Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №28 (март 2022 года) » Развитие функциональной грамотности

Маркович О. Т. Естественнонаучная грамотность как составной компонент функциональной грамотности

Автор: Маркович Олег Тимофеевич, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», старший воспитатель, стаж работы 16 лет, первая квалификационная категория.

   В настоящее время запросы рынка труда претерпевают изменения. Появляются новые профессии, новые требования к специалистам. Соответственно образовательные организации должны подготавливать выпускников, обладающих актуальными компетенциями: критическим и творческим мышлением, креативностью, умением работать в команде и принимать решение, развитыми коммуникативными навыками. Для формирования этих компетенций и нужна функциональная грамотность.

   Термин «функциональная грамотность» был введен ЮНЕСКО в 1957 году. Основными составляющими функциональной грамотности являются: способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни (1).

   Таким образом, функциональная грамотность – способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

   Для оценки функциональной грамотности проводятся такие международные исследования, как PISA, TIMSS и ряд других. В рамках международной программы PISA оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Исследование TIMSS занимается мониторингом учебных достижений учащихся начальной и основной школы в математическом и естественнонаучном образовании.

   Выделяются основные содержательные части функциональной грамотности: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи (2).

   В данной работе обратим внимание на естественнонаучную грамотность как компонент функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений (3).

   Результаты российских учащихся в международном исследовании качества естественнонаучного образования TIMSS достаточно высокие. Россия входит в десять лучших стран из шестидесяти. В этих международных тестах встречаются, в основном, задания похожие на те, которые входят в российские учебники и решение которых отрабатывается в учебном процессе. А в исследовании PISA результаты значительно ниже. Задания PISA – нетипичные, то есть их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму. Это одна из причин их трудности для учащихся (4).

   По результатам исследований у учащихся выявлены проблемы с уровнем применения знаний, хотя уровень знания материала остается довольно высоким. Затруднения с говорением, аргументацией своей позиции, умением делать выводы, использованием полученных знаний для решения практических заданий в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР (5).

   Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, следует преподавать не как огромный набор информации, предназначенный для запоминания, а как инструмент познания мира. Методические разработки должны содержать задания исследовательского типа, задания на анализ научных данных, на объяснение явлений и фактов, на применение методов познания, на формирование умений делать выводы и др.: «Что будет, если…?», «Попробуй объяснить», «Как узнать?», «Сделай вывод» (5).

   Для эффективного формирования естественнонаучной грамотности необходимо больше внимания и времени уделять выполнению заданий, мотивирующих обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать, применять знания в незнакомой ситуации, искать новые решения или способы действий.

   Представляем примеры заданий по предметам естественнонаучного цикла для 8-9-х классов, направленных на повышение функциональной грамотности учащихся.

   Задания на формирование умений и навыков.

1. Найдите ошибки в тексте, выявите их сущность: «Природные условия Антарктиды суровые. Антарктиды суровые. Но животный мир этого континента богат. Здесь обитают десятки видов птиц: пингвины, буревестники, чайки, киви. Самые давние обитатели Антарктиды – пингвины и фенек. Пингвины Адели высокие, более метра, и массой до 50 кг. Среди пингвинов самый распространенный вид – императорские. Живут пингвины колониями. Адели в Антарктиде живут постоянно, императорские пингвины появляются только летом. У берегов континента и на островах встречаются тюлени. Внутри Антарктиды живут только пингвины.

2. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Часто, при небольших операциях, хирурги применяют местный наркоз, то есть обезболивают небольшой участок кожи и лежащих под ней тканей. Во время такой операции больной чувствует прикосновение ножа хирурга, но не ощущает боли». Дайте объяснение этому явлению.

   Задание для развития мировоззрения.

1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д. «Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья?» Ответ обоснуйте.

   Задания на формирование знания учебного материала.

1. Определите, истинно или ложно утверждение:

А) Коренные жители Ю. Америки – индейцы;

Б) В Южной Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой;

В) Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке;

Г) На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.

   Задания, направленные на развитие внимания.

1. Исключите лишнее в каждом списке:

А) углевод, алмаз, карбид, графит, карбин;

Б) известняк, мел, мрамор, малахит;

В) кристаллическая сода, мрамор, поташ, куастик;

Г) известковое молоко, гашеная известь, известяк.

2. Расположите величины в порядке возрастания: 20000 м/ч, 3 м/с, 10 км/ч, 500 см/с.

   Помимо правильно подобранных заданий, для успешного формирования естественнонаучной грамотности необходима грамотная организация учебного процесса. Учащиеся должны понимать его ход, участвовать в нем. Но не каждая деятельность на уроке интересует учащихся. Интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление учащегося самому «открывать» новое и вырабатывать собственное суждение. Описание многих удивительных явлений природы может также послужить основой для создания ситуации неожиданности. Кроме того, можно использовать ситуацию опровержения, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др. Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческие способности (5).

   Учащимся очень интересно самим придумывать вопросы или тестовые задания. Это делает процесс обучения более эффективным и развивает такие качества учащегося как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. С целью дополнительной проверки результативности работы можно предложить учащимся заполнить таблицу о навыках, приобретаемых на уроках (таблица 1).

Таблица 1 Навыки, приобретаемые вами на уроке

Навыки

Количество учащихся

% соотношение

1

Умение ясно и четко отвечать

 

 

2

Умение внимательно слушать

 

 

3

Делать выводы, формулировать понятный ответ

 

 

4

Умение выявлять вопросы и проблемы, которые необходимо решить на уроке

 

 

5

Умение сравнивать и анализировать явления

 

 

6

Использовать полученные знания в жизненных ситуациях

 

 

 

  Предложенные выше типы заданий имеют своей целью развитие умений и навыков учащихся, развитие мировоззрения, формирование знания учебного материала, развитие внимания на уроках предметов естественнонаучного цикла. В свою очередь, достижение этой цели служит основой для повышения уровня естественнонаучной грамотности, который определяет адаптацию и социализацию подрастающего поколения в обществе.

   Таким образом, естественнонаучная грамотность является важным компонентом функциональной грамотности, способствующим использованию учащимися научных методов при изучении окружающего их мира. Повышение уровня функциональной грамотности учащихся может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС, то есть за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Каждый педагог должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе.

Список источников

1. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла / А.А. Леонтьев. – Москва : Баласс, 2003. – 268 с.

2. Колесникова, Г.М. Развитие естественнонаучной функциональной грамотности / Г.М. Колесникова // Молодой ученый. – 2016. – № 7.3. – С. 13-15. Режим доступа. – URL: https://moluch.ru/archive/111/27961/ (дата обращения: 18.02.2022).

3. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Москва : Икар, 2009. – 448 с.

4. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся». Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095/ (дата обращения: 18.02.2022).

5. Пентин, А.Ю. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA / А.Ю. Пентин, Г.С. Ковалева, Е.И. Давыдова, Е.С. Смирнова // Вопросы образования. – 2018. – №1. – С. 79-109.