Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №27(январь 2022 года) » Эффективные практики

Сотова Л.П., Горлатова Е.В. Проект «Наша Вселенная». Из опыта работы.


Автор: Сотова Лариса Петровна, учитель, ГБОУ СОШ №425 им. академика П.Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 31 год, высшая квалификационная категория.


Автор: Горлатова Елена Викторовна, учитель, ГБОУ СОШ №425 им. академика П.Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 37 лет, высшая квалификационная категория.


«Дети любят искать, сами находить.В этом их сила.»

(А.Эйнштейн)

Несколько лет назад наша школа стала победителем конкурса на лучшую школу, внедряющую инновационные программы.  Программа, над которой мы работали, называлась  «СПРОС» -  социальное партнерство для расширения образовательной среды.  Итогом реализации программы стало  создание  ЦЕНТРА проектов и социальных инициатив. Он был оснащен всем необходимым на сумму денежного вознаграждения за победу в конкурсе. 

Ежегодно в начале учебного года проходит Ярмарка проектов.  Это презентация проектов, над  которыми  планируют работать в этом году классные коллективы  и различные творческие группы.  Все участники  представляют свой проект, озвучивают цели, задачи и этапы реализации проекта, планируют сроки и ожидаемые результаты (продукт) своей проектной деятельности.  Жюри из педагогов и администрации школы оценивало представление проектов,  в течение года отслеживалась реализация проектов, а в конце года подводились итоги.  Но в этом году в условиях коронавирусной  инфекции  классы готовили небольшой, короткий  видеоролик-представление своего проекта (не более 3 мин), планировали свою работу внутри одного классного коллектива, и итоги предъявляли без зрителей.  Но проектная деятельность не стала менее содержательной.  В данной статье представлен опыт одного из классов.

12 апреля 2021 года исполнилось 60 лет первого полёта человека в космос. Тема космоса постоянно привлекает внимание учителей начальных классов, среднего звена, старших классов, в проектно-исследовательской деятельности, так  как на разных этапах развития у ребят есть интерес к изучению космических тем, познанию Вселенной, потому что  в астрономии и астрофизике ещё очень много неизвестного, а, следовательно, и таинственного.

Вот и мы с ребятами 6-б класса в 2020 - 2021 учебном году решили в течение учебного года поработать над проектом «Наша Вселенная». Работа над проектом началась в сентябре 2020 года и закончилась в апреле 2021 года.

Сначала ребята 6 класса приняли участие в анкетировании, в котором, во-первых, отвечали на вопросы, что они знают о Солнечной Системе, во-вторых, формулировали свои вопросы о космосе, на которые пока не знают ответа. Например, что такое Вселенная? Когда и откуда она появилась? Почему Луна на небе меняет свой внешний вид? Откуда взялись названия планет в Солнечной системе? И почему Плутон исключили из группы больших планет?

Мы спланировали свою деятельность, работу над проектом разделили на несколько этапов, записали видеоролик о нашем проекте для Ярмарки проектов.

           Из каких же этапов состояла наша деятельность?

На первом этапе, в октябре, все  ребята класса  разделились на 4 группы. Каждая группа получила по 8 вопросов, ответы на которые надо было подготовить. Все эти вопросы имели отношение к истории космонавтики, поэтому этот этап мы назвали «История освоения космоса». Вопросы были такие: Когда состоялся первый полёт человека в космос, как звали первого космонавта? Когда началась эра освоения космического пространства и с каким событием это связано? Как выглядел первый  искусственный спутник, его характеристики? Кто является основоположником российской космонавтики? Что вы узнали о русском учёном Константине Эдуардовиче Циолковском? Кто такой Сергей Павлович Королёв? И другие.

Внутри каждой группы ребята выбрали координатора, который контролировал процесс выполнения каждым учеником в группе своего задания, так как ребята распределили между собой вопросы и подбирали материал, чтобы узнать самим и рассказать  одноклассникам. На итоговом занятии первого этапа каждый участник группы поделился своей информацией с одноклассниками, а затем каждая группа оформила стенгазету, используя аппликации, тексты, картинки, наклейки, фото и рисунки по истории космонавтики. В конце занятия каждая группа представила свою работу, была организована выставка стенгазет.

На втором этапе, его мы назвали «Космический», мы с учениками 6-го класса во время осенних каникул побывали в Планетарии Санкт-Петербурга, там на занятии ребята узнали много нового о планетах и звездах, смогли представить себе размеры нашей Галактики, узнали про её название «Млечный Путь».

В ноябре 2020 года у нас с ребятами начался третий этап работы, его мы назвали «Солнечная система», ребята сформировали новые группы для выполнения следующего задания. Работа в группах сменного состава имеет ряд преимуществ: во-первых, это сплочение классного коллектива; во-вторых, даёт возможность развивать личностные и организаторские способности отдельных учащихся, так как в каждой группе выбирается новый координатор, поэтому многие ребята могут попробовать себя в роли координатора; в-третьих, воспитывает толерантное отношение к окружающим людям. Теперь уже новые 4 группы получили задание, про  планеты Солнечной системы: Сколько всего планет? Какие небесные объекты кроме планет существуют? Откуда произошло название этих планет? Как они сформировались? И т.п.

Результатом этой работы стало итоговое занятие, на котором ребята рассказали друг другу о том, что узнали про планеты, и изготовили на ватманах 2-D модели Солнечной системы. Необходимо было при помощи цветной бумаги, картона, цветных карандашей и фломастеров постараться передать цветовые оттенки и масштабы планет. Например, Земля должна была быть по размеру больше, чем Меркурий, но меньше, чем Юпитер, а если Марс называют «красной» планетой благодаря его окрасу, то это должно было быть отражено в работе. В конце этого занятия группы представляли свои творческие работы, участники других групп их внимательно слушали и задавали вопросы, порой не всегда простые.

В декабре 2020 года, в конце 2 четверти, у нас начался четвёртый этап работы над проектом: ребятам было предложено изготовить теперь 3 - D модели Солнечных систем. Это задание позволило  привлечь к нашему проекту родителей, модели можно было выполнять группами, приветствовалось творчество, креативность, оригинальные идеи и использование любых материалов в работе. Работа предстояла сложная: ребята моделировали свои системы, подбирали нужные материалы, формировали мини - группы для выполнения этого задания, использовали  интернет - ресурсы  и в середине января состоялась демонстрация их работ.

Ребята рассказывали, кто помогал им в изготовлении, с какими трудностями они столкнулись при выполнении данной работы, какие использовали материалы и сколько времени потребовалось для изготовления модели.  Всего было представлено 17 работ, чаще всего в этой работе ребятам помогали родители.

В феврале 2021 года к Дню российской науки, которое в нашей стране отмечается ежегодно 8 февраля, в нашей школе прошла ХIII ежегодная школьная научно-практическая конференция «Науки юношей питают». Сами ребята выбрали 10 лучших моделей  для выступления на этой конференции и рассказали участникам конференции интересные факты о Солнечной Системе.

Ежегодно в РГПУ им. А. И. Герцена на факультете физики вот уже более 10 лет проходит Фестиваль юных физиков «Физический фейерверк» по разным номинациям. Несмотря на свой юный возраст, (физику в средней школе изучают с седьмого класса), ребята – шестиклассники (4 человека) в марте 2021 года участвовали в онлайн-видеоконференциях, выступали со своими докладами о планетах Солнечной Системы ,были приглашены в апреле 2021 года на заключительную ассамблею в РГПУ, получили дипломы участников и памятные подарки. Ребятам участие в таком городском мероприятии очень понравилось, у них появилось желание участвовать в этом фестивале юных физиков снова.

В апреле 2021 года состоялся пятый, заключительный этап, в рамках работы над проектом. Во-первых, ребята в День космонавтики  приняли участие в школьной викторине. Она была организована на переменах: каждую перемену каждый класс получал конверты с вопросами по истории космонавтики, астрономии, с загадками, ребусами и шарадами о космосе. Знания, которые ребята получили за время работы над проектом, позволили шестиклассникам правильно ответить практически на все вопросы. Также учащимся 5-6 классов было предложено поучаствовать в школьной выставке рисунков «Космический транспорт будущего». Надо было нарисовать на листе А – 3 космолёт, из класса были выбраны 3 художника-добровольца, которые достойно выполнили это задание.

Во-вторых, ребятам  было предложено разделиться на 3 группы и создать из имеющихся материалов космический транспорт. При подготовке к занятию каждый в течение недели собирал материалы: использованные компакт-диски, пластиковые бутылки, картон, упаковки от печенья и т.п. На занятии каждая группа получила одинаковый набор предметов, которые можно было бы использовать для моделирования и применить собственные материалы. Выдумке и фантазии не было предела! Были представлены 3 модели транспорта, даны им названия, объяснялся принцип работы таких устройств, а любознательная публика из других групп задавала вопросы.

Часть ребят в каждой группе получила набор предметов, позволяющий продемонстрировать реактивное движение. Это вызвало настоящий восторг. Такой опыт будет интересен не только шестиклассникам:

1. Надуваем воздушный шар и зажимаем его бельевой прищепкой.

2. К шарику вдоль него прикрепляем скотчем соломинку для коктейля.

3.Продеваем через соломинку (лучше взять пошире) нить длиной 4-5 метров.

4. На расстоянии 4-х метров ставим стулья и привязываем к ним эту нить, шарик оказывается подвешенным на нити между стульями.

5.Отстёгивае бельевую прищепку-шарик летит с большой скоростью вдоль нити.

Конечно, ребята позже упростили эту демонстрацию: достаточно просто надуть шарик и отпустить его, он взлетает по непредсказуемой траектории, это тоже вызвало радость у многих ребят.

Подводя итоги последнего занятия, ребята сумели дать объяснение, как возникает реактивное движение, вспомнили, что узнали нового для себя за этот учебный год, работая над проектом, интерес к физике как к новой для них науки у шестиклассников стал ещё больше.

Работа над проектом «Наша Вселенная» сплотила  класс, дала возможность каждому ученику проявить себя при выполнении заданий на разных этапах, преодолеть некоторые страхи перед изучением нового школьного предмета физика, узнать новое о космосе и Вселенной, использовать интернет-ресурсы для поиска ответов на различные вопросы  по истории космонавтики, учиться пересказывать материал, развивая свою устную речь, чего так не хватает современным школьникам, ребята сами нашли ответы на свои вопросы, которые формулировали в начале года.

Не случайно, эпиграфом к данной статье мы выбрали слова великого физика А. Эйнштейна. Дети, действительно, любят сами «искать и находить». Поэтому нам, педагогам, надо обязательно использовать эти качества детей для их обучения и воспитания.