцип диалогового взаимодействия — это взаимодействие, то есть умение погружаться в процесс самообучения совместно с учениками.

Приведу пример использования технологии диалогового взаимодействия на уроке иностранного языка по теме «Моя комната» в 5 классе. Цель урока заключалась в развитии навыка устной речи. Кадеты должны были создать план комнаты в и описать ее по полученной схеме (картинке). Данная технология была использована в сочетании с интернет ресурсом, сайтом 2D моделирования и проектирования расположения мебели в комнате.

Для выполнения задания кадеты были разделены на 3 группы, каждая группа получила текст с описанием своего кубрика в КМКВК, комнаты мальчика подростка и каюты морского офицера. Далее кадеты работали в группах самостоятельно, читали текст и составляли план прочитанного текста. Поскольку описания трех различных комнат были составлены по одному и тому же образцу, то и пункты плана у всех 3-х групп получились подобными. Таким образом, мы пришли к совместно составленному единому плану для дальнейшей работы с текстами. На следующем этапе кадетам было предложено задание на более детальное понимание и запоминание прочитанного текста. Они продолжили работать в своих группах, но уже в парах сменного состава, расспрашивали друг друга о расположении мебели в комнате с опорой на слайд и текст. После того как тексты были детально проработаны кадетами, обучающиеся перешли к заданию, которое предполагало взаимодействие и обмен полученной информацией между тремя группами. Кадеты каждой группы выполняли его поочередно, меняясь ролями. Пользуясь планом на слайде, кадеты I группы задавали вопросы II группе, и, в это же время, кадеты III группы делали записи по пунктам плана и строили план комнаты, пользуясь, интернет сайтом RoomSketcher (2D моделирования и проектирования расположения мебели). Когда задание было выполнено, кадеты представляли созданный на ноутбуке план комнаты и сравнивали его с фотографией комнаты на интерактивной доске. Далее учащиеся описывали комнату по своей схеме и фотографии, используя все перечисленные пункты плана. Затем группы менялись ролями.

Такая организация работы помогла вовлечь в учебную деятельность всех кадет одновременно, значительно повысить познавательную активность, мотивацию, положительное эмоциональное отношение к предмету. А также способствовала формированию различных видов УУД:

  1. регулятивных УУД:

 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; (2)

       2.познавательных УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

       3.коммуникативных УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами иностранного языка. (2)

Использование технологии диалогового взаимодействия и интернет ресурса, способствовало достижению метапредметных результатов, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности. Для успешного выполнения задания кадеты должны были не просто пассивно слушать, а слышать друг друга, своевременно реагировать на вопросы собеседника, непрерывно следить за диалогом на уроке. Взаимодействие кадет требовало внимания от каждого участника групповой работы, умения работать в команде; принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата. Все это способствовало формированию вышеперечисленных УУД.

Диалоговое взаимодействие ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но в тоже время значимых для каждого участника задач, развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность. (3)

Список источников:

1.https://psihdocs.ru/karasev-andrej-aleksandrovich-prepodavatele-organizator-obj-ao.html

2.https://school84.edu.yar.ru/osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_n_69/programma_formirovaniya_universalnih__54.html?with_template=blind

3. https://ped.bobrodobro.ru/21577